Файл: Компьютер, информационные технологии в жизни школьника: характер использования, роль в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Опираясь на главный принцип педагогики «не навреди детству», сегодня нужно говорить о профессионализме и компетентности педагогов–учителей начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий и о политике безопасного включения в образовательный процесс информационных технологий. Основная задача педагогов – использовать данное средство развития грамотно и профессионально. Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка, что и определяет тему моего исследования «Компьютер, информационные технологии в жизни школьника: характер использования, роль в развитии».

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе – актуальная проблема современного воспитания и образования [13, С. 199]. С одной стороны, президент В.В. Путин поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении младших школьников к компьютеру. Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет, ускоренно развиваются ИКТ в образовательных учреждениях [17, С. 58-69].

  1. принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  2. принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
  3. реализация программы «Электронная Россия»;
  4. разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
  5. подключение в рамках национального проекта образовательных учреждений к глобальной сети Интернет;
  6. принятие поправок к Закону «Об образовании»;
  7. формирование социальных сетей и др.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы образовательных учреждений, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

Объект исследования: развитие психики и личности современных младших школьников.

Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие психики и личности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение возможностей информационно-коммуникационных технологий в начальной школе и эффективность их использования в процессе развития детей младшего школьного возраста.

Цель и гипотеза определили решение следующих задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по изучаемой проблеме.
  2. Изучить личность современного младшего школьника, рассмотрев при этом влияние экранной информации, особенности взаимоотношений со взрослыми с сверстниками.
  3. Изучить мнения родителей и педагогов о роли информационных технологий в развитии и образовании детей младшего школьного возраста.
  4. Сделать соответствующие выводы по исследованию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; эмпирические – беседы с детьми, опрос родителей и педагогов начальной школы, наблюдения за деятельностью детей.

База исследования: МКОУ «Образовательный центр «Эврика» город Муравленко, ЯНАО. В педагогическом исследовании принимали участие педагоги (учителя, специалисты начальной школы), учащиеся 1 А класса в количестве 21 ребенка и их родители.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список использованных источников представлен 22 наименованием.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Личность современного младшего школьника

Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Законы его развития всегда осуществляются (или не осуществляются) в конкретных условиях воспитания и тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились. Об этих изменениях и о том, как они влияют на психологию дошкольника, будет раскрыто далее в следующих параграфах.

1.1.1 Возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией [4, С. 72].

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития [19, С. 48-53]. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования [16, С. 89]. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.


Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.


1.1.2 Разрыв поколений детей и родителей

Особенность воспитания современных детей – это повышенная занятость родителей. В нашей стране папы и мамы работали всегда. Но в последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически всё время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. По некоторым данным в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт, необходимость добывания денег отнимают всё время и последние силы. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву и взаимному отсутствию интереса. И дело тут не только в тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребёнка и с нежеланием в неё включаться. Большинство современных молодых родителей с трудом представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком. Они не знают, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. Совместная игра детей и родителей – это сегодня уже что-то архаическое и экзотическое.

Современные дети живут совершенно в другом, изменённом мире. Родителям кажется, что их детей нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов . [23, С. 18-19]. Освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ребёнком, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка, согласно которому становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребёнка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым.

Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. При поддержке и помощи взрослого малыш сам начинает пробовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, своё «Я». Никакие технические средства, современные информационные технологии, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.