Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Экономический рост в современной России привел не только к ускорению темпов общественной динамики, но и к экспоненциальному усложнению рыночной системы. Подобное положение дел сформировало в России наличие двух законодательно установленных и контролируемых государством систем учета деятельности организаций и предприятий, а именно бухгалтерского и налогового учета. Разделение учета на несколько видов отражает естественное стремление руководства предприятия наиболее удобным образом осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств организации с целью достижения цели деятельности организации (которое выражается в бухгалтерском учете) и такое же естественное стремление государства по контролю правомерности финансовых операций организации и отсутствия сокрытия сведений о фактах хозяйственной деятельности (выражающееся в наличии налогового учета).

Целью данной работы является изучение основных этапов формирования налогового учета в России, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и этапы развития налогового учета;

- изучить альтернативу налогового учета;

- рассмотреть сближение бухгалтерского и налогового учета;

- проанализировать налоговое регулирование в РФ;

- выявить проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ.

Объект исследования – налоговый учет.

Предмет исследования - основные этапы формирования налогового учета в России.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1 Понятие и этапы развития налогового учета

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ[1].


В научной литературе встречаются различные подходы к выделению этапов становления налогового учета в России. В зависимости от законодательной основы формирования информации в целях налогообложения предлагается выделять два этапа: до и после введения НК РФ (рисунок 1.1).

Рис. 1.1 - Этапы становления налогового учета в России

В процессе своего становления налоговый учет прошел несколько важных стадий развития. На первой стадии наблюдается единство ведения учетов, действуют общие нормативные документы, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета и определения объекта налогообложения. На последующих стадиях происходит все больше отдаление учетов, в связи с усложнением законодательства. На последних стадиях комплекс принятых мер (в области амортизационной политики, составе расходов и др.) направлены на сближения ведения учетов.

Для определения методологических основ ведения налогового учета, его взаимодействия с бухгалтерским учетом, целесообразно провести сравнение объектов и задач бухгалтерского и налогового учета (таблица 1.1)

Таблица 1.1 - Концептуальные основы бухгалтерского и налогового учета

Критерий сравнения

Бухгалтерский учет (ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»)

Налоговый учет (ст. 313 НК РФ)

Объекты

Имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности

Не определены

Задачи

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетностью - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью;
  2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетностью для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей

налогообложения

хозяйственных

операций,

осуществленных

налогоплательщиком

в течение отчетного

(налогового) периода;

  • обеспечение информацией внутренних и внешних

пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.


Таким образом, перед бухгалтерским и налоговым учетом стоят совершенно разные задачи. Данные бухгалтерской отчетности, прежде всего, необходимы в работе внутренних пользователей. Главным итогом введения налогового учета, и его главной задачей стало формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, налоговый учет в первую очередь, ориентирован для формирование отчетности для внешний пользователей (налоговых органов).

В соответствии с требованиями ст. 313 НК РФ, налогоплательщик в праве выбирать между двумя вариантами налогового учета: самостоятельный (автономный) налоговый учет; смешанный налоговый учет (частично или полностью, опирающейся на данные финансового учета). Мнения специалистов по вопросу, какой вариант организации учета позволяет более эффективно и достоверно сформировать данные для исчисления налогов разделились. Резюмируя мнения различных ученых можно выделить как положительные так и отрицательные моменты существующих вариантов организации учета (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Сравнительный анализ вариантов ведения налогового учета

Преимущества

Недостатки

1. Самостоятельный (автономный) вариант организации налогового учета

использование для формирования регистров налогового учета непосредственно первичной учетной информации, что обеспечивает полноту учетных операций, их достоверность, и, следовательно, снижение вероятности появления ошибок;

дает реальную возможность получать данные для формирования налоговой базы непосредственно из налоговых регистров, которые формируются в соответствии с требованиями налогового законодательства;

полная независимость от изменений правил финансового учета.

требует значительных затрат, связанных с необходимостью создания в организации отдела или группы налогового учета, привлечения высококвалифицированных специалистов, закупки новых программных продуктов и модернизации учетного процесса, а также вычислительной техники;

дублирование идентичных данных в налоговом и финансовом учете;

трудности в организации документооборота в организации (необходимость использования одних и тех же первичных документов в обеих системах, обеспечение сохранности этих первичных документов, определение места хранения первичных документов - как приложение к финансовым или налоговым регистрам);

отсутствие научно обоснованной методологии, нацеленной на формирование информации о налоге на прибыль.

2. Вариант организации налогового учета на базе данных системы финансового учета (смешанный)

меньшая трудоемкость по сравнению со специальной системой налогового учета;

исключение дублирования информации;

независимость системы финансового учета от текущих изменений налогового законодательства;

возможность быстрого внедрения данного варианта налогового учета;

возможность гибкой настройки соответствия объектов финансового учета объектам налогового учета.

пересмотр взаимосвязи показателей финансового и налогового учета при каждом возможном изменении правил финансового учета. Но, учитывая, что в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу взят курс на сближение налогового и финансового учета, расхождений в правилах и методах учета в этих двух системах должно становится все меньше и меньше. Кроме того, правила финансового учета меняются намного реже, чем нормы налогового законодательства;

постоянный контроль за правильностью формирования данных налогового учета, особенно в случаях изменения данных системы финансового учета прошлых отчетных периодов.


Таким образом, получение данных для исчисления налогов на основании информации формируемой в системе финансового учета является более рациональным и экономичным по сравнению с самостоятельным (автономным) ведением налогового учета. Финансовый учет, имеющий тысячелетнею историю применения и отработанную методологию организации, является более емкой системой формирования информации и органически включает в себя элементы налогообложения. Кроме того, пользователями информации финансового учета могут быть внешние организации, в том числе и налоговые органы как пользователи с косвенным финансовым интересом. При этом бухгалтерское законодательство содержит все основополагающие принципы признания и оценки доходов и расходов, которые лежат в основе исчисления налога на прибыль. В свою очередь, информационной базой как финансового, так и налогового учета являются первичные документы. Таким образом, информационная база в обеих учетных системах едина. Отличия состоят в способах группировки, систематизации и обработки учетной информации в соответствии с целями присущими тому или иному виду бухгалтерского учета. В настоящее время различия возникают: в категориях и составе объектов учета и соответствующей терминологии; в методах формирования первоначальной стоимости при принятии объектов к учету и методах амортизации; в моменте признания и составе доходов и расходов и др[2].

1.2 Альтернатива налогового учета

В научной литературе рассматриваются несколько альтернатив в развитии налогового и бухгалтерского учетов:

  • дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учета;
  • совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учетных систем на базе бухгалтерского учета;
  • совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учета с целью установления соответствия на базе налогового учета с сохранением первичных документов в качестве основы учетной налоговой деятельности;
  • полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учета.

По нашему мнению, реформирование национальных учетных стандартов должно происходить взаимонаправленно и согласованно. Система принципов совершенствования национальной учетной системы:


1. В связи с имеющейся целью создания системы учета, отвечающей требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учетной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учета и увеличения базы налога.

    1. Экономичность системы учета. Учет не должен стоить предприятию многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учету фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учета, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учета на предприятии, однако там относительная легкость ведения учета достигается исключительно благодаря применению программных средств.
    2. Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учета. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учета опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и осуществлять согласование объектов учета и налогообложения с целью ликвидации противоречий между ними.
    3. Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в правилах бухгалтерского учета. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учета учету налоговому и, кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закрепленного законодательно обязательства организации по уплате налога.
    4. Целостность проводимой государством учетной политики в целом. Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим регуляцию национальной системы учета в целом безотносительно разделения ее на налоговый и бухгалтерский учет, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положения по бухгалтерскому учету[3].