Файл: Финансирование энергосберегающих мероприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

3. ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

3.1 Понятие и принцип функционирования энергосервисных контрактов

3.2 Типы энергосервисных контрактов

3.3 Участники отношений, возникающих при заключении энергосервисных контрактов

3.4 Преимущества энергосервисных контрактов

3.5 Финансовые механизмы энергосервисного контракта

3.6 Схемы реализации энергосервисного контракта

3.7 Риски энергосервисных контрактов

3.8 Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере

4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РФ

5. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

5.1 Замена люминесцентных ламп на светодиодные

5.2 Экономическая эффективность замены светильников на энергоэкономичные

СПИСOК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


3.4 Преимущества энергосервисных контрактов


В сравнении с традиционным подходом к модернизации у энергосервисного контракта есть ряд преимуществ. Для энергосервисной компании при реализации контрактов существует заинтересованность в максимальном увеличении затрат заказчика, так как затраты на проект возмещаются платежами,
которые производятся из полученной экономии расходов на оплату
энергоресурса.

С другой стороны, привлекательность энергосервисного
контракта для заказчика очевидна, ведь если нет экономического эффекта, то нет оплаты за услуги энергосервисной компании. Заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий. Например, если в результате установки нового оборудования, модернизации систем и т. п. заказчик не снижает объем потребления энергоресурсов, как это предусматривалось контрактом, энергосервисная компания не вправе претендовать на оплату работ. Под экономическим эффектом по каждому конкретному проекту в контракте могут пониматься различные показатели энергосервиса, например:

  • значительное / достаточное (до 30 %) снижение затрат на энергию;

  • снижение вредных выбросов;

  • улучшение производственных процессов;

  • снижение затрат на ремонт оборудования;

  • обучение и мотивация обслуживающего персонала;

  • доступ к внешним источникам финансов.

Энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту, что также является привлекательным параметром энергосервисных контрактов для заказчика. Отсутствие финансовых вложений со стороны заказчика – один из самых мотивирующих факторов. Привлеченные деньги, конечно же, имеют свою стоимость, и заказчик в конечном итоге оплачивает все проценты, но, учитывая, что оплата производится за счет экономии, условия кредитования себя оправдывают [6].

3.5 Финансовые механизмы энергосервисного контракта


К числу возможных финансовых механизмов привлечения инвестиций в энергосервис относятся:

  • собственные средства энергосервисной компании;

  • кредиты;

  • лизинг;

  • факторинг;

  • инвестиционные схемы финансирования.


На рисунке 3 представлены три основных типа финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием контрактов.



Рисунок 3 – Финансирование энергосервисных контрактов

В первом случае, энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и компанией, кредитная организация не участвует в такой сделке.

Во втором случае, заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является энергосервисная компания, а целевое назначение кредита – реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика.

В третьем случае, по условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

В РФ в большинстве случаев, если заказчик – частная компания, применяется вторая либо третья схема, так как первая предполагает под собой наличие достаточных средств у ЭСКО, но таковые ввиду новизны компаний как правило отсутствуют.

3.6 Схемы реализации энергосервисного контракта


Самыми распространенными являются две схемы реализации энергосервисного контракта:

  • оплата по счетам;

  • участие в экономии.

Для первой схемы характерно заключение договора с энергосервисной компанией на сумму, меньше уровня, который имел место до
установки приборов учета, но больше уровня, полученного по показаниям приборов учета. Для минимизации рисков этот норматив должен быть стабильным в течение 3–5 лет.

Расчет производится самой энергосервисной компанией за использованные ресурсы по приборам учета. За счет разницы в платежах энергосервисная компания покрывает расходы и формирует прибыль.

Эта схема упрощает систему отношений и обеспечивает гарантированную экономию средств бюджета. По истечении срока контракта с энергосервисной компанией может объявляться тендер на следующий период на более высокую величину гарантированной экономии. Экономия от установки прибора учета остается в основном у заказчика, а возможная экономия от мер по энергосбережению – у энергосервисной компании.

В схеме «Участие в экономии» капитальные вложения в реализацию
мер по повышению энергоэффективности находит и осуществляет энергосервисная компания, а эффект делится между компанией и заказчиком.



Эта схема дает максимальную экономию. Эффект от реализации
мер по повышению энергоэффективности делится в пропорциях, оговоренных заранее в «Соглашении об энергосберегающих услугах». Часть дополнительной экономии уже с самого начала поступает заказчику. Ее реализация позволяет привлечь внебюджетные инвестиции в модернизацию системы ресурсопотребления заказчика, но порождает комплекс вопросов, связанных с устойчивостью параметров договора об энергосервисных услугах и с балансовой принадлежностью, установленного в ходе реализации проекта.

Договор с распорядителем бюджетных средств должен быть заключен на срок, как минимум, несколько больший срока окупаемости, т. е. несколько лет, однако, бюджетный процесс законодательно устроен таким образом, что договорные бюджетные обязательства предыдущих лет могут не приниматься к финансированию бюджетом текущего года. Реализация данной схемы с методической, организационной и финансовой точек зрения более сложна, но именно она позволяет заинтересовать всех участников процесса в получении максимального экономического эффекта [7].



3.7 Риски энергосервисных контрактов


Безусловно, для энергосервисной компании энергосервисный контракт является высоко рисковой сделкой. Предлагать такую услугу может только солидная энергосервисная компания с большим опытом внедрения энергосберегающих технологий.

Основные риски энергосервисных контрактов можно разделить на юридические и финансовые.

К финансовым рискам относятся те риски, реализация которых приведет к не покрытию затрат на проект как заказчика, так и энергосервисной компании.

Если заказчик предоставил недостоверную или не полную информацию на этапе проведения энергоаудита или на этапе эксплуатации, то повышается вероятность отсутствия экономической выгоды от реализации проекта, что может существенно повлиять на компенсационные платежи.

Более того, не квалифицированная и неправильная эксплуатация заказчиком энергосберегающего оборудования также может привести к снижению экономической выгоды от реализации проекта, и, как следствие, к уменьшению компенсационных платежей за проведенные работы.

Постоянно изменяющиеся цены и тарифы на электроэнергию усложняют фиксирование экономического эффекта от реализации проекта.


Юридические риски включают в себя риски, связанные с разногласиями и спорами, которые могут возникнуть в ходе исполнения контракта и которые действующим российским законодательством не урегулированы. Это может быть:

  • отсутствие гарантий по защите прав инвестора и клиента;
    отсутствие действий при не внедрении энергоэффективного проекта;

  • переход прав собственности на результаты внедрения энергоэффективного проекта (после окончания выплаты вознаграждения);

  • проблемы, связанные с досрочным прекращением контракта на всех этапах.

Также к рискам энергосервисных контрактов можно отнести риски, присущие реализации любого проекта такие как некачественное планирование, срывы сроков, неквалифицированные исполнители и т. д.

3.8 Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере


Иная схема взаимодействия ЭСКО и бюджетных организаций. По российскому законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств. Гражданское законодательство допускает участие муниципальных образований и унитарных предприятий в гражданско-правовых отношениях. Принцип их отношений с ЭСКО продемонстрирован на рисунке 4.



Рисунок 4 – Механизм финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере с использованием энергосервисных контрактов

По данной схеме, после заключения договора между ЭСКО и бюджетным учреждением, проведение работ оплачивается из возобновляемого фонда поддержки энергосервисных работ, который финансируется и администрируется властями региона и финансовыми организациями. После окончания работ и установления эффекта экономии, банк, сотрудничающий по программе энергосервисных контрактов, возмещает затраты ЭСКО и выплачивает установленную заранее прибыль. Главный распорядитель бюджетных средств уменьшает затраты на содержание учреждения на величину экономии, оставляя часть сэкономленных средств в распоряжении учреждения, часть экономии оставляет у себя, часть резервирует для возмещения затрат банку. ЭСКО из полученных средств возвращает грант фонда с установленным процентом за риск.

4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РФ


По оценке ПАО «Сбербанк», до 2020 г. в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн. руб., из которых не менее 2 трлн. руб. – возможный объем долгового финансирования. Большая часть этих мероприятий может быть реализована с использованием энергосервисных контрактов.

На практике компании пока не торопятся заключать контракты подобного рода, главным образом вследствие недоработанности нормативной базы в части схем возврата средств, затраченных на покупку и установку энергосберегающего оборудования. Поскольку стандартных образцов энергосервисных контрактов в России нет, каждая компания разрабатывает свой вариант и закладывает в него свои условия возвращения средств.

Немало вопросов возникает по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосберегающим мероприятиям. Формирование тарифов сегодня значительно политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период. Рост тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски.

Помимо законодательных проблем существует ряд других препятствий для реализации энергосервисных контрактов. В бюджетной сфере, в первую очередь, это негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также неготовность руководителей предприятий ЖКХ и курирующих их государственных органов работать по нестандартным схемам. Для бизнеса стоит проблема неосведомленности в сфере энергосбережения и возможной выгоды от экономии энергоресурсов. Также присутствует боязнь возможных нюансов энергосервисных контрактов ввиду относительной новизны данного инструмента для российского бизнеса.

Энергосберегающие мероприятия являются одним из главных механизмов повышения энергоэффективности во всем мире. Устранение пробелов в законодательстве, создание инвестиционных стимулов и донесение информации о преимуществах энергосбережения до потенциальных клиентов поможет в обозримом будущем сформировать полноценный рынок, обеспечивающий энергосбережение во всех отраслях российской экономики.

5. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

5.1 Замена люминесцентных ламп на светодиодные