Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.2. - Рейтинг стран с наибольшим объёмом долга перед МВФ, 2015г.

Страна

Государственный долг в среднем на человека, долл.

Соотношение государственного долга к ВВП

1.

Япония

111193

237,9 %

2.

Сингапур

56798

111,0 %

3.

Ирландия

53745

117,1 %

4.

США

53180

106,5 %

5.

Канада

44732

85,6 %

6.

Бельгия

43511

99,6 %

7.

Италия

42049

127,0 %

8.

Исландия

41356

99,1 %

9.

Швейцария

38804

49,1 %

10.

Катар

37710

37,8 %

11.

Франция

37146

90,3 %

12.

Греция

34968

158,5 %

13.

Великобритания

34851

90,3 %

14.

Австрия

34708

73,7 %

15.

Германия

34026

82,0 %

Источник: Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс], МВФ. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/. (дата обращения: 20.11.2018).

Анализируя данные таблицы, нужно отметить, что лидером по объему долгов перед МВФ является Япония, согласно официальной статистике Международного валютного фонда. При этом государственный долг Японии в 2 с лишним раза превышает ее ВВП. Большинство стран, приведенных в таблице, являются самыми развитыми странами в мире в экономическом плане. Однако, все эти страны имеют крупный долг перед МВФ. Более того, государственный долг многих стран из этого списка зачастую равен ВВП их стран или даже превышает его. Несмотря на глобализацию многих процессов и интеграцию стран в мировую экономику, в данном случае такие задолженности могут негативно повлиять на национальную экономику стран, а также международные отношения, складывающиеся между странами-членами и МВФ [1, c. 56].

Важно упомянуть саммит, проходивший между министрами финансов и главами ЦБ стран «Группы 20» в Шанхае в 2016 г., где обсуждались проблемы мировой экономики, а также международной финансовой архитектуры. Была подчеркнута важность увеличения производства и необходимость структурных реформ для повышения производительности и роста экономики. Руководители финансовых ведомств пришли к договоренности о том, что нужно увеличивать собственный капитал МВФ. Более того, была утверждена программа работы Рабочей группы по международной финансовой архитектуре (IFAWG), направленная на бесперебойную работу и упорядоченное изменение мировой финансовой системы, учитывающая проведенное МВФ исследование международной финансовой системы. Реформы квот МВФ также могут оказать положительное влияние на развитие мировой финансовой системы и экономики в целом. С 1 октября китайский юань был включен в корзину резервных валют Международного Валютного Фонда, поскольку китайская экономика развивается очень быстрыми темпами. Следует подчеркнуть, что МВФ признал растущее значение китайской валюты и экономики страны, а также оценил реформы финансового сектора, которые проводят власти Китая. Члены «Группы-20» считают, что дальнейшая работа по изучению возможностей более широкого использования СДР может поспособствовать росту мировой экономики. Министр финансов РФ А. Г. Силуанов отметил, что финансовая «двадцатка» поддержала использование СДР и выраженных в них инструментов для сохранения устойчивости финансовой системы. Поддерживается проведение макропруденциальной политики, позволяющей минимизировать риски системного финансового кризиса. Осуществление данных мер может сформировать прочную основу, благодаря которой мировой рост экономики, пусть и не сразу, но будет иметь положительную тенденцию к развитию [5, c. 580].


Таким образом, нужно выделить две составляющие части в политике МВФ, акцент на которых делает сам Фонд. Во-первых, на данный момент долговая политика является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности МВФ, поскольку она играет определяющую роль в развитии финансовой архитектуры. Во-вторых, проведение макропруденциальной политики имеет важное значение для финансовой архитектуры как на национальном, так и на мировом уровне.

1.2. Структура Международного валютного фонда

К важнейшим целям МВФ, который осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, относятся содействие стабильности валютных курсов и процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли.

Миссия МВФ дает странам (и их гражданам) возможность покупать товары и услуги друг у друга, что крайне важно для достижения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни. Все страны-члены МВФ представлены в Исполнительном совете, который обсуждает национальные, региональные и глобальные последствия экономической политики каждого государства-члена и утверждает кредиты Фонда для оказания государствам-членам содействия в решении временных проблем платежного баланса, а также для развития потенциала. Структура управления МВФ представлена в Приложении 1.

МВФ организован по принципу акционерного общества, структура органов которого подразделяется на несколько уровней:

1. Комитет по развитию, временный комитет и совет управляющих.

2. Совет директоров-исполнителей (исполнительный совет).

3. Директор-распорядитель [16].

В совет управляющих сроком на пять лет входят по одному управляющему и его заместителю от каждой страны-участницы и этот уровень является высшим руководящим органом фонда. Управляющими становятся, как правило, министры финансов или же руководители центральных банков. В связи своей профессиональной должности они уполномочены выступать от имени своего государства и занимать дополнительную должность в МВФ. Для того, чтобы принять новых членов, пересмотреть величину квот, обсудить изменения в паритете валют всех стран-участниц Совет управляющих собирается один раз в год. Совет управляющих тесно связан с другими уровнями и может передать Совету директоров-исполнителей свои функции [13, c. 66].


Временный комитет состоит из 24 управляющих Международного Валютного Фонда – министров и других уполномоченных лиц, проводящих заседания два раза в год. В полномочия Временного комитета входят такие функции: руководить Советом директоров-исполнителей, предлагать внесения поправок в статьи соглашения МВФ, а также предоставлять доклады по вопросам регулирования международной валютной системы и её функционирования для Совета управляющих.

Объединительный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития, а также Международной Валютный Фонд по передаче реальных ресурсов развивающимся странам (Комитет по развитию) включает в себя 24 управляющих. В полномочия комитета по развитию входят следующие функции: консультировать и информировать Совет управляющих этих двух организаций (МБРР и МВФ) по тем вопросам, которые затрагивают аспект развития и передачи реальных ресурсов [4, c. 60].

Исполнительный совет (он же Совет директоров-исполнителей) – это постоянно действующий руководящий орган фонда. Состав Исполнительного совета можно охарактеризовать следующим образом: Директор-распорядитель является председателем, далее 24 директора исполнителя, 8 из которых представляют отдельные страны, а оставшиеся 16 избираются сроком на два года остальными странами-участницами. Но количеством голосов каждый директор-исполнитель обладает в разных объемах. Количество голосов определяется тем, сколько голосов имеет страна, которую представляет данный директор-исполнитель, в Исполнительном совете. Но если члены придёт к общему решению, то это помогает избежать голосования.

Исполнительный совет собирает свои заседания 3 раза в неделю, чтобы проконтролировать процесс осуществления политики, установленной государствами-членами вместе с Советом управляющих.

Роль Директора-исполнителя очень значительна. Он управляет ежедневной работой МВФ, а также руководит персоналом. На данную должность назначаются сроком на пять лет с возможностью переизбрания на дополнительные сроки [16].

МВФ – глобальный фонд, в котором работает 2,5 тысячи человек разных профессий. Это экономисты, ученые, статисты, эксперты и вспомогательный персонал. Самая значительная часть работников заседает в Вашингтоне, где находится штаб-квартира. Небольшая доля работников находится в отделениях в Женеве, Париже, Нью-Йорке. А также некоторые представители МВФ находятся непосредственно на территории стран-участниц для выполнения каких-либо функций.


1.3. Цели и функции Международного валютного фонда

Международный валютный фонд (МВФ) является международной организацией, созданной с целью стандартизации глобальных финансовых отношений и обменных курсов. МВФ в целом контролирует глобальную экономику, и его основная цель - экономически укрепить свои страны-члены. Можно выделить следующие цели создания исследуемой организации (см. рисунок 1.1).

Помощь странам-членам

Содействие глобальной валютной и обменной стабильности

Цели МВФ

Содействие в создании многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами-членами

Содействие расширению и сбалансированию росту международной торговли

Рисунок 1.1. – Цели создания МВФ

Источник: составлено автором по [23, c. 67]

Для достижения рассмотренных выше целей фонд изучает макроэкономическую политику страны, которая влияет на обменный курс, бюджет правительства, управление деньгами и кредитами. МВФ, к тому же, оценивает финансовый сектор страны и политику регулирования, а также структурную политику в макроэкономике, которая относится к рынку труда и занятости. Кроме того, фонд может предлагать финансовую помощь странам, нуждающимся в исправлении несоответствий в платежном балансе. Таким образом, МВФ стимулирует экономический рост и поддерживает высокий уровень занятости в странах.

МВФ предлагает свою помощь в виде надзора, который он проводит на ежегодной основе для отдельных стран, регионов и мировой экономики в целом. Однако страна может обратиться за финансовой помощью, если она окажется в экономическом кризисе, вызванным внезапным ударом по ее экономике или плохим макроэкономическим планированием. Одной из самых главных функций МВФ является предоставление денег нуждающимся членам. Если конкретное государство не в состоянии осуществлять платежи в другие страны, не предпринимая «мер, разрушающих национальное или международное процветание», таких как осуществление торговых ограничений или девальвация своей валюты, оно может заимствовать деньги у МВФ. В обмен на помощь МВФ обычно требует, чтобы страна приступила к осуществлению программы экономических реформ, контролируемой МВФ, иначе называемой политикой структурной корректировки (SAP).


Кредиты МВФ не предоставляются для финансирования конкретных проектов или мероприятий, они выделяются для содействия общему экономическому оздоровлению страны. Продолжительность, условия оплаты и условия кредитования варьируются в каждом отдельном случае. МВФ указывает заемщикам процентную ставку, а также требует плату за обслуживание и возмещаемую плату по обязательствам. Страны с низким уровнем дохода платят всего 0,5% годовых. МВФ также предоставляет деньги странам, которые сталкиваются с внезапными потерями финансового доверия, например, после стихийных бедствий или войн, с тем, чтобы предотвратить распространение финансовых кризисов из этих стран.

МВФ отслеживает экономические и финансовые изменения в странах-членах на глобальном уровне, а затем дает рекомендации по вопросам политики своим членам на основе своих замечаний и опыта. В рекомендациях МВФ основное внимание уделяется макроэкономическому, финансовому регулированию и структурной политике. Для этого МВФ занимается тремя видами надзора:

- страновой надзор;

- глобальный надзор;

- региональный надзор.

Во время странового надзора, который происходит ежегодно, группа экономистов посещает страну-члена для сбора данных, изучения политики и встречи с представителями правительства и банков. Группа представляет свои выводы руководству МВФ, который дает рекомендации стране. Региональный надзор обычно происходит в рамках серии внутренних обсуждений МВФ о событиях в определенных регионах или в группах стран. МВФ также оказывает техническую помощь и обучение участникам рынка и правительствам стран-членов. Это часто происходит в форме консультаций по банковскому регулированию, администрированию налогов и составлению бюджета, а также управлению статистическими данными и разработке или пересмотру законодательства.

Таким образом, за время своего существования МВФ добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиков. Одновременно он становится ключевым звеном формирования системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил колоссальный и полезный опыт.