Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и классификация оперативно-розыскных мероприятий
1.1. Сущность оперативно-розыскных мероприятий
1.2. Правовая основа оперативно-розыскных мероприятий
1.3. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Проблемы разделения оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности)
1.3. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Все оперативно-розыскные мероприятия приведены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативно-розыскные мероприятия подразделяются в зависимости от таких классификационных признаков, как: порядок их санкционирования, место проведения (например, в местах лишения свободы или в некоторых других местах)[21].
Прежде всего, оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать в зависимости от того, требуют они или нет специальной санкции на их проведение. К числу относят:
– опрос;
– наведение справок
– сбор образцов для сравнительного исследования;
– исследование предметов и документов;
– отождествление личности;
– обследование помещений (кроме жилых), зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Далее в литературе выделяют мероприятия, которые проводятся на основании специальной санкции или постановления руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Также они могут быть санкционированы судебным органом. (см. Приложение 1). К числу таких мероприятий, например, относятся: проверочная закупка; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; оперативное внедрение[22].
Следует рассматривать также виды оперативно-розыскных мероприятий, которые допускаются лишь в силу судебного решения. К таким мероприятиям относятся:
– обследование жилища;
– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
– прослушивание телефонных переговоров;
– снятие информации с технических каналов связи[23].
Также в литературе классифицируют оперативно–розыскные мероприятия в зависимости от использования технических средств, гласного или негласного способа их проведения, а также по иным основаниям[24].
В литературе можно встретить и иные классификации оперативно-розыскных мероприятий[25]. Например, в зависимости от степени проникновения в уголовную среду к числу таких мероприятия относятся глубокие и поверхностные. К числу глубоких оперативно-розыскных мероприятий относят:
- оперативное внедрение в преступную среду и
- агентурное наблюдение за ней.
К числу поверхностных оперативно-розыскных мероприятия относятся, например, сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.
Оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по направленности и характеру[26]. К числу таких мер относятся:
- разведывательные,
- контрразведывательные,
- оперативно-поисковые, розыскные,
- вспомогательные,
- обеспечивающие и другие мероприятия.
Отдельного внимания заслуживает классификация оперативно-розыскных мероприятия по субъекты их проведения. В зависимости от субъекта проведения различают:
- мероприятия, которые могут быть проведены любыми должностными лицами, правомочными осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
- мероприятия, которые проводятся только специализированными оперативными подразделениями[27].
Так, например, только специализированные подразделения ФСБ РФ и МВД РФ могут проводить такие оперативно-розыскные мероприятия, которые связаны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи.
Некоторые оперативно-розыскные мероприятия могут существенно ограничивать права и свободы граждан. В этой связи заслуживает внимание классификация оперативно-розыскных мероприятий на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений[28]. Так, например, к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают права и свободы граждан относятся:
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи,
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий требуется привлечение специальных технических средств. В этой связи оперативно-розыскные мероприятия могут быть классифицированы по степени или интенсивности использования специальных технических средств в ходе их проведения[29]. Так, например, к числу оперативно-технических относят такие мероприятия как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи[30]. Остальные мероприятия могут как частично требовать использование специальных технических средств, так и не требовать их вовсе, например, наблюдение, опрос граждан и т.д. Однако большинство оперативно-розыскных мероприятий все же требуют в ходе своего осуществление технических средств и способов. Оперативно-розыскные мероприятия связаны между собой. В этой связи некоторые исследователи классифицируют оперативно-розыскные мероприятия на относительно автономные (проводятся отдельно) и комплексные (проводятся в сочетании с другими оперативно-розыскными мероприятиями). К числу комплексных оперативно-розыскных мероприятий можно относятся оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент[31]. Некоторые авторы необоснованно выделяют такие оперативно-розыскные мероприятия, как «захват», «засада»[32]. Представляется, что эти виды действий следует относить к способам осуществления некоторым видов оперативно-розыскных мероприятий при расследовании ряда преступлений.
Итак, в заключении можно сделать вывод о том, что содержательной стороной оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия. Их следует рассматривать как систему взаимосвязанных организационных действий, позволяющих решать конкретные тактические и оперативные задачи в процессе расследования правонарушений. Разнообразие классификационных признаков оперативно-розыскных мероприятий позволяет говорить о сложной структуре таких мероприятий, как правило, связанных между собой, требующих в ряде случаев получение специальных санкций.
Глава 2. Проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Проблемы разделения оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности)
Различные результаты при делении формы проведения оперативно-розыскных мероприятий на гласную и негласную возникли в силу того, что в рассмотренных работах не сформулирован критерий, по которому это деление производилось.
Так, в приведенных классификациях, деление на гласную форму проведения оперативно-розыскных мероприятий и негласную происходило по трем признакам:
- сокрытие факта проведения;
- сокрытие лиц, осуществляющих;
- сокрытие истинных целей проведения[33].
Согласно правилам логики, при наличии трех признаков следует говорить не о двух формах проведения мероприятий (гласно, негласно), а о восьми.
В соответствии же с правилами логики, при дихотомическом делении, должен применяться признак, который делит объем понятия на два класса, понятия о которых находятся в отношении противоречия[34].
В качестве такого признака А.Е. Чечетин предлагает осознание заинтересованным лицом факта проведения в отношении него оперативно-розыскной деятельности[35]. Такой подход представляется не достаточно удачным, хотя ради справедливости следует отметить, что мы сами его ранее придерживались. Недостатки этого подхода заключается в том, что при использовании обозначенного признака форма проведения оперативно-розыскных мероприятий не зависит напрямую от намерений и действий сотрудника оперативного подразделения, и, следовательно, не может быть им выбрана. Например, сотрудники, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, для раскрытия преступления принимают решение провести оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». При проведении указанного мероприятия, они не скрывают, что являются сотрудниками полиции (находятся в форменной одежде), не скрывают цель своих действий. Однако по причине отсутствия в этом месте, лица, совершившего преступление, оно не узнает о проведении обследования, и соответственно может не осознавать, что в отношении него осуществлялась оперативно-розыскная деятельность[36].
Таким образом, по предложенному критерию указанное мероприятие следует отнести к числу негласных, несмотря на то, что сотрудниками органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оно планировалось как гласное.
Более правильным, в связи с этим, нам представляется мнение С.Я. Малышева и Н.Н. Киселева[37], в соответствии с которым деление оперативно-розыскных мероприятий на гласные и негласные должно проходить в зависимости от принятия или непринятия сотрудником оперативного подразделения мер негласности. Принимая такую позицию, полагаем, что термин «меры негласности» разумно будет заменить термином «меры недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности», поскольку он более полно раскрывает суть названных мер и позволяет избежать circulus vitiosus. При использовании такого критерия, акцент делается на том, что форма планируемого и проводимого оперативно-розыскного мероприятия определяется исключительно сотрудником оперативного подразделение.
Следует согласиться с О.А. Вагиным и В.С. Овчинским, которые считают, что нередко оперативно-розыскные мероприятия, начинаясь негласно, в процессе их проведения переходят в гласную форму[38]. Подобное может произойти, если оперативно-розыскная ситуация требует перехода от негласной формы проведения ОРМ к гласной и сотрудники отказываются от применения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. При этом следует учитывать, что не меняется форма проведения негласного оперативно-розыскных мероприятий, если в ходе его проведения, несмотря на предпринимаемые меры, не удалось предотвратить осознание лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности.
В силу указанных выше логических законов нецелесообразно выделять наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, проводимыми в гласной и негласной формах, так называемых «зашифрованных» оперативно-розыскные мероприятия, т.е. мероприятий, при проведении которых, скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов[39].
Постановка в один ряд с гласной и негласной формами проведения оперативно-розыскных мероприятий – зашифрованной, является логической ошибкой, возникшей в результате отсутствия четкого основания для деления.
Как уже было отмечено, дихотомическое деление оперативно-розыскных мероприятий по признаку – принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности, подразумевает существование только двух членов деления – гласная и негласная форма проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Дополнительно можно провести деление негласной формы проведения оперативно-розыскных мероприятий, по такому признаку, как способ недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. В результате деления получим два вида обеспечения негласности:
- полное сокрытие от заинтересованного лица информации, связанной с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
- оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно-розыскного характера осуществляемой[40].
В заключении отметим следующее: существует две формы проведения оперативно-розыскных мероприятий: гласная и негласная, основанием выделения которых служит такой признак, как принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, негласная форма проведения ОРМ обеспечивается двумя способами: полное сокрытие от заинтересованного лица информации, связанной с осуществлением оперативно-розыскной деятельности; оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно-розыскного характера осуществляемой деятельности.
2.2. Проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий
Представление доказательств, полученных в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, имеет особую правовую природу, характер которой обусловлен сущностью и особенностями данного вида деятельности правоохранительных органов. Легальное толкование понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» (далее - результаты ОРД) содержится в п. 36.1 ст. 5 УПК РФ[41] и понимается как сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.