Файл: Планирование и бюджетирование в современной практике управленческого учета (Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии
1.1. Сущность системы бюджетирования на предприятии
1.2. Взаимосвязь планирования и бюджетирования в организации
1.3. Технология разработки бюджетов
Глава 2. Внедрение системы бюджетирования в ООО «Импульс»
2.1. Организация системы бюджетирования в ООО «Импульс»
Глава 2. Внедрение системы бюджетирования в ООО «Импульс»
2.1. Организация системы бюджетирования в ООО «Импульс»
Предполагаемые данные по будущим продажам зависят от цен, условий конкуренции, платежеспособности поставщиков и общих экономических условий. При подготовке качественных бюджетных цифр полезны регрессионный и трендовый анализ, проектирование длительности операционного и финансового циклов, корреляционный анализ. Главный бюджет (рис. 5) включает все стороны операций и финансовой деятельности организации.
Рис. 5. Внутренний бизнес-план или главный бюджет
Он состоит из операционного бюджета и бюджетов внешней финансовой отчетности:
1) бюджеты продаж;
2) бюджеты производства и конечных запасов;
3) бюджеты прямых материалов и закупок;
4) бюджеты прямого труда;
5) бюджеты коммерческих и управленческих расходов.
2.2. Разработка системы бюджетов ООО «Импульс»
Бюджетный цикл включает в себя период времени от начала первого этапа (составление проекта бюджетов подразделений и сводного бюджета в целом по предприятию) до завершения третьего этапа - анализа исполнения бюджета второго года. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, т.е. завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой или уточнением бюджета следующего года. Иными словами, анализ исполнения бюджета - это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.
Методическим обеспечением бюджетных программ предприятия является Регламент бюджетного процесса, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем структурных подразделений, формы и сроки предоставления информации, получатели промежуточных и результирующих документов. Усилия и время, затраченные на создание методического обеспечения, безусловно, окупаются в дальнейшем. В ситуации, когда четко не прописано, что нужно делать, когда, как и в какой форме - не с кого спрашивать за неправильную или не предоставленную в срок информацию.
Составим бюджет центра доходов на три следующих года. Вариант бюджета центра доходов представлен в табл. 2.
Таблица 2
Бюджет центра доходов, тыс.руб.
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
1. Выручка от продажи продукции |
253915 |
286486 |
319245 |
2. Выручка от сдачи работ |
10287 |
12436 |
13247 |
3. Арендная плата и роялти |
207 |
243 |
249 |
Всего по центру доходов |
264409 |
299165 |
332741 |
Бюджет доходов может выполнять стимулирующую роль только тогда, когда он направлен на контроль за поступлением, наличием и использованием ресурсов, предназначенных для торговли и получения дохода. Пример такого бюджета центра доходов представлен в табл. 3.
Таблица 3
Бюджет ресурсов центра доходов
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
1. Выпуск продукции в натуральном выражении |
194808 |
219333 |
244270 |
2. Продажа продукции в натуральном выражении |
194235 |
219151 |
244210 |
3. Остаток продукции на складе в натуральном выражении |
573 |
182 |
60 |
4. Выручка от продажи (всего), тыс.руб. |
253915 |
286486 |
319245 |
Бюджет центра прибыли представляет собой комплекс из трех бюджетов: доходов, издержек и прибыли. Бюджет доходов рассмотрен выше. Приведем плановый бюджет прибыли на квартал с разбивкой по месяцам (табл. 4). Имейте в виду, что плановые бюджеты центров прибыли составляются также на год с разбивкой по кварталам.
Таблица 4
Бюджет центра прибыли, тыс.руб.
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
1. Выручка от продажи |
253915 |
286486 |
319245 |
2. Прямые издержки производства: материальные на оплату труда прямые накладные расходы |
172243 |
203532 |
234621 |
3. Изменение остатков готовой продукции |
749 |
239 |
79 |
4. Переменные коммерческие и управленческие расходы |
38621 |
39121 |
40267 |
5. Маржинальный доход (1 - 2 + 3 - 4) |
43800 |
44072 |
44436 |
Плановые статьи 1, 2, 4 заполняются на основании бюджета доходов и сметы издержек, составляемых по центру прибыли.
Рекомендуемое для ООО «Импульс» распределение субъектов бюджетирования по уровням приведено на рис.6.
Рис.6. Распределение субъектов бюджетирования по уровням [22,c.45]
В ООО «Импульс» за каждым менеджером закреплены предприятия-заказчики. Проанализируем структуру финансового планирования на октябрь 2019г. (табл.5).
Таблица 5
Бюджет продаж ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование организации |
Сумма, руб. |
Удельный вес, % |
Объем производства, ед. |
Объем продаж, ед. |
Кацапова Ю. Б. |
||||
Вымпелком |
3 000 000 |
14,45 |
2348 |
2258 |
Русская Чайная Компания |
500 000 |
2,41 |
391 |
376 |
Семья |
400 000 |
1,93 |
313 |
301 |
ТДЭра |
250 000 |
1,2 |
196 |
188 |
Сладкий мир |
400 000 |
1,93 |
313 |
301 |
Глобус |
400 000 |
1,93 |
313 |
301 |
Славянка |
1 600 000 |
7,71 |
1252 |
1204 |
ТД Диал |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Конфил |
200 000 |
0,96 |
157 |
151 |
Стимул Колор Косметик |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Церера |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Итого |
7 650 000 |
36,85 |
5988 |
5757 |
Лесин А. В. |
||||
Парли |
500 000 |
2,41 |
391 |
376 |
3-д им.Кирова |
200 000 |
0,96 |
157 |
151 |
Тэском |
500 000 |
2,41 |
391 |
376 |
Мадис |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Итого |
1 500 000 |
7,23 |
1174 |
1129 |
Морозова Е. А. |
||||
СКФ |
2 500 000 |
12,04 |
1957 |
1882 |
ПКФ |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Первое решение |
1 500 000 |
7,23 |
1174 |
1129 |
Натура Сибирика |
500 000 |
2,41 |
391 |
376 |
БИСКОТТИ |
500 000 |
2,41 |
391 |
376 |
Сладко |
2 000 000 |
9,63 |
1565 |
1505 |
Бакалея Холдинг |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Итого |
7 600 000 |
36,61 |
5949 |
5720 |
Маркушин Д.В. |
||||
Гехноэкспорт |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Фуфина |
200 000 |
0,96 |
157 |
151 |
Фэст |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Чайная Компания №1 |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
СФ Мечта |
0 |
0 |
0 |
0 |
ПХП |
200 000 |
0,96 |
157 |
151 |
Итого |
1 300 000 |
6,26 |
1018 |
978 |
Хахалин И. С. |
||||
ГиАлари |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Гарни |
250 000 |
1,2 |
196 |
188 |
Октопас |
250 000 |
1,2 |
196 |
188 |
Лига Плюс |
150 000 |
0,72 |
117 |
113 |
Бастпром |
100 000 |
0,48 |
78 |
75 |
Итого |
1 050 000 |
5,06 |
822 |
790 |
Козлов А. В. |
||||
Одинцев |
300 000 |
1,45 |
235 |
226 |
Аромат |
1 260 000 |
6,07 |
986 |
948 |
БКФ |
100000 |
0,48 |
78 |
75 |
Итого |
1 660 000 |
8 |
1299 |
1249 |
ВСЕГО |
20 760 000 |
100 |
16249 |
15624 |
Таким образом, в октябре 2019 г. можно выделить двух основных менеджеров, заключивших договора более, чем на 70%. Так Кацапова Ю.Б. отвечает за 36,85% запланированного объема производства, Морозова Е.А. – за 36,61%. Кроме того, Лесин А.В. заключил договора на 1,5 млн.руб., что составляет 7,23% от общей суммы, Маркушин Д.В. – на 1,3 млн.руб. (6,26%), Хахалин И.С. – на 1,05 млн.руб. (5,06%) и Козлов А.В. – на 1,66 млн.руб. (8%).
Предложенный инвестиционный проект с целью расширения рынка сбыта предполагает производство рекламных средств для клиентов: буклеты, флаеры и другие. Для реализации проекта требуется 40 млн.руб., из которых собственных средств приходится 50%, т.е. 20 млн.руб., и 50% составляют заемные средства – банковский кредит в размере 20 млн.руб. Средства будут потрачены на строительство нового цеха, закупку оборудования и его монтаж, а также на приобретение оборотных средств.
Таблица 6
Бюджет производства ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование |
октябрь |
Запланированные продажи |
15 624 |
Желаемый запас готовой продукции на конец квартала, ед. |
3125 |
Запланированный запас продукции на начало квартала, ед. |
2500 |
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, ед. |
16 249 |
Таблица 7
Бюджет закупок ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование |
октябрь |
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, ед. |
16 249 |
Необходимое количество сырья |
81 245 |
Остаток сырья на начало периода, кг |
8 125 |
Остаток сырья на конец периода, кг |
7 812 |
Приобретено сырья, кг |
80 933 |
Цена материала руб./кг |
137,5 |
Стоимость сырья, руб. |
11128218,8 |
Оплачено за сырье, руб. |
5564109,4 |
Задолженность за сырье с начала года |
5564109,4 |
Таблица 8
Бюджет затрат на оплату труда основных рабочих ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование |
октябрь |
Количество часов на изготовление продукции единицы продукции |
3,8 |
Количество часов на изготовление продукции всей продукции |
61746,2 |
Стоимость 1 часа вместе с начислениями, руб./час |
206,25 |
Затраты на оплату труда, тыс.руб. |
12735153,75 |
Таблица 9
Бюджет затрат накладных производственных расходов ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование |
октябрь |
Переменные издержки |
|
Норматив на 1 час работы основного персонала, руб. |
68,75 |
Сумма переменных издержек, руб. |
4245051,25 |
Постоянные издержки, руб. |
1666500 |
в том числе амортизация, руб. |
412500 |
Итого накладных расходов |
5911551,25 |
Таблица 10
Бюджет управленческих и коммерческих расходов ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование |
октябрь |
Запланированные продажи, ед. |
15 624 |
Норматив переменной части коммерческих и управленческих расходов на 1 ед. проданных товаров, руб. |
82,5 |
Переменная часть коммерческих и управленческих расходов, руб. |
1288980 |
Постоянная часть коммерческих и управленческих расходов, руб. |
2071850 |
Реклама |
1100000 |
Зарплата менеджеров |
962500 |
Страховые выплаты |
9350 |
Итого коммерческие и управленческие расходы, руб. |
3360830 |
Таблица 11
Смета доходов и расходов ООО «Импульс» на октябрь 2019г.
Наименование |
октябрь |
Объем продаж в ед. |
15 624 |
Выручка от реализации |
20760000 |
Себестоимость реализации (переменная часть) |
4245051,25 |
Коммерческие и управленческие расходы (переменная часть) |
1288980 |
Маржинальная прибыль от реализации |
15225969 |
Накладные расходы (постоянная часть) |
1666500 |
Коммерческие и управленческие расходы (постоянная часть) |
2071850 |
Операционная прибыль |
11487619 |
Прочие расходы |
|
Прибыль до вычета налога |
11487619 |
Налог на прибыль (20%) |
2297523,75 |
Чистая прибыль |
9190095 |
Таким образом, для улучшения финансовых результатов предлагаются следующие мероприятия:
1) Приобрести программный комплекс КИС: Бюджетирование;
2) Выделение центров ответственности: прибыли, затрат, финансовой ответственности.