Файл: Планирование и бюджетирование в современной практике управленческого учета (Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегическое планирование формулирует цели, задачи, сферы и масштабы производства организации на качественном уровне или в виде общих количественных ориентиров. Тактическое планирование позволяет определить необходимые ресурсы для соответствия выбранного уровня и выполняется в форме бизнес – планирования. Оперативное планирование осуществляется в форме бюджетирования[9].

Бюджетирование выступает технологией при планировании финансов, их учету и контролю доходов и расходом, которые получают от бизнеса на всех уровнях, позволяя анализировать предполагаемые показатели и на их основании управлять ресурсами в дальнейшем[10].

В основу бюджетирования положена разработка разных видов планов (бюджетов), которые являются одним из основных инструментов при управлении компанией. Бюджет предприятия выступает высокоэффективным инструментом при внутрифирменном финансовом планировании и позволяет оперативно оценивать и координировать деятельность структурных подразделений организации. Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Виды бюджетов организации

Основные бюджеты нужны для управления финансами организации, для оценки его финансового состояния и выполнения управленческих задач. Состав операционных и вспомогательных бюджетов определяются руководителями, исходя из целей и задач организации, а также в зависимости от квалифицированности рабочего персонала, технической оснащенности и возможностей организации. Дополнительные (специальные) бюджеты более точно помогают определить целевые показатели и нормативы финансового планирования, более точного налогообложения в зависимости от отрасли. Все эти бюджеты необходимы при составлении сводного производственного бюджета или мастера – бюджета. Он разрабатывается как для отдельного бизнеса, так и для компании в целом. Мастер – бюджет состоит из нескольких основных бюджетов и формируется на базе операционных и вспомогательных бюджетов. Реализация бюджетирования происходит путем формирования бюджетов, которые рассматриваются как планы, заданные в стоимостном выражении в установленный временной период[11].

Основой бюджетирования выступает генеральный бюджет, который представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов, которые выражаются в структурированной форме ожидания объемов продаж, расходов и других показателей бизнеса в плановом периоде[12].


Генеральный бюджет состоит из операционного и финансового бюджетов. Под операционным бюджетом понимается совокупность краткосрочных смет, которые разрабатываются центрами ответственности, по выпуску и сбыту продукции, производству, включающие накладные производственные и коммерческие расходы, вознаграждения работников, закупку сырья и материалов, а также графики оплаты отгруженной продукции покупателям, платежи поставщиков, погашения задолженности по бюджету, внебюджетным фондам и заработной плате. Финансовый бюджет содержит стоимостные показатели и отражает необходимость (или излишек) финансовых ресурсов, их поступление и использование в будущем периоде. Финансовый бюджет по хозяйствующим субъектам выражается в четко согласованных бюджетах движения денежных средств и капиталовложений, включает расчеты по движению финансируемых средств в инвестиционную деятельность и платежей по привлеченным средствам[13].

Учитывая, особые требования современного рынка к организации финансового менеджмента на предприятии, роль финансового планирования, как функции управления и процесса финансовой деятельности, принципиально изменилась, что обуславливает необходимость его эффективной организации для правильного определения возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов, необходимых для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия и их рационального использования[14].

Таким образом, определив цели, задачи и значение финансового планирования для предприятия, а также объекты, принципы организации и сам процесс планирования на основе анализа различных взглядов отечественных и зарубежных экономистов, можно сделать вывод о том, что финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса, тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности, а, следовательно, для эффективного функционирования предприятия необходимо правильно организовать процесс финансового планирования, рационально оперируя его подсистемами (видами) и методами осуществления.

1.3. Технология разработки бюджетов

Очевидно, что для построения эффективной системы бюджетного управления требуется:

- совершенная учетная система и эффективный электронный документооборот;


- современная корпоративная информационная система, объединяющая в режиме on-line все подразделения компании;

- соответствующая квалификация и мотивация менеджеров и рядовых исполнителей;

- значительный временной и финансовый ресурс для внедрения и получения первых зримых эффектов.

В силу этих существенных ограничений большинство компаний не идут на внедрение бюджетирования, в других в целом сложный и комплексный процесс ограничивается подготовкой нескольких бюджетов. Попытаемся уточнить, какие же потенциальные эффекты позволяет получить бюджетирование.

Для понимания сущности вопроса следует уточнить, что все бюджеты взаимосвязаны и представляют собой единую систему. Следовательно, изменение показателя в одном из бюджетов (например, прирост продаж сверх плана) дает цепочку следствий на другие бюджеты, в частности, бюджеты запасов, закупок сырья, заработной платы и т. д. И далее, руководитель видит, как изменится потребность в финансировании дополнительных затрат, как требуется изменить заявки поставщикам, какой требуется дополнительный транспорт и т. д. При этом такая информация поступает своевременно в тот момент, когда она необходима для принятия соответствующих решений. Без наличия бюджетов подразделения компании работают во многом автономно, эффективность взаимодействий между ними зависит в большей степени от личных контактов между, например, начальником отдела продаж, начальником производства, технологом, ПЭО и бухгалтерией. Например, если менеджер по продажам своевременно не информирует производство о появлении дополнительных заказов, возникают дополнительные сложности с включением заказа в производственную программу. Это с высокой вероятностью приведет к задержкам в изготовлении и срыву сроков, согласованных с новым заказчиком (как правило, менеджер по продажам при согласовании сроков руководствуется средними сроками производства в предшествующих периодах). Как следствие, возможная потеря клиента.

Бюджет выполняет ряд важных функций:

1) планирование — это самый детализированный вид плана, уточняющий прочие стратегические и текущие планы компании (производства, маркетинга, социальные и др.);

2) в процессе разработки и выполнения бюджетов осуществляется координация отдельных работ, взаимодействие между подразделениями, обеспечивая достижение текущих и стратегических целей компании;

3) бюджетирование — мощный инструмент стимулирования руководителей, т. к. они абсолютно точно понимают, какого результата ждут от них другие центры и руководство организации. Особенно ярко эта функция проявляется, если в процесс формирования плановых заданий вовлечены сами руководители;


4) обучение — процесс бюджетирования способствует тому, чтобы руководители детально разобрались в деятельности своих подразделений и организации в целом;

5) бюджетное задание — основа финансового контроля, бюджет — стандарт, с которым сравнивают фактические результаты. Степень достижения бюджетного задания — основа оценки деятельности центра ответственности и отдельного сотрудника.

Однако, на практике применение бюджетирования наталкивается на ряд острых проблем и недостатков, что во многом дискредитирует саму идею контроллинга, сводит к минимуму его прикладную ценность. В результате руководство компании, не получив ожидаемого эффекта, сворачивает все уже действующие методы и процедуры планирования и анализа.

Бюджетирование обеспечивает предприятию повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости путем объединения усилий всех его подразделений для достижения конечного количественного определенного результата зафиксированного в системе взаимоувязанных плановых документов – бюджетов, планов производственно – финансовой деятельности организации и ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов.

Рис. 3. Этапы процесса бюджетирования

Использование бюджетных данных в процессе управленческого анализа способствует выработке обоснованных управленческих решений для достижения общих стратегических и тактических целей организации, в использовании корректирующих воздействий на отклонение параметров и их использования. В информационном отношении бюджетирование – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности предприятия, которое в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии. Использование нормативных расчетов позволяет повысить качество показателей бюджетов Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов. Бюджетирование на предприятии – это информационная система управления организацией с помощью бюджетов, включающая:

–разработку структуры генерального бюджета предприятия;–проектирование финансовой структуры управления;

–закрепление ответственности за бюджетами и их статьями;


–разработку бюджетной политики, включая методические и организационно–технические вопросы;

–разработку положений и регламентов бюджетирования;

–создание специализированной структуры и закрепление функций по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.

Центральным звеном бюджетирования является бюджет – количественное выражение планов текущей деятельности развития предприятия, представленный в стоимостном или в натуральном выражении. Системность бюджетирования в бюджетном процессе позволяет из совокупности бюджетов отдельных центров ответственности формировать сводный бюджет предприятия в целом – генеральный бюджет.

Рис. 4. Цели процесса бюджетирования

Цель генерального бюджета – объединить и суммировать частные бюджеты структурных подразделений организации. Бюджеты подразделяются по формам, по видам деятельности, по механизму использования. Например, для предприятий, ориентированных на продажи и существующих в жесткой конкурентной среде, важным становится бюджет продаж. Вновь организованные производственные предприятия, а также предприятия, ориентированные на создание новых видов продукции, – для них важен бюджет производства. И бюджет продаж, и бюджет производственный, являясь частными бюджетами, в конкретных условиях могут стать наиболее значимой, наиболее сложной частью генерального бюджета. Таким образом, совокупность разных бюджетов способна образовывать перенастраиваемые целостные системы, соответствующие определенному уровню использования ресурсов в соответствии с выбранными целями предприятия.

Таким образом, бюджетирование – это процесс планирования будущей деятельности предприятия и оформление его результатов в виде системы бюджетов, позволяющих оптимизировать экономические результаты принимаемых управленческих решений, присутствует в любой эффективной системе управления предприятием и активно используется административно–управленческим аппаратом для принятия управленческих решений, контроля и регулирования для достижения стратегических целей бизнеса и максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Бюджетирование обеспечивает предприятию финансовую устойчивость и экономическую эффективность.