Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2 Тема проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников Студент.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В работе Н.Ю. Румянцевой исследовательская работа имеет специально структурированную структуру, почти аналогичную структуре реальной исследовательской работы: тема, проблема, объект, актуальность объекта исследования, цель, гипотеза, задачи исследования, методы исследования: наблюдение, опыт, эксперимент и т.д. [12]. Дизайн и методы исследования тесно связаны между собой, каждый из них обуславливает интерес к той или иной проблеме. Самые распространенные из них связаны с детской деятельностью, где каждый ребенок работает по собственной инициативе и создает что-то новое.
Первым и самым важным условием развития исследовательской деятельности является то, что дети учатся планировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, изучать необходимую информацию, использовать знания на практике, проводить исследования и понимать результаты своей деятельности. Эта деятельность должна быть регулярной и целенаправленной в виде школьных уроков, репетиторства и внеклассных мероприятий.
Уроки создают образовательный контекст, который заставляет учащихся отстаивать свою точку зрения, разрабатывать аргументы, задавать вопросы и обращаться к многочисленным источникам информации.
Еще одним важным педагогическим условием развития науки является использование системы поощрений. Учителя должны поощрять учащихся и делать акцент на оригинальности, креативности и глубине решения проблем. Это необходимо для установления правильного диалога об обучении, который помогает стимулировать учащихся, развивать их творческие способности, воспитывать личность, углублять опыт и выявлять индивидуальность [20].
Следующим педагогическим условием является учет соответствующего возраста. Учителя должны учитывать, что темы исследований в младших классах начальной школы логически согласуются с темами образовательной области. Продолжительность исследования не должна быть слишком большой, так как это может привести к потере концентрации при подготовке проекта, истощению воображения при подготовке проекта и общему чувству потери или безразличия к заданию. Учителя должны учитывать следующее в отношении развития методов исследования и изучения на ранних этапах школьного образования:
-
необходимо иметь все возможности для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся; -
учитель должен уметь организовывать дискуссии, не навязывая своего мнения и не подавляя авторитет учеников; -
создавать и поддерживать группы, работающие над проектами предпринимательского и эмоционального характера, и направлять учащихся в решении проблем; -
способность интегрировать содержание различных предметов в решение проблемы выбранного проекта [5].
Для развития исследовательских навыков необходимо:
-
Совершенствование. Работа должна быть непрерывной, как на работе, так и в деятельности вне работы. -
Обработка. Студенты должны быть мотивированы преподавателями на открытие и развитие исследовательских навыков путем их мысленного выполнения. -
Психология. Поощряйте и вдохновляйте творчество. Студенты должны быть готовы открывать и изучать новый материал. Они не должны бояться узнавать новое. -
Они должны соответствовать возрасту. Обучение должно быть серьезным и увлекательным. Обеспечьте, чтобы ученики чувствовали себя расслабленно и раскованно.
Когда ученики сталкиваются с трудными ситуациями, они начинают думать, и у них возникает потребность решить их. Ребенок может спросить: 'Как это может быть глупо. Как это произошло. Что я должен делать? И если да, то что я должен делать'. Дети начинают обособлять проблему с их собственной точки зрения. Здесь перед учителем стоит сложная задача - каждый раз оживлять потенциальный познавательный интерес младших школьников, а не дать ему угаснуть. Далее возникает ситуация, в которой развивается гипотетическое мышление. Предположение - это способ искажения мыслей, систем мышления или образов. Постепенно ребенок начинает выдвигать догадки и альтернативы, развивая навыки доказательства и рассуждения. Открываются возможности для создания "нового" опыта, т.е. познавательного интереса к изучаемому предмету или деятельности.
Межличностные отношения укрепляются благодаря участию в обсуждении различных гипотез. Рефлексия важна для развития. Рефлексия - это способность различать известное и неизвестное, определять и понимать знания, которых недостаточно для успеха, а также рассматривать и оценивать свои мысли и действия "со стороны". Это создает понимание того, что собственные утверждения являются единственно возможными, но необходимо критически наблюдать за мыслями и действиями других. Это изменение связано с обучением таким видам поведения, как самоконтроль.
Самоконтроль учит учеников брать на себя ответственность за свои поступки. Сверстники, учителя и родители могут представить учащимся результаты исследований, чтобы они оценили их значимость. Учителя должны поддерживать и мотивировать творческие способности учащихся и их желание узнавать новое, не заглушая и не связывая их мысли и идеи. Учителя должны создавать гармоничный климат для творчества учащихся. Учащиеся не должны бояться выражать свое мнение или совершать ошибки. Задача учителя - не подавлять творческие желания, импульсы и идеи учеников, а поддерживать и направлять их. Обучение исследовательским навыкам в начальной школе проходит в четыре этапа, соответствующих четырем годам начального образования. На каждом этапе учитывается возрастной диапазон учеников [14].
Первый этап соответствует 1 классу и началу участия в проектной работе. Одним из важнейших этапов является формирование базы знаний в процессе проектирования. Здесь необходимо обучить учащихся развитию исследовательских навыков, которые станут предпосылкой для проведения исследований в последующие учебные годы.
На первом году обучения школьники должны использовать задания на анализ, синтез, классификацию, сравнение и рефлексию. Основная цель этого этапа - активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей в учебном процессе. Рекомендуется использовать загадки, шутки, логические задачи, задания, развивающие творческие способности, игры с участием сказочных персонажей, задания, помогающие учащимся задавать вопросы, исследовать, проверять, изучать, рассуждать и писать.
На втором этапе, во втором классе, акцент делается на изучение основ теории и плановой работы. На уроках все чаще используются проблемные методы, когда ученики могут найти нужную информацию, используя различные поисковые ресурсы.
На последних этапах третьего года обучения учащиеся продолжают обобщать теории исследований, автоматизируют навыки работы в группе и открывают для себя новую форму работы - самостоятельную индивидуальную работу. Учащиеся могут применять свои знания и навыки при выполнении коротких заданий [7].
На заключительном этапе четвертого года обучения основное внимание уделяется навыкам обработки информации и проведению долгосрочных исследований [6].Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы Исследование - это бескорыстный поиск истины, а проектирование - это решение конкретной и понятной проблемы. Однако оба метода зависят от одной и той же проблемы, способа и формы деятельности; оба предполагают самостоятельные действия отдельных людей, пар и групп и проводятся в течение определенного периода времени, от нескольких минут до недель или месяцев занятий.
Итак, младшие школьники развивают свои исследовательские навыки в четыре этапа, что соответствует четырем годам начальной школы, т.е. с 1 по 4 класс.
По мере смены уровней обучения формат преподавания исследовательских навыков постепенно упрощается. В этом случае наиболее эффективным условием обучения является проектная работа, направленная на развитие исследовательских навыков учащихся. Кроме того, учителя создают определенные условия обучения: использование системы стимулов, учет возрастных особенностей, создание творческого и психологического комфорта, воспитание интереса и мотивации, систематизация работы, быстрота получения результата и т.д.
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования
2.1 Методы и методики исследования
Исследование по теме работы проводилось на базе «ДШИ им. А. П. Артамонова (№2)». В эксперименте приняли участие 30 детей 4-х классов. Среди них 20 девочек и 10 мальчиков, средний возраст составил – 9,5 лет.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе диагностировался уровень сформированности исследовательских умений обучающихся.
На втором этапе внедрялся метод проектов как способ формирования исследовательских умений.
На третьем этапе оценивалась эффективность данного метода.
Для диагностирования были выбраны следующие методики:
-
Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия».
Цель – определение способности обучающегося менять свою точку зрения, смотреть на проблему со стороны.
Материалы – модифицированная методика Р. С. Немова «Вербальная фантазия», материалы работ А. И. Савенкова.
Критерии – скорость процессов воображения; необычность, оригнальность; глубина и детализированность образа; впечатлительность, эмоциональность образа.
-
Методика Р.Н.Немова «Обведи контур».
Цель – оценка образного мышления.
Материалы – 3 рисунка, карандаш, ручка, секундомер.
Критерии – скорость, качество, точность выполнения задания.
-
Методика «Сравнение понятий».
Цель – изучить способность младших школьников обучаться и синтезировать знания.
Материалы – лист с понятиями, ручка.
Критерии – конкретность мышления, устойчивость.
Результаты по первой методике получились следующие (рис.1).
Рисунок 1 - Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (констатирующий этап)
Рисунок 1 показывает, что количество детей с высоким уровнем воображения составляет 10 человек (33%), со средним 15 (50%), с низким 5 (17%).
Результаты по второй методике получились следующие (рис.2).
Рисунок 2 - Методика Р.Н.Немова «Обведи контур» (констатирующий этап)
Так, исходя из данных рисунка 2, уровень мышления у испытуемых: 3 человека имеют очень высокий уровень (10%), 4 – высокий (13%), 16 - средний (53%), 6 – низкий (20%), 1 - очень низкий (4%).
Результаты по третьей методике получились следующие (рис.3).
Рисунок 3 - Методика «Сравнение понятий» (констатирующий этап)
Рисунок 3 демонстрирует, что из 20 испытуемых у 26 (87%) сравнение понятий находится на уровне нормы, они делают это без особых усилий. У 4 (13%) показатели ниже нормы, нет понимая различий в понятиях.
Так, нами диагностирован уровень исследовательских умений младших школьников.
Далее предложено внедрение проекта на втором этапе исследования, проведены уроки, и проанализированы полученные результаты. Эффективность проделанной работы представлена в следующем параграфе исследования.
2.2 Результаты исследования
После использования проекта в формировании исследовательских умений, мы провели повторную диагностику по предложенным ранее методикам. Результаты представлены на рисунках 4-6.
Рисунок 4 - Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (контрольный этап)
Рисунок 4 показывает, что после применения проектов, уровень вербальной фантазии у младших школьников изменился. Так, количество обучающихся со средним уровнем составило 17 человек (56%), с высоким – 13 человек (44%).
Рисунок 5 – Методика Р.Н.Немова «Обведи контур» (контрольный этап)
Рисунок 5 показывает, что после применения проектов, уровень мышления младших школьников также изменился. У 5 (16,5%) обучающихся отмечен очень высокий уровень мышления, у 7 (23,5%) высокий, у 17 (56,5%) средний, у 1 (3,5%) низкий.
Рисунок 6 - Методика «Сравнение понятий» (контрольный этап)
Так, рисунок 6 показывает, что количество детей умеющих сравнивать понятия составляет 29 человек (97%), лишь у 1 ребенка показатели чуть ниже нормы (3%).
Показатели по методикам до и после применения метода проектов представлены на рисунке 7-9.
Рисунок 7 – Сравнение показателей по методике Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (до и после применения метода проектов в формировании исследовательских умений)
Рисунок 8 – Сравнение показателей по методике Р.Н.Немова «Обведи контур» (до и после применения метода проектов в формировании исследовательских умений)