Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Понятие и этапы развития налогового учета
1.2 Альтернатива налогового учета
1.3 Сближение бухгалтерского и налогового учета
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Налогового регулирования в РФ
2.2 Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
1.3 Сближение бухгалтерского и налогового учета
В качестве конкретных направлений сближения бухгалтерского и налогового учета России выделим следующие направления:
-
-
- Совершенствование методологии по направлению классификации прямых и косвенные расходов.
-
Понятие «прямые и косвенные расходы» для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения принципиально различаются. Вследствие этого практически невозможно совпадение сумм прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете, что неизбежно приводит к большим различиям в суммах бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли. Кроме того, пользуясь правом самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов, многие налогоплательщики необоснованно расширяют перечень последних, поскольку они сразу в полной сумме учитываются при расчете налоговой базы, занижая тем самым в текущем периоде платежи в бюджет налога на прибыль. В бухгалтерском учете перечень прямых расходов не должен произвольно выбираться организацией, а должен зависеть от условий ее хозяйственной деятельности и отраслевой принадлежности[4].
Исходя из всего вышесказанного, предлагается исключить из Налогового кодекса Российской Федерации понятие прямых и косвенных расходов в том виде, как они в нем прописаны. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) для целей налогообложения следует вести по правилам бухгалтерского учета. Это позволит, во-первых, во многом обеспечить тождество расходов, учитываемых при расчете бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, и, во-вторых, исключит возможность искусственного увеличения расходов с целью занижения платежей налога на прибыль.
-
-
- Методы определения доходов и расходов.
-
В главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации указаны два метода определения доходов и расходов для расчета налоговой базы метод начисления и кассовый метод. В бухгалтерском учете доходы и расходы определяются только методом начисления[5]. Таким образом, предлагается отменить кассовый метод, право его использования оставить за налогоплательщиками, находящимися на специальных налоговых режимах, в частности, на упрощенной системе налогообложения.
-
-
- Сближения бухгалтерского учета для целей составления финансовой отчетности и для целей налогообложения предложено для расчета налоговой базы:
-
а) признавать доходы и расходы по правилам соответственно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
б) первоначальную стоимость амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и фактическую себестоимость материально-производственных запасов формировать по правилам бухгалтерского учета на основании соответствующих нормативных документов: ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»[6].
-
-
- Направления сближения учета амортизации.
-
Нормативными актами, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет, предусмотрены разные правила начисления амортизации по амортизируемым активам.
Единственный метод начисления амортизации в бухгалтерском учете, который полностью совпадает с налоговым - это линейный метод. При его использовании разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникнет. Но, во-первых, первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете должна совпадать с первоначальной стоимостью в налоговом учете. Во- вторых, потребуется установить одинаковый срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете.
В рамках совершенствования амортизационной политики рассмотрен вопрос о концептуальном пересмотре подходов к начислению амортизации в налоговых целях, начиная с 2010 - 2011 годов. Предлагается отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). Таким образом, в настоящее время рационально применение нелинейного метода начисления амортизации в налоговом учете, при использовании в бухгалтерском учете метод уменьшающегося остатка (закрепление в учетных политиках предприятия данных способов начисления амортизации позволит сократить разницы между бухгалтерским и налоговым учетами).
Можно сделать вывод, налоговый и бухгалтерский учеты различны, но при этом не исключается тесная связь и взаимопроникновение налогового и бухгалтерского учета, так как налоговый учет - один из элементов системы бухгалтерского учета.
Основным инструментом сближения учетов на предприятии является учетная политика. Налоговое законодательство, так же как и нормативные документы по бухгалтерскому учету, содержит ряд норм, позволяющих организации производить выбор из нескольких альтернативных вариантов, и задача здесь заключается в максимальном сближении вариантов бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, в настоящее время определяются два направления сближения двух систем учета на предприятии.
Первое направление - выбор одинаковых методов и способов ведения учета, предлагаемых в нормативных документах (одинаковый метод учета списания материалов в производство, оприходования актива, финансовых вложений, одинаковый метод начисления амортизации и т.д.) Это значительно упростит работу бухгалтера, при этом не стоит забывать, что данные меры не должны негативно сказываться на объеме прибыли предприятия, то есть при принятии решения о выборе одинаковых способов учета стоит, прежде всего, основываться исходя из экономической рациональности.
Второе направление, когда правила бухгалтерского учета не абсолютно совпадают с правилами налогового учета, бухгалтер в целях приближения, разумно решается отступить от одного из них, отражая эту позицию в учетной политике со ссылкой на существенность.
Проблема, рассмотренная в настоящей главе чрезвычайно актуальна и важна для всех без исключения российских организаций. Грамотное и умелое ведение двух видов учета неизбежно проиграет единому методу учетной политики по скорости и эффективности. К тому же все возможности для сближения бухгалтерского и налогового учета, не противоречащие их основным принципам, существуют. Главное четко определить место роль каждой системы учета на предприятии и осуществить точную и продуманную реформу в части сближения налогового и бухгалтерского.
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Налогового регулирования в РФ
В современном государстве наблюдается тесная взаимосвязь налоговой политики с другими сегментами экономической политики государства - бюджетной, таможенной, валютной и др. Налоговая политика призвана способствовать созданию условий для обеспечения экономического роста на основе повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Важнейшей целью налоговой политики является формирование финансовых ресурсов, которые необходимы государству для выполнения взятых на себя функций, таких как оборона, охрана правопорядка и национальная безопасность, система управления страной, экономика, социальное обеспечение. Кроме того, налоговая политика оказывает регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны.
Российская налоговая система с самого начала своего становления находится в состоянии постоянной трансформации, выражающейся в изменениях налогового законодательства, ставок различных видов налогов и условий их взимания. Изменения налоговой системы, осуществленные с 2000 года, касались ее радикального реформирования, и были направлены на значительное улучшение налогового климата в стране и создание более благоприятных деловых условий для хозяйствующих субъектов, включая и малый бизнес. Налоговая система была значительно упрощена с уменьшением количества налогов и налоговых льгот, снизилась налоговая нагрузка, сократилась задолженность по налогам, повысилась налоговая дисциплина. В развитии национальной налоговой системы наблюдается определенная предсказуемость благодаря обнародованию основных направлений налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную (трехлетнюю) перспективу. Это позволяет бизнес-сообществу, отдельным предприятиям скорректировать экономическое поведение в инвестиционной и финансовой сферах деятельности[7].
Несмотря на указанные изменения, хозяйственная практика требует дальнейших новаций. Состояние экономики резко ухудшилось в 2014 году, что было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки, последовавшими за событиями в Украине и присоединением Крыма к составу Российской Федерации. Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.
Недополучение бюджетом денежных средств привело к обесцениванию рубля и росту инфляции и, в значительной, степени сказалось на бюджете страны. Правительство попыталось восполнить потери путем увеличения налогового бремени. Например, в несколько раз выросли взносы в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Это повлекло массовые ликвидации ИП. В итоге бюджет опять недополучил финансы в виде налогов[8].
В России на данный момент происходит падение национальной валюты - рубля, отток капитала и полное падение импорта. Ослабление национальной валюты привело к снижению потребительского спроса, который долгое время уберегал Россию от кризиса. Помимо этого, падение рубля оказывает влияние и на инвестиционную активность.
Набирающая обороты инфляция и спад производства, спровоцировали рост безработицы в стране и снижение уровня жизни населения. Большое число предприятий, относящихся к сектору малого бизнеса, прекратили свое существование.
Тесная взаимосвязь со структурой экономики ориентирует налоговые преобразования на цели экономического развития. Потому в периоды кризисов, среди прочих мер, не менее значимыми являются меры дискреционной стимулирующей налогово-бюджетной политики (фискальной экспансии), предполагающей снижение налогов и увеличение государственных расходов. В долгосрочной перспективе фискальная экспансия может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики налогообложения, основывающейся на макроэкономической закономерности, подтвержденной статистикой разных стран, чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. И наоборот, чем меньше налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста как на микро-, так и на макроуровне.
Адаптивный механизм налогового регулирования в период кризиса должен включать следующие меры:
- Уменьшение ставок косвенных налогов и налога на прибыль. Данная мера оказывает влияние на затраты и прибыльность производства. В результате увеличиваются равновесные объемы предложения, снижается уровень цен, растет производство, увеличивается спрос на ресурсы, капитальные блага и труд, решается проблема безработицы.
- Актуальной в России является проблема снижения базовой ставки налога на добавленную стоимость и ее унификации. Требует совершенствования администрирование данного налога. В условиях значительного дефицита бюджетов субъектов РФ, улучшение финансовых возможностей регионов возможно с помощью перераспределения НДС. Возможно вернуть ему регулирующий характер, обеспечив повышенные отчисления в региональные бюджеты для выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Уменьшение ставок прямых налогов. Мера, влияющая на покупательную способность потребителей, увеличивает располагаемый доход, спрос на рынках благ и увеличивает спрос на ресурсы.
Для придания отечественной налоговой системе большей справедливости и приведение ее в соответствие с общепринятыми принципами налогообложения, возможно вернуть прогрессивное налогообложение доходов физических лиц. Налоговые системы развитых государств основываются именно на прогрессивном подоходном налогообложении.
- Увеличение инвестиционной активности. Стратегическая цель налогового воздействия на развитие реального сектора экономики заключается в создании налоговой системы, которая стимулировала бы привлечение инвестиций и повышение эффективности приоритетных экономических сфер. Поэтому совершенствование механизма налогового стимулирования становится в современных условиях актуальной задачей. В экономике развитых и развивающихся стран предусмотрены определенные меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Например, установление особого порядка взимания налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции, налоговые льготы при осуществлении предприятиями производственной сферы затрат на осуществление капитальных вложений, предоставление инвестиционного налогового кредита при использовании лизинга[9].