Файл: Процедуры банкротства: виды, общая характеристика (Общая характеристика банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1499

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывает практика большинства стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), что одним из ключевых элементов современной системы экономической несостоятельности является наличие специального государственного органа с особыми обязанностями по вопросам банкротства [10, С.126].

Полномочия этого органа состоят в том, чтобы следить за функционированием законодательства и давать правительству рекомендации по действиям последнего в этой области. Другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт профессионалов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе [10, С.126].

Необходимо отметить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству в зарубежных странах:

- разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой;

- сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;

- сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;

- выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;

- организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;

- разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих;

- организация контроля над такими аспектами деятельности арбитражных управляющих как:

1) соблюдение профессионально-этического кодекса;

2) отчетность по выявленным активам;

3) соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений;

4) соответствующее распределение средств от реализации активов;

5) правильное признание исков;

6) сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемые судом;

7) получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения.

- консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству;

- осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами;

- обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы;

- контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях - должниках, представляемой судам;


- контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров;

- защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве;

- защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.

В Австралии государственный орган по делам о банкротстве является государственной корпоративной комиссией, которая имеет право: пересмотреть финансовое состояние предприятий, подлежащих процедуре несостоятельности; обеспечить адекватность информации о должнике; делать выводы о степени ответственности директоров должника за банкротство предприятия; дисквалифицировать самих виновных директоров или подать заявку на такую дисквалификацию в суде [10, С.128].

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в США. С 1934 года роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по ценным бумагам и биржам (КБЦБ) правительства США [10, С.128].

Согласно американскому закону о банкротстве, реформированному в 1978 году, КБЦБ имеет три функции:

1. Выступать в суде и быть заслушанным по любому вопросу о процедуре банкротства, включая кандидатуру и уровень оплаты арбитражного управляющего, назначение комиссий кредиторов и акционеров, использование, продажу и аренду имущества.

2. Контролировать и обеспечивать адекватность заявления должника о его финансовом состоянии и активах.

3. Возражать против одобрения судом плана реорганизации в случае злоупотребления со стороны должника.

В ряде случаев КБЦБ участвовала в продаже проданных неплатежеспособных предприятий, настаивая на других условиях продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в качестве государственного органа по банкротству США появились государственные федеральные управляющие банкротством, задачей которых, помимо прочего, является контроль за деятельностью и выплата независимых конкурсных управляющих, а также предотвращение мошенничества, нечестности и нарушения закона при осуществлении процедур банкротства [10, С.129].

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, который имеет отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует производство по делу о несостоятельности [10, С.130]. Возможности его таковы:


- выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств;

- консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;

- подготовка, лицензирование, консультирование арбитражных управляющих;

- консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;

- контроль уровня оплаты конкурсных управляющих, доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;

- контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;

- осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.

В Великобритании роль государственного органа по банкротству осуществляет Служба несостоятельности, вступающая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 2700 стабильных работников [10, С.132]. Функции этой Службы таковы:

- разработка рекомендаций Правительству в отношении политики в области банкротства;

- обследование финансового состояния и контроль финансовой деятельности всех физических и юридических лиц, в отношении которых в суде возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с целью выявления вероятных причин банкротства должника и понесенных им убытков;

- осуществление функций арбитражного управляющего в делах, представляющих общественный интерес;

- осуществление функций конкурсного управляющего в делах, по которым активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия не хватает для оплаты независимого профессионала;

- выявление криминальных нарушений в делах о несостоятельности (банкротстве) и возбуждение в судах дел о судебном преследовании соответствующих лиц (руководителей должников или арбитражных управляющих);

- направление соответствующей информации в правоохранительные органы;

- в случае необходимости (по жалобам или иным показаниям) - затребование и получение от конкурсного управляющего отчета о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности - возбуждение в суде дела о дисквалификации таких руководителей на максимальный срок до 15 лет;

- лицензирование и регулирование деятельности специалистов по банкротству (либо непосредственно, либо путем делегирования соответствующих полномочий, аккредитованным профессиональным ассоциациям);

- контроль соответствия деятельности арбитражных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;

- получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией;


- выявление причин по подаче заявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно (неисполнение этой обязанности - нарушение закона);

- проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;

- предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку за счет компании и назначение определенных аудиторов;

- возбуждение дела о ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества. На такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании [10, С.132].

Таким образом, существующие системы несостоятельности (банкротства) в промышленно развитых странах можно разделить на системы продолжниковские и прокредиторские.

Суть продолжниковской системы заключается в защите интересов должников, которые по тем или иным причинам находятся в сложном финансовом положении. Государство стремится создать все необходимые условия для того, чтобы такие организации могли выйти из критической ситуации, в том числе помочь должнику избавиться от долгов и начать новый старт. Данная система действуют, к примеру, во Франции и США.

Прокредиторская система неплатежеспособности применяется в Европе (за исключением Франции). Для этого основная цель заключается в защите интересов кредиторов путем полного удовлетворения их требований в результате эффективного распределения активов должника среди кредиторов, находящихся под строгим контролем за сохранением активов должника и его скорейшей ликвидацией. Однако этот подход нельзя считать оптимальным. Структура производительных сил такова, что уже невозможно просто продать имущество должника и распределить доходы между кредиторами. Поддержание целостности технологического комплекса должника выгодно как для кредиторов, так и для всей экономической системы.

2. Виды, принципы процедуры банкротства

2.1 Виды и процедуры банкротства

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить свою финансовую стабильность и платежеспособность в предстоящий период из-за реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную экономическую деятельность в будущем, в результате чего оно объявляется банкротом на законных основаниях.


2. Техническое банкротство. Используемый термин описывает состояние несостоятельности предприятия, а сумма его активов значительно превышает сумму его финансовых обязательств. Техническое банкротство с эффективным антикризисным управлением предприятием, включая его дезинфекцию, обычно не приводит к его юридическому банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителя или владельца предприятия его несостоятельности; причинение хозяйственного ущерба предприятию в личных интересах или в интересах других лиц; возбуждено некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты преднамеренного банкротства преследуются по закону.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложную декларацию о несостоятельности предприятия, чтобы ввести в заблуждение кредиторов, чтобы получить от них задержку (рассрочку) при исполнении своих кредитных обязательств или скидку на сумму кредитного долга. Такие действия также наказуемы по уголовному порядку [9, С.126].

Признаки банкротства:

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательство не выполнены ими в течение трех месяцев с даты, когда они были и если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательство не будут выполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть выполнены.

Условия и порядок объявления банкротом компании основаны на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия принимается арбитражным судом [9, С.126].

В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:

1. Подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

В соответствии с действующим законодательством такое заявление может быть представлено: кредитором, должником, прокурором, органом, уполномоченным государством. Заявление должника должно быть представлено на основании решения его владельца; орган, уполномоченный управлять своим имуществом или его руководящим органом (если такое право предоставляется ему в соответствии с учредительными документами). В заявке должны быть указаны: количество претензий, которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым должник считает невозможным выполнение своих обязательств, и другую необходимую информацию. К заявлению компании-должника должен прилагаться список его кредиторов и должников (с указанием сумм кредиторской и дебиторской задолженности, соответственно), а также баланс за последний период и другие документы [9, С.127].