Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность, виды и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы определяется тем, что налогообложение физических лиц затрагивает практически каждого гражданина. Одним из самых распространенных налогов в мире является подоходный налог.

Сама потребность в сборе налогов вызвана необходимостью государства выполнять свои функций: политические, оборонные, экономические, внешнеэкономические, социальные и др. Выполнение данных функций требует определенных денежных средств, и источником этих средств могут быть «подданные данного государства», а именно сбор с физических и юридических лиц в виде налогов.

Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В экономической литературе дается множество определений, характеризующих налоги. Но при этом во всех определениях указывается, что налог - платеж обязательный. Это значит, что платежи, которые не являются обязательными, не относятся к налоговым.

Цель курсовой работы – исследовать систему налогообложения физических лиц, дать оценку значению и роли этих налогов и выявить пути совершенствования налогообложения физических лиц.

В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

- определить сущность налогов, их функции и виды;

- исследовать систему налогообложения физических лиц в Республике Беларусь и отдельных зарубежных странах;

- изучить законодательные и нормативные акты, регламентирующие процесс налогообложения;

- определить возможности дальнейшего совершенствования системы налогов физических лиц;

- дать оценку существующим льготам по налогам с физических лиц и определить их влияние на социальную защиту населения.

Объект исследования – экономические отношения в системе налогообложения, складывающиеся у государства с ее гражданами.

Предмет исследования - система налогообложения физических лиц в Республике Беларусь.

В процессе написания работы использовались источники: законодательные и нормативные документы, регулирующие порядок исчисления и учета налогов и сборов в организациях Республики Беларусь, обширный материал по проблеме налогового учета и реформирования налоговой системы был получен при изучении специализированного журнала «Налоги Беларуси».

Следует отметить, что постоянное изменение в налоговом законодательстве приводит к тому что, учебная литература не всегда успевает их отражать, поэтому учебники и монографии позволили исследовать общие принципы налогообложения, а издания периодической печати позволили исследовать новейшие изменения. Проведенные исследования показали, что система налогообложения в Республике Беларусь является сложной, находится в динамике и развитии, и требует от специалистов глубоких знаний и постоянного повышения квалификационного уровня.


Глава 1. Экономическая сущность, виды и функции налогов

1.1 Причины становления и развития налогов

Налоговый кодекс Республики Беларусь — это главный законодательный документ, в котором комплексно регламентированы все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь определена общая правовая база налогообложения, дан его понятийный и процедурный аппарат. Особенная часть Налогового Кодекса Республики Беларусь вступила в силу с 2010 года и содержит механизм исчисления и уплаты каждого из установленных налогов, сборов (пошлин).

Исторический ход становления и развития государств привел к тому, что налоги стали основной формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. При этом важным фактором является правовой характер налогов, так как они определяются не министерствами и ведомствами, а принятыми законами. Сегодня экономическая наука рассматривает налоговую политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, потому что он:

1) не приводит к чрезмерному диктату со стороны правительства;

2) не снижает хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Правильно организованная и хорошо работающая бюджетно-налоговая политика вливает на всю экономику, способствует полному использованию всех ресурсов общества, способствуют привлечению инвестиций и развитию предпринимательства.

Налоги — один из элементов экономических отношений в любом государстве, и касается как юридических, так и физических лиц. Налоги  являются одним из важных условий существования любого государства, но и именно развитие государства стало причиной появления налогов. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги. Сегодня все признают что, без налогов не обойтись, но как правило все недовольны существующей налоговой системой и ищут принципы оптимального налогообложения. Кроме налогов у государства по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд[1]. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 — 90% всех бюджетных поступлений, данная ситуация характерна и для Республики Беларусь.


Как видно, доходная часть бюджета Республики Беларусь за 2017 год на 83% формируется за счет налоговых поступлений.

При изучении экономической литературы можно найти большое количество определений экономической категории налогов. Наиболее точно определяет сущность налогов определение, данное Е. Н. Домбровской в монографии «Налоги и налогообложение».

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты[2].

Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. С одной стороны, налоги являются экономическим регулятором, поскольку реализуют финансовые отношения между государством и налогоплательщиками, воздействуют через систему перераспределения доходов на взаимоотношения между то­варопроизводителями и другими участниками экономических отношений.

С другой стороны, они служат административным регулятором, так как выступают в форме обязательных платежей, что приводит к несогласован­ности экономических интересов различных субъектов экономики и обще­ства в целом. При этом следует отметить, что в большинстве стран, в том числе и в нашей стране многие критикуют существующие системы налогообложения, так как существует противоречие между государством, как потребителем налогом и его «подданными» как плательщиками налогов.

Государство стремиться получить больше финансовых ресурсов в виде налогов для выполнения своих функций, а плательщики (юридические и физические лица) стремятся заплатить меньше. Поэтому система налогообложения должна быть построена так, чтобы найти компромисс между государством и плательщиками налогов.

С теоретических позиций обоснованием необходимости поиска компромиссов между государством и налогоплательщиками по размерам и ставкам налогов могут стать расчеты американского экономиста А. Лаффера, который доказал, что высокие налоги не всегда является источником роста государственно бюджета, а могут наоборот снизить наполняемость бюджета и привести к спаду экономики. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера», которая представлена на рисунке 1, где по оси ординат отложены налоговые ставки — R; по оси абсцисс — предполагаемые налоговые поступления в госбюджет (Y).


R

100 %

R2

R1

0

Y

Y1

Y2

Рисунок 1. Кривая Лаффера

Из рисунка 1 видно, что при увеличении ставки налога R доход государства за счет роста налоговых платежей (Y) увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (R1) обеспечивает максимальные поступле­ния в государственный бюджет (Y1). При дальнейшем повышении налогов (R2) стимулы к труду и предпринимательству снижаются, и поступления в бюджет сокращаются (Y2). При 100% налогообложения доход государству будет стремиться к нулю, потому что ни работник, ни предприниматель не захочет работать бесплатно. В данных ситуациях будет широко развиваться теневой бизнес или бизнес уходит в оффшорные зоны[3].

Согласно рас­суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стиму­лы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госу­дарственный бюджет[4].

Положительное действие данного принципа демонстрирует и введение в Республике Беларусь единой шкалы по подоходному налогу. Т.е. более высокие ставки на более высокую заработную плату часто воспринимались не справедливыми, так как, получая более высокую заработную плату человек тратил больше физических и умственных сил.

Поэтому, иногда предприниматели прибегали к серым схемам выплаты заработной платы: часть выдавали официально, часть в «конвертах». И введение единого налога устранила эти факты, и не привело к снижению поступлений в бюджет по данной статье доходов.

С правовых, юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Поэтому налоги обязательно регулируются законодательно. В любом государстве, в том числе и в Республике Беларусь, права, обязанности и ответственность плательщиков определены в законодательном порядке. Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

1 Налоговый кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2 Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3 Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;


4 Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, актами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Как видно, в Республике Беларусь система нормативных правовых актов, регулирующих налоги включает два уровня. Первый уровень — законодательные акты, обладающие высшей юридической силой: налоговый кодекс, законы, декреты, указы Президента, международные договоры.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК РБ или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК РБ или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Второй уровень — подзаконные акты, имеющие подчиненный характер по отношению к законодательным актам и являющиеся средством реализации законодательных норм. Нормативные правовые акты республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а решения органов местного управления и самоуправления — на соответствующих территориях[5].

С экономической точки зрения налоги представляют главный экономический регулятор перераспределения доходов и финансовых ресурсов, который осуществляется государством в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Современная налоговая система включает различные виды налогов, которые классифицируются по различным признакам. В приложении 1 показаны существующие виды налогов.

Сама налоговая система возникла и развивалась вместе с государством и выполняет ряд функций. Первая и основная функция налогов — это фискальная функция, призванная служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. Именно в фискальной функции проявляется сущность налогов[6].

Вторая функция налогов в рыночной экономике — регулирующая, призванная служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания нако­пления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.