Файл: Общественные отношения, возникающие в связи проведением снятия информации с технических каналов связи при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование снятия информации с технических каналов связи

1.1.Объективная обусловленность необходимости снятия информации с технических каналов связи в целях борьбы с преступностью

1.2.Понятие правовой характеристики снятия информации с технических каналов связи

1.3.Условия проведения снятия информации с технических каналов связи

Глава 2. Представление и использование результатов снятия информации с технических каналов связи в уголовном процессе

2.1.Правовое регулирование представления результатов снятия информации с технических каналов связи следователю, прокурору, суду или органу дознания

2.2.Правовое регулирование использования результатов снятия информации с технических каналов связи в уголовном процессе

Глава 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания в уголовном процессе

3.1. Правовая основа представления результатов оперативно-розыскной деятельности

3.2.Тактические основы оперативно-розыскной деятельности как источника информации о преступлении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография:

Введение

Актуальность темы  исследования. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации в последнее пятнадцатилетие, повлекли значительный рост преступности. В настоящее время преступность становится одним из значимых дестабилизирующих факторов, приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Это обязывает правоохранительные органы принять адекватные меры противодействия преступности, к которым относятся оперативно-розыскные мероприятия, в том числе ограничивающие конституционные права человека. Одним из мероприятий, эффективно применяющихся для борьбы с преступностью органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является снятие информации с технических каналов связи. Поэтому изучение теоретических и практических проблем правового регулирования снятия информации с технических каналов связи весьма актуально в современных условиях. Актуально исследование еще и тем, что имеющееся оперативно-розыскное законодательство, регламентирующее порядок снятия информации с технических каналов связи, а также уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее использование результатов этого мероприятия в доказывании по уголовным делам, не в полной мере отвечают современным потребностям и нуждаются в совершенствовании.

Актуальность исследования вызвана также вопросами совершенствования оперативно-розыскного законодательства в части ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Правовое ограничение конституционных прав человека должно быть таким, чтобы, с одной стороны, оно не препятствовало борьбе с преступностью, а с другой стороны, не допускало незаконного или необоснованного ограничения конституционных прав человека. Проблема взаимоувязанности прав человека с возможностью в определенных законом случаях их ограничения делает настоящее исследование весьма актуальным.

Целью работы является теоретико-прикладное изучение и комплексный анализ проблем, связанных с правовым регулированием проведения снятия информации с технических каналов связи и выработка на этой основе предложений по обеспечению эффективного правового регулирования проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия.

В соответствии с целью для разрешения в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:

изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень теоретической разработанности данной темы;


- сформулировать понятие оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи»;

- исследовать специфику правового регулирования проведения оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи»;

- сформулировать предложения по внесению изменений и дополнений в оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное законодательство;

- исследовать особенности прокурорского надзора за законностью проведения снятия информации с технических каналов связи.

Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в связи проведением снятия информации с технических каналов связи при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи», а также правоприменительная практика проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Правовое регулирование снятия информации с технических каналов связи

1.1.Объективная обусловленность необходимости снятия информации с технических каналов связи в целях борьбы с преступностью

К техническим каналам связи, в понимании, предложенном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Законом об ОРД), относятся телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, компьютерные сети, телекоммуникационные информационные системы, различные переговорные устройства и т. п.

На основе изученных материалов делается вывод о том, что с момента появления таких средств связи они стали использоваться не только законопослушными гражданами, но и преступниками. Кроме того, появление указанных видов связи развило новые способы совершения преступлений, например таких, как угроза убийством или заведомо ложное сообщение об акте терроризма, посланные по каналам связи. Это обусловило необходимость появления оперативно-розыскного мероприятия под наименованием «снятие информации с технических каналов связи».


С момента начала использования правоохранительными органами снятия информации с технических каналов связи эта деятельность носила строго закрытый характер, составляла государственную тайну и регламентировалась только внутриведомственными нормативными актами. При этом даже внутри правоохранительных органов использование оперативно-технических средств, связанных со снятием информации с технических каналов связи, было строго законспирировано, существовали жесткие режимные правила проведения этих мероприятий.

В связи с изложенным, вопреки имеющимся потребностям правоохранительной деятельности, результаты снятия информации с технических каналов связи нельзя было использовать в доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел. Это обстоятельство обусловило поиск научными и практическими работниками путей введения в уголовный процесс результатов перехваченных сообщений по каналам связи и правовой регламентации данного мероприятия в Законе об ОРД. Изложенное объективно свидетельствует о необходимости правового регулирования снятия информации с технических каналов связи в целях борьбы с преступностью.

1.2.Понятие правовой характеристики снятия информации с технических каналов связи

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в негласном сборе информации техническими средствами с каналов связи.

Всесторонне изучив различные мнения ученых, диссертантом поддерживается мнение С.И. Захарцева о том, что к оперативно-розыскному мероприятию «снятие информации с технических каналов связи» относится, в том числе, перехват закрытой и зашифрованной информации.

Рассматривая основания для проведения снятия информации с технических каналов связи, автором обосновывается утверждение о том, что помимо юридических оснований, предусмотренных Законом об ОРД, необходимы также основания фактические -совокупность сведений о событиях или действиях, при которых дозволено осуществлять названное оперативно-розыскное мероприятие. При этом данная совокупность сведений носит оценочный характер и вырабатывается практической деятельностью.


В ходе изучения уголовных дел, возбужденных на основании результатов оперативно-розыскных мероприятий, соискателем делается вывод о том, что оперативно-розыскные мероприятия вообще и снятие информации с технических каналов связи, в частности, могут осуществляться задолго до того момента, как деяния того или иного лица будут являться с уголовно-правовой точки зрения приготовлением к совершению преступления.

Вполне обосноан запрет на проведение снятия информации с технических каналов связи с целью сбора данных, необходимых для принятия решения:

- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

- о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;

- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате его осуществления;

- об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий;

- о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

1.3.Условия проведения снятия информации с технических каналов связи

Справедливо требование Закона об ОРД о том, что гражданство, национальность, пол, место, жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них на территории Российской Федерации снятия информации с технических каналов связи, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанное положение соотносится с требованием Конституции, Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом.

Можно сделать вывод о том, что условия проведения исследуемого оперативно-розыскного мероприятия следует классифицировать следующим образом:

1) условия проведения снятия информации с технических каналов связи в обычном порядке, когда началу мероприятия предшествует судебное разрешение на его проведение;

2) условия проведения снятия информации с технических каналов связи в особом порядке, когда мероприятие начинается без судебного разрешения с последующим его получением, либо проводится вообще без судебного разрешения.


При этом к особому порядку проведения снятия информации с технических каналов связи относятся:

- случаи, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- случаи обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Рассматривая возможность ограничения конституционных прав человека при проведении исследуемого мероприятия по основанию: «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», соискателем предлагается при осуществлении практической деятельности перед началом проведения снятия информации с технических каналов связи перепроверять такие сведения и их источники.

В работе обосновывается утверждение о том, что основным гарантом ограничения конституционных прав человека и гражданина является суд. Только суд вправе разрешить проведение снятия информации с технических каналов связи. Далее отмечается, что постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о проведении снятия информации с технических каналов связи должно рассматриваться уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Незамедлительность рассмотрения такого постановления предполагает, что должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, должно быть немедленно принято судьей, который обязан принять документ и рассмотреть его. Судья не вправе отказать в рассмотрении постановления в случае его предоставления. В работе указывается, что по требованию судьи ему могут представляться и другие материалы, касающиеся оснований для проведения снятия информации с технических каналов связи.

На основе изученных материалов автором делается вывод о недопустимости представления судье данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Автором курсовой предлагается при проведении снятия информации с технических каналов связи в случаях, которые не терпят отлагательства, изменить порядок получения судебного решения - обязать суд немедленно по вынесении постановления о разрешении либо запрете проведения названного оперативно-розыскного мероприятия лично уведомлять о своем решении органы, участвующие в проведении перехвата и контроля информации.