Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Японская модель менеджмента
1.1 Философия управления японским предприятием
1.2. Особенности японского менеджмента
2. Анализ японской системы менеджмента примере компании Toyota
2.1. Трудовые отношения на примере компании Toyota
2.2. Проблема адаптации японской модели менеджмента в России
Выбор той или иной производственной системы будет зависеть от объёмов производства, а также от отрасли в которой работает предприятие.[9]
2.2. Проблема адаптации японской модели менеджмента в России
Поскольку с целью увеличения конкурентоспособности российских предприятий в рамках глобальной конкуренции важным является не только качество выпускаемых товаров /предлагаемой услуги, а также важной является стабильность функционирования внутреннего механизма предприятий - действенная система менеджмента для поддержания положительной динамики развития компании в общем. Также некоторые ученые показали, что повышение конкурентоспособности организаций возможно за счёт перенимания опыта иностранных государств, только не полностью перенос данного опыта на собственное государство, а согласно особенностям ментальности и экономики, а также еще множества факторов. Поэтому в этом разделе я остановлюсь на японском опыте
Для начала проведем рассмотрение основных моментов японского менеджмента, который также приспособил под себя опыт зарубежных государств:
- основной ориентир на сотрудников компании: предоставить
необходимые условия для труда, патернализм, причастность сотрудников к организации (все сотрудники несут ценность для компании);
- стремление развиваться: менталитет постоянного улучшения «кайдзен», кружки качества, в которых происходит обсуждение путей улучшения работы предприятия, а также качества выпускаемой работы, система «канбан» - выпуск качественных товаров и отказ от выпуска ненужных продуктов (концепция «Just-in-time» -точно в сроки, по заказу);
- гибкость производства, быстрая адаптация к меняющемуся рынку;
- высококвалифицированная рабочая сила, проведение развития и обучения работников;
- поддерживать не только формальную жизнь организации, но и неформальную;
- высокие требования к руководителям фирм: основная функция руководителя – принимать решения, а этому требуются профессиональные знания, предсказание будущего, обеспечение положительного морального состояния сотрудников компании, улучшение рабочей жизни всех работников, предоставление сотрудникам важной работы, которая их удовлетворит;[10]
- сотрудники компании - семья;
- деньги не являются единственным способом вознаграждения за труд.
Теперь перейдем к особенностям менеджмента в РФ, а вернее проблемам с ним сопряженными:
В менеджменте главная проблема — работа с персоналом. Люди являются субъектами рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависимы успехи деятельности любой компании. Работу с персоналом должны осуществлять руководители и менеджеры.
Проблемы отечественного менеджмента:
- нужно проводить подготовку менеджеров согласно мировым стандартам;
- неумение принятия решений;
- неспособность менеджеров к делегированию полномочию;
- неумение прибегать к услугам независимых консультантов;
- низкий уровень профессионализма менеджеров;
- отсутствие должного внимания корпоративной культуре;
- неумение использования приемов риск-менеджмента, боязнь инноваций;
- недостаточное введение в управленческий процесс компонентов информационного менеджмента;
- и другие проблемы, которые требуют долгой работы.
Для применения некоторых аспектов японского менеджмента в российских предприятий, нужно показать итоги исследования Г. Хофстеда, подсчитавшего три показателя: дистанция власти (PDI), избегание неопределенности (UAI) и индивидуализм (IDV) по сорока государствам.
По подсчитанным 3 показателям мы видим, что ценностные предпочтения наших граждан довольно далеки от ментальности европейских граждан, но являются очень близкими к ценностным предпочтениям людей азиатских и латиноамериканских стран. Принадлежность России к не-Европе лучше отслеживается, если использовать оценки Г. Хофстеда и GLOBE. Касательно оценок А. Наумова, отечественного ученого, они значительно «сдвинуты» к ментальности европейского вида - видимо, респондентам из Школ бизнеса хотелось казаться «цивилизованными» европейцами. Но, как мы видим по графикам, даже им не получается оторваться от собственных культурных корней: их ментальность становится уже не «восточной», а также и еще не западной.[11]
Таблица 1. Методика Г. Хофстеда
Страны |
Дистанция власти (PDI - Power Distance) |
Избегание неопределенности (UAI - Uncertainly Avoidance) |
Индивидуализ м (IDV - Individualism) |
Бельгия |
65 |
94 |
75 |
Великобритания |
35 |
35 |
89 |
Германия (ФРГ) |
35 |
65 |
67 |
Китай |
63 |
86 |
23 |
Мексика |
81 |
82 |
30 |
Россия |
90 |
90 |
50 |
США |
40 |
46 |
91 |
Франция |
68 |
86 |
71 |
Япония |
54 |
92 |
46 |
Из этого можно сделать вывод, что применение восточного опыта в России в некоторых аспектах возможно.
Резюме мы выделим аспекты японского менеджмента, которые можно внедрить в применение в российских организациях:
- во-первых, во главе российских организаций должны стоять опытные и знающие руководители, связывающие свою судьбу с Россией, а не стремящиеся «заработать и сбежать»;[12]
- во-вторых нужны новые кадры, для этого высшие учебные заведения должны качественно подготавливать студентов;
- в-третьих, необходимо формирование рынка труда, где работающие люди будут получать достойную заработную плату за честный труд. Также необходимо уменьшение различия в заработной плате высшего и низшего звена работников, например в японской практике соотношение з/п высшего и низшего звена работников 5:1, а о том как в России же, я думаю можно не говорить, так как все в курсе ситуации. В западных странах, если ты работаешь - живешь хорошо, у нас же в России некоторые работающие люди – бедные.
Заключение
Высокая конкуренция, обширность предоставляемой продукции и
высокий уровень качества производимых товаров, вынуждает организации
создавать свои методы и технологии, для успешного функционирования
предприятия. Самые успешные и известные методы управления, скрываются в японском менеджменте. На основе японских технологий управления
предприятием была собрана и изучена информации, которая позволила понять
принципы и выявить особенности японского стиля организации производства.
Приверженность традициям и особенность менталитета японцев внесли
свою специфическую направленность японского менеджмента.
Для изучения японских технологий управления предприятием была взята
за основу компания ООО «Тойота Мотор». Ее производственные системы
положили начало новой эпохи в сфере автомобилестроения и вывели компанию на лидирующие позиции. Улучшение качества, сокращение издержек, сплоченность коллектива, узнаваемость брэнда, огромные прибыли от продаж все это было достигнуто с помощью применения Toyota production system.
В ходе данного исследования были проанализированы особенности
японского менеджмента и основные технологии управления на японских
предприятиях, на их основе сформированы принципы японского управления и произведено сравнение японского, европейского и американского менеджмента.
Была выявлена универсальность подходов Toyota в производстве. Практическое значение итогов исследования обусловлено возможностью использования сформулированных концепций на производстве с целью повышения эффективности руководства.
Разработанная много лет назад система управления в Японии на
сегодняшний день является одной из самой эффективной в мире. Многие страны, которые сегодня стоят на первых местах по развитию производства, пользуются японской системой. Наверное, даже спустя много лет, японские принципы управления останутся самыми успешными
Список литературы
- Алексунин В.А. Маркетинг – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 216с.
- Антонов В., Серебрякова Г. Теоретические основы управления организацией.//Маркетинг-2016-№5 (126).-С.106-123.
- Акопян А. Человеческий капитал.//Маркетинг.-2016.-№2 (123)-с.21-33.
- Антонов В., Серебрякова г. Организационные изменения.//Маркетинг.-2016-№3.-С.111-125.
- Антонов В., Серебрякова Г. Процесс управления// Маркетинг.-2016.-№2(129).-С.113-126.
- Антонов В., Серебрякова Г. Теоретические основы управления организацией// Маркетинг.-2016.-№5(126).-С.106-124.
- Антонов В., Серебрякова Г. Цели, функции и мотивация управления организацией.-2016.-№6(127).-С.109-123.
- Антонакис Дж., Худжберг Р. Следуя новой концепции: три шага к новым обязательствам.//Маркетинг.-2016.-№6.-С.66-70.
- Азоев А. Персонализация маркетинговых коммуникаций// Маркетинг.-2016.-№3(112).-С.66-77.
- Артюшина Е.В., Сучков П.В. Роль доверительных отношений в управлении сотрудниками работающими с клиентами// Менеджмент в России и за рубежом.-2017.-№3.-С.106-110.
- Амар П. Психология менеджера: как добиться успеха в работе.-Ростов н/Д: Феникс, 2016 .-217с.
- Бажанов Ю.К. Розничная торговля в России: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 239с.
- Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2016. -208с.
- Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. -350с.
- Буров А.Н., Бородин О.И., Василенко И.В. и др. Экспресс-справочник менеджера: учебное пособие.- Волгоград: РГТЭУ, 2016.-164с.
-
Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. -350с. ↑
-
Амар П. Психология менеджера: как добиться успеха в работе.-Ростов н/Д: Феникс, 2016 .-217с. ↑
-
Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. -350с. ↑
-
Артюшина Е.В., Сучков П.В. Роль доверительных отношений в управлении сотрудниками работающими с клиентами// Менеджмент в России и за рубежом.-2017.-№3.-С.106-110. ↑
-
Антонакис Дж., Худжберг Р. Следуя новой концепции: три шага к новым обязательствам.//Маркетинг.-2016.-№6.-С.66-70. ↑
-
Антонов В., Серебрякова г. Организационные изменения.//Маркетинг.-2016-№3.-С.111-125. ↑
-
Антонов В., Серебрякова Г. Процесс управления// Маркетинг.-2016.-№2(129).-С.113-126. ↑
-
Антонов В., Серебрякова Г. Цели, функции и мотивация управления организацией.-2016.-№6(127).-С.109-123. ↑
-
Артюшина Е.В., Сучков П.В. Роль доверительных отношений в управлении сотрудниками работающими с клиентами// Менеджмент в России и за рубежом.-2017.-№3.-С.106-110. ↑
-
Бажанов Ю.К. Розничная торговля в России: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 239с. ↑
-
Бажанов Ю.К. Розничная торговля в России: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 239с. ↑
-
Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2016. -208с. ↑