Файл: Теоретико-правовые основы современных политических режимов.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые основы современных политических режимов
1.1. Понятие, сущность и признаки политических режимов
1.2. Принципы, элементы и виды политических режимов
Раскроем характеристику политического режима.
2. Особенности современных политических режимов
2.1. Авторитарный и тоталитарный политические режимы
2.2. Перспективы демократического политического режима и демократизации
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечет эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. Поэтому, вполне закономерно, что понятие «политический режим» все более утверждается в качестве одной из важнейших категорий теории государства и права, так как именно оно выражает определяющие, узловые стороны политической действительности.
Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Все вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического режима и государственности в целом.
Следует отметить, что категория политического режима стала предметом пристального изучения в западной государственно-правовой науке со второй половины 40-х годов 20 века и нашла свое отражение в трудах таких исследователей, как М. Дюверже, К. Фридрих, Р. Арон, З. Бжезинский, Х. Арендт, М. Кертис, С. Липсет и др. В отечественном государствоведении и правоведении понятие «политический режим» вводится в научный оборот лишь в 60-е годы нашего столетия. Среди первых работ по данной проблематике можно назвать исследования Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, А.И. Денисова, Л.И. Каска, И.Д. Левина, Г.И. Манова, В.С. Петрова, Б.А. Стародубского, В.О. Тененбаума и др.
Большинство проводившихся до сих пор исследований, посвященных политическому режиму, анализировали последний исключительно в связи с понятием формы государства. Не отрицая важности и научной значимости такого подхода, мы, тем не менее, полагаем, что политический режим можно и нужно анализировать в более широком контексте – как самостоятельный феномен, характеризующий динамический аспект и особое функциональное состояние существующей в обществе политической системы, связанный с сопредельными государственно-правовыми явлениями (политической властью, формой правления и формой государственного устройства, сущностью, содержанием государства и т.д.).
Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе функционирования современных политических режимов.
Предмет исследования курсовой работы - юридические основы современных политических режимов.
Цель курсовой работы заключается в анализе особенностей современных политических режимов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие, сущность и роль политических режимов;
- изучить признаки, принципы, элементы и виды политических режимов;
- рассмотреть авторитарный и тоталитарный политические режимы;
- определить перспективы демократического политического режима и демократизации.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ [1], федеральные законы РФ и др.
Эмпирическая основа курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы современных политических режимов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретико-правовые основы современных политических режимов
1.1. Понятие, сущность и признаки политических режимов
Политический режим является ведущим элементом формы государства, определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Специалисты в области теории государства и права и политологии приводят различные определения понятия «политический режим».
Дискуссии относительно определения дефиниции «политический режим» до сих пор актуальны, несмотря на наличие многочисленных трудов и исследований на данную тематику. Тем более что в разные времена термин «политический режим» ученые наполняли различным содержанием. Это обусловлено сложностью самой конструкции понятия, которое рассматривается как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
В научной литературе существует несколько подходов к понятию политического режима. Представим условно все имеющиеся определения в трех основных направлениях.
Первое направление - оно определяет политический режим как самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к деятельности государства. Например, Лебедев В.А. и Киреев В.В. считают, что чаще всего понятия «политический» и «государственный» режимы в рамках данной модели тождественны [13, c.10].
Представитель второго подхода - С.А. Кареева, разделяет понятия «государственный» режим и «политический» режим, так как считает государственный режим конкретным проявлением государственной организации, которое выражается в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе [10, c.15].
Сторонники третьего подхода видят государственный режим в виде части политического, более широкого, более объемного режима в разрезе существования легитимного и нелегитимного режима (например, М.В. Баглай) [11, c.118].
Многие ученые [19; 20] определяют политический режим как систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные.
По мнению Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснова [8, c.207], политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев [22, c.233] определяют политический режим как совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.
С.В. Бошно [4, c.182] предлагает определять политический режим как систему методов и способов осуществления государственной власти, а также как определенную форму государственного властвования.
М.Н. Марченко [18, c.172], определяет данный институт как совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.
Ю.А. Кудрявцев [12, c.94] политический режим определяет, как совокупность политических отношений, средств и методов, применяемых властями, отношения государства и общества, форм идеологии, социальных, классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.
Западные исследователи в рамках институционального подхода отождествляют понятие «политический режим» с понятиями «форма правления» или «форма государственного устройства». Неоинституционалисты определяют политический режим как способ упорядочения, легитимизации политической системы. Ряд ученых отождествляют политический режим с политической системой [15, c.110].
Политический режим гораздо шире по отношению к государственному режиму, который представляет собой основной элемент политического режима и включает методы осуществления политической власти органами, образующими механизм государства.
Политический режим дает ответ на вопросы о том, каково отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан [7, c.51].
Политический режим определяет, как функционируют политические институты, как осуществляется власть, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также способствует достижению целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Тип политического режима в стане определяется разными факторами [9, c.118]:
- Структурой правящей элиты.
- Интенсивностью общественных и политических процессов.
- Состоянием отношений с бюрократией.
- Типом легитимности в обществе.
- Уровнем развития общественных и политических традиций.
- Доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Также стоит выделить основные признаки политического режима:
-
- Процедуры отбора правящих групп и политических лидеров, механизмы властвования и способ функционирования государственных органов.
- Порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
- Принцип разделения властей.
- Система методов осуществления политической власти.
- Характер отношения населения к политическому участию и формы этого участия.
- Уровень прав и свобод в обществе.
- Способы урегулирования социальных и политических конфликтов.
- Характер влияния, который оказывает основные политические и культурные группы общества.
- Наличие политических партий, их устройство и принципы.
- Роль армии в обществе.
- Политический и юридический статус СМИ, наличие или отсутствие цензуры и степень гласности в обществе.
Представляется возможным, вобрав упомянутые аспекты, сформулировать определение данного понятия: «Политический режим - совокупность методов, приемов, способов и форм осуществления политической власти». По нашему мнению, не следует отождествлять понятия «политический режим» и «государственный режим». Политический режим - более широкое понятие, включает в себя не только методы, приемы, способы и формы осуществления государственной власти, но также и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.
Политический режим – это главное политико-правовое явление современности. Именно политический режим обозначает характер реализации политической власти, взаимодействие «государство–общество–личность», гарантии реализации основных прав человека и многое другое. В политической науке принято выделять три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Для каждого из них свойственны свои специфические черты, формирующиеся в определенных политических, социально–экономических условиях, исходя из особенностей исторического развития данного общества.
1.2. Принципы, элементы и виды политических режимов
Раскроем характеристику политического режима.
Политическая стабильность. Стабильность, по мнению многих ведущих теоретиков, является важнейшей характеристикой политического режима. Учитывая, что политические институты, в главную очередь, призваны упорядочить общественные связи, достижение ими политической стабильности является важнейшим пунктов в деятельности режима.
Стабильность политического режима – это сложное явления, которое включает в себя следующие параметры:
- Сохранение системы правления.
- Утверждение гражданского порядка.
- Обеспечение надёжности и сохранение легитимности управления. Стабильность не исключает возможность реформ или изменений, но при этом для этого требуются определённые условия для их осуществления.
Для проведения реформ власть предполагает отсутствие нелегитимного насилия, и господства не признаваемы обществом сил.
В противовес стабильности идёт нестабильность. Нестабильность – это состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновремённостью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом. Это форма наблюдаемых взаимосвязей и причиннойобусловленности всех явлений, противоположная стабильному и метастабильному состоянию.