Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С другой стороны, постановления властей об ограничении бюджетного дефицита, приватизации больших фирм, укреплении экономического сектора время от времени подвергаются критике отнюдь не только лишь со стороны оппозиции, однако и изнутри самого правительства.

Таблица 2.2 – Квоты России, других стран в МВФ в 2008-2010 гг.

Квоты

Голоса

Страна

После реформы 2008г.

После реформы 2010г.

После реформы 2008г.

После реформы 2010г.

США

17,7

17,4

16,7

16,5

Япония

6,6

6,5

6,2

6,1

Германия

6,1

5,6

5,8

5,3

Франция

4,5

4,2

4,3

4

Великобритания

4,5

4,2

4,3

4

Китай

4

6,4

3,8

6,1

Италия

3,3

3,2

3,2

3

Саудовская Аравия

2,9

2,1

2,8

2

Канада

2,7

2,3

2,6

2,2

Россия

2,5

2,7

2,4

2,6

Индия

2,4

2,7

2,3

2,6

Источник: Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс], МВФ. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/. (дата обращения: 20.11.2018).

Основными задачами российской финансовой политики в посткризисный период 2010-2012 гг. были модернизация и формирование инноваций. Однако задача модернизации экономики, предполагающая преодоление сырьевой направленности экспорта РФ и отставания в научно-технической области, потребует выполнения такой политики, которая гарантировала бы в долговременной перспективе среднегодовые темпы экономического роста больше 4,5-5% [18, c. 189].

Но в настоящее время сдерживающее воздействие на увеличение российской экономики оказывают проявления новейших, однако различных по степени интенсивности предкризисных тенденций, сопряженных с негативным формированием ситуации на внешних рынках.


Таким образом, МВФ - межгосударственная организация, которая создана для регулирования валютно-кредитных взаимоотношений государств-членов и оказания им финансово-экономической поддержки при денежных и других затруднениях, которые порождаются дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной денежной валюты. Фонд обладает статусом специального института ООН, а также служит институциональной базой международный денежной системы.

2.3. Проблемы и перспективы деятельности Международного валютного фонда

В документе за сентябрь 2017 года «Повышение устойчивости к крупным и изменчивым потокам капитала: роль мер макропруденциальной политики» отражена прошедшая ранее дискуссия Исполнительного совета по этому вопросу. В нем отмечается, что потоки капитала могут приносить существенные выгоды странам, при этом большие и неустойчивые потоки капитала также могут порождать системные финансовые риски. Как правило, выгоды выше для тех стран, финансовое и институциональное развитие которых позволяет им безопасно управлять потоками капитала.

В документе показано, что реформы после кризиса, в том числе разработка макропруденциальной политики, способствуют большей устойчивости финансовых систем к связанным с потоками капитала потрясениям. В нем проводится оценка двух основ, введенных для обеспечения того, чтобы рекомендации по вопросам политики в отношении потоков капитала были согласованными и учитывали условия конкретных стран, — макропруденциальной основы и позиции организации относительно потоков капитала. В документе делается вывод о том, что эти основы соответствуют главным принципам, в том числе избежания использования как макропруденциальной политики, так и мер по управлению потоком капитала в качестве подмены необходимой макроэкономической корректировки.

Исполнительные директора поддержали этот документ. Они признали, что потоки капитала приносят значительные выгоды, однако также могут потенциально способствовать накоплению системного финансового риска, в особенности если они являются крупными и волатильными. Они также подтвердили, что меры макроэкономической политики, в том числе гибкость обменного курса, должны играть ключевую роль в управлении рисками, связанными с потоками капитала, и что меры макропруденциальной политики и меры по управлению потоком капитала не должны использоваться для подмены обоснованной макроэкономической корректировки.


В документе МВФ «Компромиссы при урегулировании Проблемных банков» от февраля 2018 года отмечается, что во время мирового финансового кризиса перед официальными органами стояла своего рода дилемма: предоставление экстренной финансовой помощи банкам могло усилить ожидания относительно государственной поддержки проблемным финансовым организациям в будущем (что, возможно, привело бы к чрезмерному принятию рисков и создало условия для следующего кризиса), однако, по-видимому, государственные ресурсы были необходимы для предотвращения ситуации, когда проблемы в одном банке приводят к кризису всей системы. В большинстве случаев проблемным банкам было предоставлено экстренное государственное финансирование, при этом большая часть издержек и рисков легла на плечи налогоплательщиков.

С тех пор целью реформ было стремление снизить вероятность кризисов и минимизировать издержки в случае возникновения кризиса, в том числе путем переноса бремени на частных инвесторов и совершенствования компромисса между предоставлением помощи за счет кредиторов и за счет государства. Указанный документ заново рассматривает такой компромисс именно в свете этих событий. В нем выражается поддержка усилий, направленных на то, чтобы предоставить органам урегулирования эффективные полномочия по привлечению кредиторов к предоставлению помощи, и подчеркивается, что основы должны быть направлены на минимизацию морального риска при предоставлении помощи за счет кредиторов. В документе признается, что сохраняется необходимость обеспечения достаточной, пусть и ограниченной, гибкости, для того чтобы иметь возможность использовать государственные ресурсы в контексте системных банковских кризисов. В нем содержится призыв продолжать усилия по увеличению потенциала покрытия убытков, обеспечению того, чтобы держателями долговых обязательств, направляемых на помощь средств кредиторов [23, c. 67].

Доклад по внешнеэкономическому сектору МВФ за 2017 год показывает, что чрезмерные дисбалансы счета текущих операций (дефициты или профициты в операциях страны с остальным миром) составляли примерно треть совокупных мировых дисбалансов в 2016 году. Этот уровень, который в основном не изменился с 2016 года, все более концентрируется в странах с развитой экономикой, с дефицитами в США и Соединенном Королевстве и профицитами в таких странах, как Германия, Корея, Нидерланды, Сингапур, Швеция и Япония. Эти дисбалансы делают мировую экономику более уязвимой в случае внезапной смены направлений потоков капитала и создают риск разжигания протекционизма с пагубными последствиями для торговли и роста [15, c. 210].


Странам с чрезмерным дефицитом следует снижать дефицит бюджета, не сокращая при этом программы для малоимущих, и постепенно корректировать денежно-кредитную политику в соответствии с целевыми показателями инфляции. Странам с чрезмерным профицитом следует увеличить бюджетное стимулирование. Обеим группам стран следует сделать приоритетным направлением структурные реформы — стимулирование инвестиций и поддержку конкуренции в странах, имеющих профицит, и поощрение сбережения и повышение конкурентоспособности в странах, имеющих дефицит. Мировая макроэкономическая стабильность является международным общественным благом, и все страны должны стремиться к этой цели.

Кроме того, МВФ содействовал расширению глобальной системы финансовой безопасности, которая защищает макроэкономическую стабильность путем предоставления страхования, способствующего предотвращению кризисов, финансирования в случае возникновения кризиса и стимулов для принятия странами мер политики, с тем, чтобы кризисы происходили нечасто и поддавались урегулированию. Имеющиеся ресурсы для глобальной системы финансовой безопасности утроились в период с 2007 по 2016 год ввиду того, что мировая экономика становится все более сложной, изменчивой и взаимосвязанной [23, c. 67].

За прошедший год МВФ укрепил свой вклад в глобальную систему финансовой безопасности. Он обновил свод правил в отношении своих кредитных линий для предотвращения кризисов — гибкой кредитной линии (ГКЛ) и линии превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ) — чтобы сделать процесс квалификации более предсказуемым и прозрачным. МВФ также предложил основу для более действенного сотрудничества с региональными механизмами финансирования в целях совершенствования глобальной системы финансовой безопасности и использует разные сравнительные преимущества региональных механизмов финансирования (знания и связи на уровне региона) и МВФ (опыт макроэкономических корректировок и его универсальные механизмы объединения рисков) для предотвращения и смягчения кризисов [22, c. 65].

В области развития потенциала МВФ работает с более чем 40 двусторонними и многосторонними партнерами над важнейшими макроэкономическими инициативами во всем мире. Создано несколько тематических фондов в соответствии с основными глобальными потребностями и инициативами в области развития, включая Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Повестку дня в области финансирования развития. Их деятельность дополняется обширной работой региональных центров развития потенциала МВФ, финансируемых партнерами по развитию, государствами-членами и МВФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный валютный фонд представляет собой глобальную организацию, насчитывающую 189 государств-членов и созданную для содействия благополучию мировой экономики.

Международный валютный фонд организован по принципу акционерного общества, структура органов которого подразделяется на несколько уровней: Комитет по развитию, временный комитет и совет управляющих. Совет директоров-исполнителей (исполнительный совет); . Директор-распорядитель.

За время своего существования МВФ добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиков. Одновременно он становится ключевым звеном формирования системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил колоссальный и полезный опыт.

Охарактеризовать роль участия Российской Федерации в Фонде возможно, подчеркнув ряд ключевых факторов. Так, вступление России в МВФ содействовало ускорению её интеграции в мировую экономику и глобальную финансовую систему. Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую поддержку, но и обеспечило более глубокую, быструю и успешную интеграцию в мировое хозяйство: получить доступ на мировые рынки товаров услуг и факторов производства, либерализовать внешнеторговые отношения, а также обеспечить гарантированный доступ инвестиций в экономику и упорядочить рыночные отношения.

Таким образом, деятельность Международного валютного фонда направлена на регулирование валютно-кредитных взаимоотношений государств-членов и оказание им финансово-экономической поддержки при денежных и других затруднениях, которые порождаются дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной денежной валюты. Фонд обладает статусом специального института ООН, а также служит институциональной базой международный денежной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ