Файл: Формирование группового поведения в организации (Теоретические аспекты формирование трудового коллектива и группового поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генеральный директор торговой организации исполняет следующие обязанности:

- руководит в соответствии с действующим законодательством хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации;

- принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами, принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников ЗАО; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания;

- утверждает внутренние нормативные организационно-правовые документы;

В непосредственном подчинении директора находятся коммерческий директор, финансовый директор, технический директор, главный бухгалтер, и службы: кадровая, юридическая, транспортная.

Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, которому подчиняются кассир и бухгалтер-экономист. Всю непосредственную деятельность (продажи и оказание услуг) фирмы ведет коммерческий директор. Ему подчиняются отделы продаж, закупок и склад.

Менеджер по персоналу организует работу с трудовым коллективом в соответствии с общими целями развития ЗАО «Регион-Автоматика» и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.

Рассмотрев организационную структуру управления ЗАО «Регион-Автоматика», можно сделать вывод, что данная структура соответствует деятельности торгового предприятия, позволяет руководству быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, ориентирует руководителей подразделении на решение оперативных задач. В данной структуре наблюдается четкое разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов и создает условия для повышения квалификации работников аппарата управления.

2.2.Оценка действующей системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»

Структура персонала ЗАО «Регион-Автоматика» по возрастному, образовательному и гендерному составу представлена в таблице 1. Как видно из приведенных показателей структуры персонала ЗАО «Регион-Автоматика», за исследуемый период общая численность персонала увеличилась на 6 человек.


Анализ образовательного состава показал, что большинство работников имеют высшее или среднее специальное образование. В 2015 году соотношение было 50,1% и 31,9% соответственно, в 2016 – 48,8% и 33,3%.

Таблица 1. Характеристика кадрового состава ЗАО «Регион-Автоматика» за 2015-2016 гг.

Наименование показателя

чел.

% от общего числа

Чел

% от общего числа

Изменения

2015

2016

Абс.

Отн.%

1.Образовательный состав персонала

-среднее специальное

23

31,9

26

33,3

3

11,5

-незаконченное высшее

13

18,0

14

17,9

1

7,1

- высшее

36

50,1

38

48,8

2

5,2

2.Возрастной состав персонала:

- до 18 лет

-

-

- 18-25 лет

19

26,4

21

26,9

2

9,5

- 26-36 лет

26

36,1

27

34,6

1

3,7

- 37-50 лет

23

31,9

24

30,7

1

4,2

- свыше 50 лет

4

5,5

10

12,8

6

60,0

3.Гендерная структура персонала:

- женщин

40

55,5

43

55,1

3

6,9

- мужчин

32

44,5

35

44,9

3

8,6

Рассмотрим динамику изменения состава кадров ЗАО «Регион-Автоматика» за 2015-2016 год на диаграммах (см. рис. 1, 3).

В возрастной структуре мы видим, что в ЗАО большее число сотрудников находятся в возрастной группе 26-36 лет и 37-50 лет.

Гендерный анализ показал, что в 2015 г в организации работали 40 женщин и 32 мужчин (55,5% и 44,5% соответственно), а в 2016 г соотношение составило 55,1% и 44,9%.

Рисунок 1. Динамика изменения образовательного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2015-2016 г, в %

Рисунок 2. Динамика изменения возрастного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2015-2016 г., в %

Рисунок 3. Динамика изменения гендерного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2015-2016 г., в %

В таблице 2 рассмотрим показатели по труду и заработной плате в ЗАО «Регион-Автоматика».


Таблица 2. Динамика показателей по труду ЗАО «Регион-Автоматика» за 2015-2016 гг.

Показатели, ед.изм.

2015 г.

2016 г.

Динамика прироста

абсолют.

%

Среднесписочная численность, чел.:

72

78

6

7,7

Руководители

8

9

1

11,1

Специалисты

59

62

3

4,8

Рабочие

5

7

2

28,5

Производительность труда

378,7

371,4

-7,3

-1,92

Средняя заработная плата, руб.

13 000

15 000

2000

13,3

Как видим из таблицы 2, производительность труда снизилась незначительно - на 1,92%, рост заработной платы составил 13,3 %, что указывает стабильное финансовое положение компании.

В ЗАО «Регион-Автоматика» применяется форма оплаты труда – ставка + процент от выручки. То есть все сотрудники получают оговоренную заработную плату и премию, размер которой определяется генеральным директором. Менеджеры по продажам имеют премию 3% от общей выручки продаж. Остальные сотрудники получают премию в размере 25% от основного оклада.

В таблице 3 представлен расчет заработной платы менеджера по продажам.

Таблица 3. Расчет заработной платы сотрудника (менеджера по продажам) ЗАО «Регион-Автоматика», в руб.

Статьи зарплаты

Сумма, руб

Минимальный оклад менеджера

8500

НДФЛ (13%)

1105

Выручка от продажи (всегда разная)

335000

Процент от выручки за месяц (3%)

10050

НДФЛ (13%)

1306

Фактическая зарплата менеджера:335000*3%+8500-1105-1306

16139

Рассмотрим в таблице 4 текучесть персонала за последние три года и рассчитаем коэффициент увольнений.

Коэффициент увольнений или текучести, показывает число увольнений за период (за один год) в процентах от среднего числа занятых в тот же период (см. формулу 1).

Таблица 4. Текучесть персонала ЗАО «Регион-Автоматика» в 2009-2016 гг.

Год

Общее кол-во сотрудников,

Количество увольнений

Стаж работы в ЗАО, в чел.

Коэф. текучести

2009

70

12

6- менее года

2- 2-3 года

4 – более 3 лет

17,1

2015

72

16

9 – менее года

4 – 2-3 года

3 – более 3 лет

22,2

2016

78

21

11 – менее года

4 – 2-3 года

6 – более 3 лет

26,9


Таким образом, мы видим, что за последние три года в исследуемой организации наблюдается достаточно большая текучесть кадров. Выявлено, что многие уволившиеся, не проработали в компании и года. Соответственно, есть проблемы и в подборе персонала. Все это говорит о недостатках в системе управления кадрами и как следствие, невозможность успешно сформировать эффективный коллектив.

Проведем анализ системы управления персоналом в ЗАО «Регион-Автоматика» с помощью SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа представлена в Приложении 2.

Анализируя таблицу SWOT-анализа, мы видим, что сильными сторонами системы управления персоналом ЗАО «Регион-Автоматика» является наличие профессиональных кадров, системы аттестации сотрудников, применение экономической мотивации – премии по результатам работы.

Важным моментом в системе формирования трудового коллектива является мотивация. Мотивация - это процесс стимулирования каждого сотрудника и всех членов коллектива, когда сотрудники должны активно работать для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. Позитивная мотивация способствует развитию способностей человека, достижению целей [11, с. 175].

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на [11, с. 176]:

1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами (премии, бонусы, подарки).

2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях (распоряжения, приказы).

3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (корпоративная культура, социальное обеспечение и т.п.).

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов.

Существуют и нематериальные стимулы, которые подразделяют на социальные, моральные, творческие и социально-психологические. К ним относятся: возможность карьерного роста, благодарности от руководства, совместные праздники и т.п.

В ЗАО «Регион-Автоматика» руководство применяет следующие методы стимулирования:

1. Экономические методы – выплата своевременно и полно заработной платы, оплата больничных листов.


2. Социально-психологические методы - поздравление сотрудников с днем рождения или другими знаменательными датами в их жизни, с вручением премии или подарка.

Руководство обеспечивает безопасную обстановку и комфортные условия труда в помещениях: отопление, вентиляцию, освещение, чистоту. Благоустраивается и закупается офисное и профессиональное оборудование: новая офисная мебель, компьютерная техника, благоустроены комнаты отдыха для обедов.

ЗАО «Регион-Автоматика» имеет линейно - функциональную структуру управления. Преимуществом линейно-функциональной структуры - улучшение координации деятельности в функциональных областях, каждое подразделение имеет определенную задачу и обязанности. Недостаток – длительная процедура принятия решений, отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне и как следствие снижение ответственности исполнителей и руководителей за работу в целом.

Наблюдается достаточно большая текучесть кадров за последние три года, многие уволившиеся, не проработали в компании и года. Руководство применяет экономические и социально-психологические методы стимулирования.

Основные угрозы развития персонала – недостаточно разработанная система наставничества (особенно менеджеров по продажам), также высокая текучесть персонала, и как следствие перечисленного - падение спроса на предлагаемые товары и услуги, снижение объема продаж.

2.3 Оптимизация системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»

Предлагаемая методика, (разработанная А.С. Михайлюк и Л.Ю. Шарыто) позволяет диагностировать состояние климата в трудовом коллективе, проследить эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на социально-психологический климат. [7, с. 65].

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. Для этого шкала возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части в таб. 6.

Для проведения диагностики коллектив был разделен на две группы по принципу специалисты и руководители. Для каждого компонента выведена средняя оценка по выборке (см. табл. 7).