Файл: Формирование группового поведения в организации (Теоретические аспекты формирование трудового коллектива и группового поведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирование трудового коллектива и группового поведения
1.1. Трудовой коллектив: понятие, сущность и значение для организации
1.3. Пути оптимизации группового поведения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ группового поведения ЗАО «Регион-Автоматика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регион-Автоматика»
2.2.Оценка действующей системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»
2.3 Оптимизация системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»
Генеральный директор торговой организации исполняет следующие обязанности:
- руководит в соответствии с действующим законодательством хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации;
- принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами, принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников ЗАО; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания;
- утверждает внутренние нормативные организационно-правовые документы;
В непосредственном подчинении директора находятся коммерческий директор, финансовый директор, технический директор, главный бухгалтер, и службы: кадровая, юридическая, транспортная.
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, которому подчиняются кассир и бухгалтер-экономист. Всю непосредственную деятельность (продажи и оказание услуг) фирмы ведет коммерческий директор. Ему подчиняются отделы продаж, закупок и склад.
Менеджер по персоналу организует работу с трудовым коллективом в соответствии с общими целями развития ЗАО «Регион-Автоматика» и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.
Рассмотрев организационную структуру управления ЗАО «Регион-Автоматика», можно сделать вывод, что данная структура соответствует деятельности торгового предприятия, позволяет руководству быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, ориентирует руководителей подразделении на решение оперативных задач. В данной структуре наблюдается четкое разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов и создает условия для повышения квалификации работников аппарата управления.
2.2.Оценка действующей системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»
Структура персонала ЗАО «Регион-Автоматика» по возрастному, образовательному и гендерному составу представлена в таблице 1. Как видно из приведенных показателей структуры персонала ЗАО «Регион-Автоматика», за исследуемый период общая численность персонала увеличилась на 6 человек.
Анализ образовательного состава показал, что большинство работников имеют высшее или среднее специальное образование. В 2015 году соотношение было 50,1% и 31,9% соответственно, в 2016 – 48,8% и 33,3%.
Таблица 1. Характеристика кадрового состава ЗАО «Регион-Автоматика» за 2015-2016 гг.
Наименование показателя |
чел. |
% от общего числа |
Чел |
% от общего числа |
Изменения |
|
2015 |
2016 |
Абс. |
Отн.% |
|||
1.Образовательный состав персонала |
||||||
-среднее специальное |
23 |
31,9 |
26 |
33,3 |
3 |
11,5 |
-незаконченное высшее |
13 |
18,0 |
14 |
17,9 |
1 |
7,1 |
- высшее |
36 |
50,1 |
38 |
48,8 |
2 |
5,2 |
2.Возрастной состав персонала: |
||||||
- до 18 лет |
- |
- |
||||
- 18-25 лет |
19 |
26,4 |
21 |
26,9 |
2 |
9,5 |
- 26-36 лет |
26 |
36,1 |
27 |
34,6 |
1 |
3,7 |
- 37-50 лет |
23 |
31,9 |
24 |
30,7 |
1 |
4,2 |
- свыше 50 лет |
4 |
5,5 |
10 |
12,8 |
6 |
60,0 |
3.Гендерная структура персонала: |
||||||
- женщин |
40 |
55,5 |
43 |
55,1 |
3 |
6,9 |
- мужчин |
32 |
44,5 |
35 |
44,9 |
3 |
8,6 |
Рассмотрим динамику изменения состава кадров ЗАО «Регион-Автоматика» за 2015-2016 год на диаграммах (см. рис. 1, 3).
В возрастной структуре мы видим, что в ЗАО большее число сотрудников находятся в возрастной группе 26-36 лет и 37-50 лет.
Гендерный анализ показал, что в 2015 г в организации работали 40 женщин и 32 мужчин (55,5% и 44,5% соответственно), а в 2016 г соотношение составило 55,1% и 44,9%.
Рисунок 1. Динамика изменения образовательного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2015-2016 г, в %
Рисунок 2. Динамика изменения возрастного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2015-2016 г., в %
Рисунок 3. Динамика изменения гендерного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2015-2016 г., в %
В таблице 2 рассмотрим показатели по труду и заработной плате в ЗАО «Регион-Автоматика».
Таблица 2. Динамика показателей по труду ЗАО «Регион-Автоматика» за 2015-2016 гг.
Показатели, ед.изм. |
2015 г. |
2016 г. |
Динамика прироста |
|
абсолют. |
% |
|||
Среднесписочная численность, чел.: |
72 |
78 |
6 |
7,7 |
Руководители |
8 |
9 |
1 |
11,1 |
Специалисты |
59 |
62 |
3 |
4,8 |
Рабочие |
5 |
7 |
2 |
28,5 |
Производительность труда |
378,7 |
371,4 |
-7,3 |
-1,92 |
Средняя заработная плата, руб. |
13 000 |
15 000 |
2000 |
13,3 |
Как видим из таблицы 2, производительность труда снизилась незначительно - на 1,92%, рост заработной платы составил 13,3 %, что указывает стабильное финансовое положение компании.
В ЗАО «Регион-Автоматика» применяется форма оплаты труда – ставка + процент от выручки. То есть все сотрудники получают оговоренную заработную плату и премию, размер которой определяется генеральным директором. Менеджеры по продажам имеют премию 3% от общей выручки продаж. Остальные сотрудники получают премию в размере 25% от основного оклада.
В таблице 3 представлен расчет заработной платы менеджера по продажам.
Таблица 3. Расчет заработной платы сотрудника (менеджера по продажам) ЗАО «Регион-Автоматика», в руб.
Статьи зарплаты |
Сумма, руб |
Минимальный оклад менеджера |
8500 |
НДФЛ (13%) |
1105 |
Выручка от продажи (всегда разная) |
335000 |
Процент от выручки за месяц (3%) |
10050 |
НДФЛ (13%) |
1306 |
Фактическая зарплата менеджера:335000*3%+8500-1105-1306 |
16139 |
Рассмотрим в таблице 4 текучесть персонала за последние три года и рассчитаем коэффициент увольнений.
Коэффициент увольнений или текучести, показывает число увольнений за период (за один год) в процентах от среднего числа занятых в тот же период (см. формулу 1).
Таблица 4. Текучесть персонала ЗАО «Регион-Автоматика» в 2009-2016 гг.
Год |
Общее кол-во сотрудников, |
Количество увольнений |
Стаж работы в ЗАО, в чел. |
Коэф. текучести |
2009 |
70 |
12 |
6- менее года 2- 2-3 года 4 – более 3 лет |
17,1 |
2015 |
72 |
16 |
9 – менее года 4 – 2-3 года 3 – более 3 лет |
22,2 |
2016 |
78 |
21 |
11 – менее года 4 – 2-3 года 6 – более 3 лет |
26,9 |
Таким образом, мы видим, что за последние три года в исследуемой организации наблюдается достаточно большая текучесть кадров. Выявлено, что многие уволившиеся, не проработали в компании и года. Соответственно, есть проблемы и в подборе персонала. Все это говорит о недостатках в системе управления кадрами и как следствие, невозможность успешно сформировать эффективный коллектив.
Проведем анализ системы управления персоналом в ЗАО «Регион-Автоматика» с помощью SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа представлена в Приложении 2.
Анализируя таблицу SWOT-анализа, мы видим, что сильными сторонами системы управления персоналом ЗАО «Регион-Автоматика» является наличие профессиональных кадров, системы аттестации сотрудников, применение экономической мотивации – премии по результатам работы.
Важным моментом в системе формирования трудового коллектива является мотивация. Мотивация - это процесс стимулирования каждого сотрудника и всех членов коллектива, когда сотрудники должны активно работать для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. Позитивная мотивация способствует развитию способностей человека, достижению целей [11, с. 175].
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на [11, с. 176]:
1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами (премии, бонусы, подарки).
2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях (распоряжения, приказы).
3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (корпоративная культура, социальное обеспечение и т.п.).
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов.
Существуют и нематериальные стимулы, которые подразделяют на социальные, моральные, творческие и социально-психологические. К ним относятся: возможность карьерного роста, благодарности от руководства, совместные праздники и т.п.
В ЗАО «Регион-Автоматика» руководство применяет следующие методы стимулирования:
1. Экономические методы – выплата своевременно и полно заработной платы, оплата больничных листов.
2. Социально-психологические методы - поздравление сотрудников с днем рождения или другими знаменательными датами в их жизни, с вручением премии или подарка.
Руководство обеспечивает безопасную обстановку и комфортные условия труда в помещениях: отопление, вентиляцию, освещение, чистоту. Благоустраивается и закупается офисное и профессиональное оборудование: новая офисная мебель, компьютерная техника, благоустроены комнаты отдыха для обедов.
ЗАО «Регион-Автоматика» имеет линейно - функциональную структуру управления. Преимуществом линейно-функциональной структуры - улучшение координации деятельности в функциональных областях, каждое подразделение имеет определенную задачу и обязанности. Недостаток – длительная процедура принятия решений, отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне и как следствие снижение ответственности исполнителей и руководителей за работу в целом.
Наблюдается достаточно большая текучесть кадров за последние три года, многие уволившиеся, не проработали в компании и года. Руководство применяет экономические и социально-психологические методы стимулирования.
Основные угрозы развития персонала – недостаточно разработанная система наставничества (особенно менеджеров по продажам), также высокая текучесть персонала, и как следствие перечисленного - падение спроса на предлагаемые товары и услуги, снижение объема продаж.
2.3 Оптимизация системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»
Предлагаемая методика, (разработанная А.С. Михайлюк и Л.Ю. Шарыто) позволяет диагностировать состояние климата в трудовом коллективе, проследить эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на социально-психологический климат. [7, с. 65].
Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. Для этого шкала возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части в таб. 6.
Для проведения диагностики коллектив был разделен на две группы по принципу специалисты и руководители. Для каждого компонента выведена средняя оценка по выборке (см. табл. 7).