Файл: Компьютер, информационные технологии в жизни школьника: характер использования, роль в развитии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при выполнении следующих условий :
- наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;
- достаточное количество технических средств соответствующего уровня;
- наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;
- наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);
- наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.
В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.
Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки.
Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.
Технологический аспект. Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:
- отработке способов работы с устройствами ввода информации и анализе результатов этой работы;
- соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.
Организационный аспект. Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика. Это требование реализуется путем внедрения программы «один ученик –один компьютер».
В результате, компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях [8, С. 56]. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Таким образом, применение компьютера в обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию младшего школьника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.
Вывод по I главе
В результате теоретического анализа литературы было выявлено, что социальные и экономические трансформации современного общества отражаются на психическом и личностном развитии подрастающего поколения. Мнения одних авторов сводится к тому, что общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые всё больше игнорирует специфику младшего школьного возраста и его фундаментальное значение для полноценного развития личности. Данная тенденция является неоправданной и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социально-психологические последствия.
Также мною был представлен анализ изменений социокультурных условий жизни ребенка в последние десятилетия: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр.
Проанализировав мнения различных авторов, я пришла к выводу, что в условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможно несколько направлений в организации обучения компьютерной деятельности младшего школьника:
Таким образом, мы пришли к выводу, что применение компьютера в обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию младшего школьника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Изучение мнений педагогов и родителей о роли ИКТ в развитии и образовании детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Образовательный центр «Эврика» в 1 А классе. Общее количество учащихся – 21 ребенок. Исследование включало в себя наблюдение за деятельностью детей в разные режимные моменты (уроки, перемены, динамические паузы), а также опрос педагогов и родителей учащихся. Основной темой опроса являлось изучение мнений родителей и педагогов о роли ИКТ в развитии и образовании детей младшего школьного возраста. Опрос включал в себя 6 вопросов.
Вопрос № 1. Применение ИКТ в начальной школе - дань времени или необходимость? (Этот вопрос мы задавали специалистам начальной школы).
Вот мнение одного из специалистов (учитель-логопед): «Это дань времени! Ребенку необходимо не только видеть, но и осязать. Человек развивается через деятельность, причем через разные ее виды».
Но такая точка зрения среди педагогов и специалистов уступает с небольшим перевесом противоположной: «Использование ИКТ в начальной школе - хорошая и интересная современная форма образовательной деятельности. Однако, непосредственно на компьютере ребенок должен заниматься в очень малых дозах!» — считает другой педагог.
Вопрос № 2. С какого возраста ребёнок может самостоятельно оставаться за монитором компьютера? И сколько времени в этом возрасте ребёнок может в день проводить за компьютером?
Ответ на этот вопрос выявил большой разброс мнений и у родителей, и у специалистов. Около половины родителей (45%) считают, что в младшем школьном возрасте ребёнку не следует пользоваться компьютером. У некоторых мнение ещё более категоричное: чем позже их чадо начнёт свою компьютерную активность — тем лучше. Зато остальные 55% опрошенных родителей готовы приобщить своих детей к современным компьютерным технологиям и в 5 лет, и в 4 года, и даже в 3 — и раньше. Распределение по возрастам здесь почти равномерное. У меня не было достаточной статистики, но наблюдалась тенденция, что чем младше были родители-респонденты, тем выше у них была готовность приобщить своих вундеркиндов к использованию ИКТ уже в младшем дошкольном возрасте.
Учителя, отвечая на заданный выше вопрос, формально придерживались норм, указанных в нормативных положениях для общеобразовательных школ — в САНПИНАХ. Фактически же, подавляющее большинство педагогов и педагогов-психологов выступали за то, чтобы не допускать детей младшего школьного возраста к работе за компьютером без участия взрослого (педагога или родителей).
Изучая материалы, посвящённые ИКТ в образовательных учреждениях, и ответы наших респондентов, я пришла к выводу, что ИКТ обогнало потребность, а главное — готовность общества к его активному использованию для развития и образования детей младшего школьного возраста. Компьютерные классы, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, интернет, экспериментальные площадки, готовые обучать и обслуживать семьи с детьми, начиная с 2-х лет, в использовании ИКТ — всё готово. А готово ли общество?
Вопрос № 3. Для чего нужен компьютер в младшем школьном возрасте?
Не нужен вообще - 50% родителей.
Другие варианты ответов:
- Для развития логики, внимания.
- Для знакомства с компьютерной техникой и приложениями.
- Для того чтобы смотреть мультфильмы, слушать и смотреть сказки.
- Для того чтобы ребенок мог проявить свои художественные способности — «порисовать», «построить».
- Для организации игровой деятельности, чтобы играть на нём.
Последний ответ встретился чаще, чем остальные. По-видимому, родители, а значит и их дети, знакомы с сайтами, где ребёнок младшего школьного возраста может поиграть в компьютерные игры.
Между тем, специалисты и педагоги начальной школы, отвечая на вопрос «Можно ли считать игры за компьютером полноценной игровой деятельностью» в 95% случаев дали отрицательный ответ.
С мнением педагогов начальной школы я полностью согласна, так как ведущей деятельностью, в которой формируются все возрастные новообразования старшего дошкольника и младшего школьника, как доказано Д.Б. Элькониным, является только сюжетно-ролевая игра. В ней ребёнок осваивает особенности социальных взаимоотношений людей, особенно взрослых, выстраивает и осваивает модели поведения, учится вставать в позицию другого человека, получает полноценное личностное общение с другими детьми. Также в ней ребёнок проверяет и осваивает ценностные представления, отыгрывает свои переживания и т.п. Попутно в игре развиваются воображение, умение действовать в мнимом поле, речь, сила воли и др.
Игра за компьютером может развивать память, воображение и даже может помочь осваивать какие-то модели поведения, но она не даёт настоящего полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других людей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, отыграть конфликты в такой полноте, как это позволяет сделать ролевая игра. Также ребёнок не проживает в этот момент свою жизнь реально, не включён в деятельность - работает только его мозг, в то время как сам он сидит в одной позе и напряжённо смотрит на экран компьютера, по сути будучи отключённым от реального мира. Именно поэтому вытеснение «живых», сюжетно-ролевых игр компьютерными часто вредит психическому развитию ребёнка. Самое опасное в них то, что дети начинают примерять модели компьютерных игр к реальной жизни, так как в младшем школьном возрасте формируется первое мировоззрение и первая цельная картина мира. Дети начинают мыслить, что и в реальной жизни можно перейти с портала на портал, обзывать, убивать «плохих» героев, а будучи сражённым и погибшим — восстановить жизнь с помощью бонусов и продолжать, как прежде. Тем не менее, жизнь одна, в ней часто требуются другие, более гибкие модели поведения, а жестокость влечёт за собой жестокость и боль, и т.п. Главная опасность компьютерных игр, на наш взгляд, в том, что они начинают формировать сознание и мировоззрение ребёнка, они становятся схемой, которую ребёнок прикладывает к жизненным ситуациям, призмой, через которую он смотрит на жизнь».