Файл: Информационная инфраструктура в системе управления регионом (Теоретические аспекты информатизации управления регионом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

1.1 Цели и задачи управления регионом

1.2 Социальные технологии и социальное управление в современных условиях.

1.3 Управления регионом в условиях информатизации

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ    

2.1 Территориальная информационная система. Механизм повышения качества государственного и муниципального управления

2.2 Информационная система «Развитие региона. Управление целевыми программами

2.3 Преимущества информационной системы управления регионом

Глава 3. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Цели внедрения информационной системы управления регионом в Кемеровской области

3.2 Этапы внедрения информационной системы управления регионом в администрации Кемеровской области и ожидаемый социально-экономический эффект

Заключение

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Введение

В век информационных технологий и автоматизации все актуальней становится активное включение России в информационное пространство. Информация в управлении играет огромную роль. В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих не основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.

Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. информационном обеспечении. Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные возможности для развития регионов. Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления.

Современные представления о модернизации государственного управления включают в первую очередь концепцию «электронного правительства» на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. В настоящее время развитие информационной инфраструктуры - ключевой параметр региональной экономики.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ


1.1 Цели и задачи управления регионом

Управление – это важнейшая функция государства. Значение управленческой подсистемы в организациях разного уровня (от общества до отдельного коллектива) возрастает в периоды социальной реформации, когда меняется тип социальной организации, организационная культура и когда, следовательно, возникает потребность в качественно новом управлении. На современном этапе развития общества это потребность выражается в получении качественных государственных услуг, в налаживании обратной связи между государством и обществом и т.д. Для этого необходимо повысить уровень развития информационных технологий в России.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это — категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей — участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое решение. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда — властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.


1.2 Социальные технологии и социальное управление в современных условиях.

В условиях проводимой административной реформы на региональном уровне реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы управления на основе информатизации, зачастую сводится к выполнению соответствующих федеральных целевых программ и технической автоматизации, а исследование степени ее развития ограничивается, как правило, анализом развития средств связи. Внедрение информационных систем для улучшения тех или иных элементов системы управления требует проведения комплексной модернизации системы управления.

Система управления в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению поставленных целей.

Управляемая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс следует понимать широко, включая процессы производства продуктов и изделий, сооружений, а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно-исследовательских и прочих услуг.

1.3 Управления регионом в условиях информатизации

Система управления регионом представляет собой множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и реализующих процесс регионального управления для достижения поставленных целей.

Она представляет собой мезоуровень, т. е. является средним звеном между макро- и микроуровнем, поэтому обладает определенными особенностями: является подсистемой народного хозяйства государства, поэтому ее нельзя рассматривать изолированно. В ней действуют три взаимосвязанных подсистемы:

- государственная, подсистема муниципальных образований;


- юридических лиц;

-физических лиц;

В отличие от систем управления предприятием (микроуровень) она не может быть ликвидирована. Особенностью ее функционирования в неблагоприятных условиях является невозможность расширенного воспроизводства экономических, демографических и природных процессов.

Традиционно в системе управления регионом выделяют четыре основных составляющих. Это механизм управления (цели, функции, принципы и методы, которые характеризуют фундаментальные основы системы управления);

Структура системы управления — это управляющая система в статике, характеризующая строение системы управления, расположение и соотношение входящих в нее органов и звеньев управления;

Процессы управления — логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих между собой операций, этапов, стадий и процедур и предоставляющих единство действий работников аппарата управления, которые основаны на процессе разделения труда и определенной технологии; совершенствование управления — улучшение, рационализация с учетом конкретных условий функционирования.

В условиях модернизации национальной экономики к системам управления регионом предъявляются новые требования, трансформируются общие подходы к их развитию. С формированием экономики знаний в системе общественного производства возникают новые процессы: развитие нематериальной сферы и нематериальной деятельности; производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная сеть.

Условия хозяйствования заставляют совершенствовать региональные системы управления, адаптируя старые элементы и формируя новые. Одними из них выступают «электронное правительство», «электронные общественные приемные», «многофункциональные центры». Это связано с решением правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти требования к системам управления ведут к изменениям в организационной структуре и механизме управления.

Новые компоненты выполняют функции аккумулирования, хранения, обработки, передачи и распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений; создания условий для оперативного получения необходимой информации хозяйственными субъектами; ускорения социально экономических процессов за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий и средств связи; уменьшения информационной неопределенности за счет получения необходимой дополнительной информации из официальных источников; координации субъектов управления, т. е. проявление самостоятельности субъектами управления, в рамках создаваемого информационного пространства.


Таким образом, трансформация систем управления регионом должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с информационной составляющей, что позволит эффективнее реализовывать функции управления: анализ, мониторинг, сопровождение, планирование и прогнозирование, а также консалтинг экономического роста региона и многие другие управленческие функции. Определить, насколько эффективно выполняются перечисленные функции управления, позволяет оценка деятельности органов исполнительной власти. Она необходима органам власти и обществу для повышения системности, обоснованности управленческих решений и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ    

2.1 Территориальная информационная система. Механизм повышения качества государственного и муниципального управления

В период информатизации, общество стремится автоматизировать производственные процессы. Автоматизация позволяет ускорить процесс производства, а также некоторые процессы управления.


 Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

  Информационные  системы управления позволяют:
• повышать степень обоснованности принимаемых  решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
• обеспечивать своевременность принятия решений  по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
• добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
• согласовывать  решения, принимаемые на различных  уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
• за счет информированности управленческого  персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.
       Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
       Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
• уровень  в системе государственного управления;
• область  функционирования экономического объекта;
• виды процессов управления;
• степень  автоматизации информационных процессов.