Файл: Планирование и бюджетирование в современной практике управленческого учета (Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии
1.1. Сущность системы бюджетирования на предприятии
1.2. Взаимосвязь планирования и бюджетирования в организации
1.3. Технология разработки бюджетов
Глава 2. Внедрение системы бюджетирования в ООО «Импульс»
2.1. Организация системы бюджетирования в ООО «Импульс»
Введение
Актуальность темы данной работы заключается в том, что бюджетирование является комплексной системой, правильно организованные элементы которой позволяют реализовывать задачи эффективного управленческого учета компании. В процессе хозяйственной деятельности бюджет следует постоянно корректировать для достижения максимального эффекта. Существование в компании системы бюджетирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции бюджетирования, но и функции контроля и управления – наблюдения за процессами реализации бюджетов и выявления возникших отклонений.
В текущих рыночных условиях любое предприятие стремится более эффективно использовать свои ресурсы и минимизировать свои затраты. Для осуществления такой задумки необходимо все тщательно проанализировать и выстроить эффективный план дальнейших действий. В настоящее время российские и зарубежные организации для рационального использования своих ресурсов используют бюджетирование.
В настоящее время среди экономической нестабильности и неопределенности значимую роль в управлении компанией играет прогнозирование и планирование деятельности с учетом возможных рисков и изменений, способных влиять на хозяйственную деятельность компании, а значит вовремя среагировать на возможные изменения при помощи планирования и контроля, а точнее при помощи системы бюджетирования. В условиях постоянно изменяющейся внешней среды у компании существуют, как краткосрочные, так и долгосрочные планы, тем самым система бюджетирования адаптируется для каждой компании согласно поставленным целям и задачам. Все это предопределяет практическую значимость и актуальность темы исследования.
Цель работы – исследовать особенности планирования и бюджетирования в современной практике управленческого учета.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы бюджетирования на предприятии;
- рассмотреть сущность системы бюджетирования на предприятии;
- проанализировать внедрение системы бюджетирования в ООО «Импульс».
Предмет исследования – система бюджетирования в организации.
Объект исследования – ООО «Импульс».
Методологической основой исследования являются учебная и методическая литература, статьи в периодических изданиях и Интернет ресурсы.
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии
1.1. Сущность системы бюджетирования на предприятии
Бюджетный учет (планирование и контроль) тесно связан с управленческим учетом и являются составной частью друг друга. Хозяйственные процессы в рыночной экономике воздействуют на изменения объемов производства, реализации продукции и услуг компании, с одной стороны, а с другой – оказывают влияние на изменение расходов, и как следствие на изменение прибыли[1].
Для осуществления анализа динамики производства и оказания услуг необходима детальная информация о расходах в разрезе каждого вида произведенного изделия или оказываемой услуги, не искаженная искусственным распределением накладных расходов. Таким образом, компании просто необходимо иметь свой бюджет.
Бюджет – это финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимоувязку расходов и доходов компании. А бюджетирование – это финансовое планирование, которое охватывает все стороны хозяйственной деятельности компании, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы на краткосрочный либо долгосрочный период[2].
Процесс бюджетирования, а именно составление, коррекция и утверждение бюджета занимает одно из самых важных мест в управлении, способных контролировать и управлять определенными действиями в тех или иных на- правлениях бизнеса, таких как маркетинг, продажи, производство, снабжение (закупки) и финансы. В процессе составления определенных действий по составлению бюджета необходимо учитывать текущие условия, физические, человеческие и финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагает компания. Исполнение того или иного бюджета является одной из самых важных задач компании, однако сами бюджеты должны быть направлены на достижение нескольких целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации. Процесс контроля и управления хозяйственной деятельности подразделений компании в момент этапа составления бюджетов имеет чрезвычайно важное значение. Бюджетирование это определенный механизм, с помощью которого действия различных подразделений компании могут быть согласованы и сведены в единый процесс[3].
Под бюджетированием понимается система планирования, контроля и анализа ресурсов, которые потребляет и создает организация в ходе своей деятельности, что позволяет анализировать показатели для управления бизнес - процессами. Под бюджетом компании понимается набор взаимосвязанных показателей в натуральном и стоимостном виде, выстроенных по уровням управления. Бюджет носит целевой характер использования средств, а показатели выражают желаемый результат в конце бюджетного периода. Таким образом, под бюджетом понимается набор показателей, а бюджетирование выступает как совокупность процессов по составлению планов и бюджетов, их утверждение, исполнение, контроль, анализ и корректировку[4].
Главной целью бюджетирования является повышение эффективной деятельности организации с помощью целевой направленности действий по выявлению и минимизации рисков и негативных последствий возможных событий, что повышает качество управления бизнес - процессами на предприятии и, как следствие, увеличивает стоимость бизнеса.
Бюджетирование в настоящее время выступает ведущим инструментов при финансовом планировании и предоставляет возможность:
- реализовать полный цикл финансового управления, который включает анализ, планирование, исполнение, контроль;
- обеспечить управление по целям, закрепленным в бюджетах;
- применить «скользящие» бюджеты, которые выходят за рамки отдельного планового периода и органично увязать текущие и стратегические бюджеты;
- применить современные формы управления финансовой деятельностью на базе управления по центрам финансовой ответственности;
- создать бюджеты в заданном формате, максимально адаптированном к требованиям менеджмента организации;
- понимать цели и содержание финансового управления всеми участниками бюджетного процесса, несмотря на разный уровень квалификации в данной области[5].
Однако сам процесс бюджетирования осуществить невозможно без управленческого учета, потому как в современных условиях жесткой конкуренции на рынке его роль на предприятие недооценивать нельзя.
Хорошо поставленная бюджетная система очень важна как для управленческого учета, так и для компании в целом. Она способна[6]:
- привести в совершенство координацию всех подразделений компании;
- избежать определенных рисков и кризисных ситуаций;
- улучшить мотивацию персонала; - повысить ответственность управленцев всех уровней;
- прогнозировать финансовый результат;
- предотвратить нежелательные ситуации.
Процесс бюджетирования выполняет контрольную функцию, которая определяет сферу ответственности руководителей различного уровня и соотнося ее с показателями бюджетов. Бюджетирование представляет собой постановку целей хозяйственной деятельности на основе количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть компании в краткосрочном или долгосрочном периоде[7]. В любой компании существует миссия, стратегия, и определенные цели и задачи, как в целом, так и перед каждым подразделением и менеджерами любого звена.
Достижение эффективного управления хозяйственной деятельности компании и является внедрение системы бюджетирования, которая позволяет любой компании достичь максимального эффекта в управлении как компанией в целом, так и различными менеджерами или отделами в частности. Результат успешного внедрения и есть повышение эффективности деятельности компании. Эффективность деятельности компании будет повышена во всех бизнес-процессах компании, а именно: управление компанией, производительность труда, продажи и реализация, управление всеми ресурсами компании. Повышая эффективность, компания достигает определенных результатов, которые могут быть представлены в виде[8]:
- снижения себестоимости продукции и услуг;
- увеличения прибыли;
- внедрения новых инвестиционных проектов;
- достижения поставленных стратегических целей.
Формирование бюджетов для лиц, принимающих управленческие решения, должны быть возложены на современные информационные технологии.
Существенным компонентом управленческого учета является участие в разработке и исполнении бюджетов. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджетирование в управленческом учете компании является система, которая позволяет четко организовать процесс контроля и управления затратами, доходами, прибылью, а также за счет личной ответственности за результаты работ каждого центра будет способствовать повышению эффективности принимаемых управленческих решений.
1.2. Взаимосвязь планирования и бюджетирования в организации
Одной из важнейших функций управления, наряду с контролем, является планирование, которое оценивает поставленную организацией цель с точки зрения правильности определения необходимых ресурсов и их доступности при возникновении потребности. Под планирование подразумевается процесс определения будущих действий.
Планирование на предприятии непрерывно связано с финансовыми ресурсами, и включает в себя несколько этапов (рисунок 1).
Рис. 1. Основные этапы финансового планирования на предприятии
Первый этап предполагает анализ финансовых показателей деятельности организации предыдущего периода на основании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств. Основной акцент делается на объеме реализации, затратах, размере полученной прибыли. По окончанию анализа уже можно будет оценить финансовые результаты деятельности организации, а также определить стоящие перед ней проблемы. На втором этапе происходит разработка финансовой стратегии и политики по выбранным направлениям деятельности организации. На третьем этапе уточняются и конкретизируются прогнозируемые показатели путем составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе состыковывают финансовые показатели с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими показателями и программами, находящимися в разработке. На пятом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование, путем разработки оперативных финансовых планов.
Процесс финансового планирования в организации заканчивается анализом и контролем выполнения финансовых планов. Определяются конечные фактические финансовые результаты деятельности, сопоставляются с запланированными показателями, выявляются причины отклонений от плана, и разрабатываются меры по устранению негативных ситуаций. Это доказывает, что без разработки плана невозможно эффективно спланировать эффективное произвести эффективное планирование. В таблице 1 представлена сравнительная таблица по уровням планирования в организации.
Таблица 1
Уровни планирования в организации
Уровни планирования |
Перспектива (время) |
Возможность |
стратегический |
долгосрочный |
изменяет ресурсы и факторы без потери результативности деятельности |
оперативный |
среднесрочный (1-5 лет) |
регулируется ограниченное количество факторов производства |
тактический |
текущий момент |
одна часть ресурсов варьируется в широких пределах, а другая ограничена |