Файл: Компьютер, информационные технологии в жизни школьника: характер использования, роль в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос № 4. Даёт ли компьютер школьнику что-нибудь, что он не сможет получить традиционными методами в реальном мире? Что именно?

Мало кто из родителей дал конструктивный ответ на этот вопрос. Вспомним, что примерно половина родителей вообще отказались использовать компьютер для своих детей младшего школьного возраста. Остальные были не многословны. Тем не менее, я хочу привести два мнения, которые были высказаны мамами, имеющими педагогическое образование. Эти мнения, на мой взгляд, содержательны, с ними трудно не согласиться, хотя они находятся на разных полюсах отношения к компьютерным методам развития ребёнка.

Мнение № 1. «Лично мне намного приятнее обучать ребенка традиционными методами — рисовать, лепить, конструировать, сейчас так много разнообразного материала для этих видов детского творчества. А читать, рассматривать хорошо иллюстрированные книги — одно удовольствие! Я воспринимаю компьютер как «дань» XXI веку, без него уже никуда. У ребенка должны быть элементарные компьютерные навыки. Компьютер в нашем доме - это скорее проигрыватель для CD и DVD-дисков. Еще интересно общаться по скайпу с теми, кто далеко живет».

Мнение № 2. «Компьютер даёт возможность сконструировать и создать то, что нельзя (или сложно) сделать в реальном мире. Предоставляет возможность сразу увидеть свою ошибку и исправить ее. Замечательный способ повышения мотивации детей к занятиям».

Этот же вопрос был задан педагогам и психологам начальной школы. Далее приведены ответы:

  • расширение кругозора, выход за пределы привычного пространства (города, страны, планеты).
  • начальное знакомство с современными информационными технологиями.
  • организация занятий и игр с детьми с применением ИКТ по музыке.
  • создание обучающих и развивающих презентаций.

Вопрос № 5. (Вопрос был адресован родителям). Ваш вопрос специалистам по поводу использования детьми компьютера?

Вопросов, относящихся к младшему школьному возрасту, оказалось только два:

  1. Какие вы можете порекомендовать развивающие компьютерные игры для младших школьников?
  2. Хотелось бы познакомиться с принципами (и узнать, есть ли они вообще), согласно которым педагоги организуют взаимодействие ребенка с компьютером в начальной школе.

Ответы на эти вопросы будут раскрыты в следующем параграфе.


2.2 Советы родителям младших школьников по выбору компьютерных игр

Данные советы сформулированы на основе теоретического анализа статей и публикаций различных педагогов и психологов [7, С. 45] , а также на основе собственных наблюдений за деятельностью детей. Советы таковы:

  1. Внимательно выбирайте игры и программы, предназначенные для детей. Оцените, есть ли там агрессивные образцы поведения, чему учит игра, какие модели поведения в ней заложены и т.п. Покупайте больше добрых и обучающих игр.
  2. Оставляйте ребёнка с компьютером не более чем на полчаса, делайте перерывы. С самого начала отслеживайте, чтобы у ребёнка не возникли привыкание и зависимость от компьютера. Ни в коем случае не заменяйте личностное общение и совместную деятельность с ребёнком компьютерными занятиями и т.п. К сожалению, по материалам опроса, проведённого мною, у некоторых детей общение с папами происходит только вокруг компьютерных игр.
  3. Стремитесь понять, с какой целью ребёнок сидит за компьютером, для чего он работает с той или иной программой или играет в определённую игру.
  4. Ни один компьютер не заменит любовь родителей.

Также были составлены памятки для родителей и педагогов «Интернет-ресурсы, посвященные проблемам воспитания и развития детей младшего школьного возраста» (приложение А).

Заключение

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Но воздействие будет положительным только при взаимодействии педагога, ребенка и компьютера.

Таким образом, я пришла к выводу о том, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Как бы мы не относились к обсуждаемой проблеме, информатизация общества ставит перед педагогами начальной школы задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

В результате на основе изученного и рассмотренного материала мною были составлены советы родителям младших школьников по выбору компьютерных игр.


Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует:

– активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости дошкольников;

– достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

– развитию навыков самообразования и самоконтроля;

– повышению уровня комфортности обучения;

– повышению у воспитанников активности и инициативности;

– приобретению навыков работы на компьютере.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список использованных источников

  1. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.
  2. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 1998. - 272 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Вече. Персей. Аст, 1995. – 120 с.
  4. Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс - М, Изд. дом «Дрофа», 2001.
  5. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. Беседы психолога. Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана., М.2004.
  7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  8. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
  9. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
  10. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 388 с.
  11. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  12. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.
  13. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: просвещение, 1997. – 92 с.
  14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
  15. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л. М. Лузиной. — Псков: ПГПИ, 2003. — 71 с.
  16. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 210 с.

СТАТЬИ

(из сборников, журналов, газет)

  1. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.
  2. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.
  3. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
  4. Поддьяков А. Способен ли ребёнок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. –2002. – №12. – С.48-53.
  5. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования // Управление школой (приложение к газете «Первое сентября»). – М., 2001. – №30. – С.29-34.
  6. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7.-С. 54-57.

Приложение А

Интернет-ресурсы, посвященные проблемам воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • http://www.solnet.ee. Сайт предлагает консультации и рекомендации психолога для родителей, воспитателя, содержит настольные игры, игры на смекалку, на развитие речи, на развитие музыкального слуха, рассказ по картинкам, пальчиковые игры; игротека; развивающие компьютерные игры; умелые ручки и многое другое;
  • молодому педагогу будут интересны Интернет-журналы «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru;
  • научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru;
  • на сайтах «Всё для детского сада. http://www.ivalex.vistcom.ru, «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru, «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru можно посмотреть и перенять опыт по проведению интересных занятий.
  • на сайте «Детский сад. ру» http://www.detskiysad.ru в разделе семья и дети представлены сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду и о многом другом.

Во всемирной паутине для педагога имеются электронные педагогические библиотеки:

  • Педагогическая библиотека http://pedlib.ru предоставляет доступ постоянно пополняющемуся собранию литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Здесь размещены популярные и научные издания, учебники, статьи.
  • http://psyparents.ru сайт содержит электронный каталогом книг и статей психолого-педагогического содержания о проблемах и особенностях развития, воспитания, обучения детей. Также имеются разделы: «Игры», «Игрушки», «Спросите специалиста» и др.
  • http://mirknig.com. . На сайте размещены художественные книги для детей (сказки, рассказы, повести), методическая литература для детского сада.