Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Направления деятельности, структура и функции Международного валютного фонда
1.2. Структура Международного валютного фонда
1.3. Цели и функции Международного валютного фонда
2. Исследование проблем и перспектив деятельности Международного валютного фонда
2.1. Анализ результатов функционирования Международного валютного фонда
2.2. Особенности взаимодействия России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
2.3. Проблемы и перспективы деятельности Международного валютного фонда
2. Исследование проблем и перспектив деятельности Международного валютного фонда
2.1. Анализ результатов функционирования Международного валютного фонда
Анализ результатов функционирования Международного валютного фонда целесообразно осуществлять путем анализа операций счета общих ресурсов (ГРА). Счет общих ресурсов (ГРА) является главным счетом МВФ, состоящим из пула валют и резервных активов, представляющих оплаченную подписку государств-членов в виде квот. ГРА является счетом, с которого осуществляется финансирование операций МВФ по нельготному кредитованию. В 2018 финансовом году Исполнительный совет утвердил три новых договоренности и одно повышение доступа по существующей договоренности в рамках механизма нельготного финансирования МВФ на общую сумму 63,3 млрд СДР (91,0 млрд долл. США по обменному курсу на 30 апреля 2018 года, равному 0,69538 СДР за 1 доллар).
На договоренность в рамках гибкой кредитной линии (ГКЛ) с Мексикой, (62,4 млрд СДР), которую Мексика рассматривает в качестве превентивной, приходилось 99 процентов таких обязательств (Договоренность с Мексикой о ГКЛ заменила предыдущую договоренность того же масштаба, ранее отмененную). Оставшийся 1 процент включал расширенные договоренности в рамках Механизма расширенного кредитования (ЕФФ) с Монголией (314,5 млн МДР) и Габоном (464,4 млн СДР), а также повышение доступа по договоренностям в рамках ЕФФ с Кот-д’Ивуаром (108,4 млн СДР) [16].
В таблице 2.1 приведены подробные сведения о договоренностях, утвержденных в течение финансового года, а на рисунке 2.1 представлена информация о договоренностях, утвержденных за последние 10 финансовых лет.
Таблица 2.1. - Договоренности, утвержденные в рамках Счета общих ресурсов в 2018 финансовом году (в миллионах СДР)
Государство-член |
Вид договоренности |
Дата вступления в силу |
Утвержденная сумма |
Монголия |
Расширенная договоренность на 36 месяцев в рамках Механизма расширенного кредитования |
24 мая 2017 года |
314,5 |
Габон |
Расширенная договоренность на 36 месяцев в рамках Механизма расширенного кредитования |
19 июня 2017 года |
464,4 |
Мексика |
Гибкая кредитная линия на 24 месяца |
29 ноября 2017 года |
62388,8 |
Кот д’Ивуар |
Расширенная договоренность на 36 месяцев в рамках Механизма расширенного кредитования |
19 июня 2017 года |
108,4 |
Всего |
63276,2 |
Источник: Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс], МВФ. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/. (дата обращения: 20.11.2018).
В 2018 финансовом году предоставление средств в рамках договоренностей о финансировании с использованием ГРА, называемых «покупками», составило 4,2 млрд СДР (6 млрд долларов США). Из этих покупок 86 процентов было совершено Египтом, Ираком, Тунисом и Шри-Ланкой.
Рисунок 2.1. – Непогашенные не льготные кредиты, 2009-2018 год (млрд. СДР)
Общий объем погашений, называемых «выкупом», за финансовый год составил 14,6 млрд СДР (21,0 млрд долларов США), включая досрочные выкупы у Португалии в размере 7,6 млрд СДР (10,9 млрд долларов США) и Ирландии в размере 3,8 млрд СДР (5,4 млрд долларов США). Учитывая немного больший объем выкупа по сравнению с покупкой, сумма непогашенных кредитов в рамках ГРА сократилась до 37,9 млрд СДР (54,5 млрд долларов США) с 48,3 млрд СДР (66,2 млрд долларов США) годом ранее [16].
В июле 2017 года Исполнительный совет утвердил создание нового нефинансового инструмента для координации экономической политики (ПКИ) в целях дальнейшего укрепления глобальной системы финансовой безопасности и повышения эффективности набора инструментов, имеющихся в распоряжении МВФ. Решение было принято по итогам серии обсуждений Исполнительным советом адекватности системы безопасности. Новый инструмент призван помочь странам открыть финансирование со стороны официальных и частных доноров и кредиторов, а также продемонстрировать свою приверженность проведению реформ. Он позволит вести диалог по вопросам экономической политики между МВФ и странами, осуществлять мониторинг экономических изменений и мер политики, а также получать поддержку Совета в отношении таких мер. Основные характеристики инструмента основываются на механизмах финансирования МВФ и Инструменте для поддержки экономической политики с некоторыми отличиями.
К ним относятся отсутствие требований соответствия определенным критериям (он открыт для всех государств-членов), более гибкий график проведения обзоров и основанный на обзорах подход к мониторингу предъявляемых условий.
2.2. Особенности взаимодействия России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
Взаимодействие России с Международным валютных фондам (МВФ) началось в период активных экономических трансформаций при переходе от административно-командной к рыночной экономике в конце прошлого столетия. В тот период сотрудничество с МВФ стало важным стимулом рыночных реформ и интеграции страны в мировую экономику. За последние несколько десятилетий формат сотрудничества трансформируется, что обусловлено рядом причин эндогенного и экзогенного характера.
Непосредственно МВФ был организатором и стимулом финансовых преобразований в Российской Федерации 1990-х гг. Собственно эти преобразования исполнили важнейшую роль в налаживании интернациональных финансово-экономических взаимосвязей нашего государства и стали главным каналом передачи мирового опыта в образовании рыночных механизмов. Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр. [11, c. 4].
Длительный период времени, особенно в период до середины 1998 года, МВФ оказывал огромное влияние на отечественную экономику, по этой причине особенно важным считается получение уроков партнерства с этой международной организацией, формирование политики в отношении Фонда и моделирование последующих направлений сотрудничества.
Одновременное проведение Россией курса на внешнеэкономическую открытость считается объективной потребностью, и реализоваться оно обязано с учетом предоставления финансовой защищенности и соблюдения государственных интересов нашего государства. Процедура финансовых реформ и интеграции Российской Федерации в систему интернациональной экономики начался с нарастающего партнерства с рядом международных финансовых организаций, и прежде всего, с МВФ [12, c. 177].
Деятельность МВФ в России до последнего периода являлась наиболее приоритетным курсом деятельности Фонда, т.к. его достижения заключаются в преобразовании экономик стран развивающегося и переходного типа, и в главную очередь под эти реформы подходила Россия, непосредственно устанавливалась целесообразность его существования.
Существование в МВФ налагает на Россию и прочие государства обязанность осуществлять условия, отмеченные в Статьях соглашения МВФ. Интеграция в мировое хозяйство в первую очередь требует от государств соблюдения законов, которые стабилизируют интернациональные валютно-экономические взаимоотношения [8, c. 90].
Во-первых, долгом государств - членов МВФ считается предотвращение денежных ограничений, сохранение конвертируемости государственной денежной единицы в сфере современных международных денежных операций, а также считается неучастие государств в дискриминационных валютных договорах. Впрочем, установление конвертируемости валют не является заблаговременным требованием вступления государства в МВФ.
Во-вторых, государства-члены не обязаны приходить к теории множественности валютных курсов. В соответствии с данным требованием, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и иным заграничным денежным единицам.
В-третьих, непременным обстоятельством членства Российской Федерации и иных государств в МВФ считается формирование их информационной открытости. Страны-члены обязаны постоянно предоставлять Фонду статистические данные о собственной экономике, платежном балансе, золотовалютных запасах и т. п.
Что касается кредитов, в таком случае кредиты МВФ Российской Федерации обусловлены выполнением ряда политико-финансовых соглашений, которые присутствуют в разрабатываемых ими вместе с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. Поскольку кредиты МВФ России и других стран СНГ считаются зачастую составляющей частью интернациональных пакетов финансовой поддержки, то Фонд, формируя собственные условия к данным государствам, почти выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих государств «Большой семерки».
Важным превосходством кредитов МВФ, общедоступных для Российской Федерации в первой середине 90-х гг., существовала их невысокая стоимость согласно сопоставлению с рыночными ресурсами. Как известно, кредитные средства Фонда почти полностью заключаются из взносов стран-участниц, в следствии которых выдвигаются бюджетные ассигнования, то есть деньги налогоплательщиков.
Вступление России в МВФ способствовало форсированию её интеграции в глобальную экономику и валютную систему. Почти сразу же после вхождения возникла подготовка к внедрению ограничений конвертации рубля. Первоначально была внедрена внутренняя обратимость, после - унифицирован курс валюты. Включение ограничений обратимости рубля с 1 июня 1996 г. и последующие меры по либерализации некоторых процедур интернационального движения капиталов существенно увеличили вовлеченность Российской Федерации в мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему.
Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ. В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос».
Участие в МВФ позволило Российской Федерации принимать участие в решении важнейших мировых проблем. При вхождении в Фонд Россия приобрела возможность иметь собственного представителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах как Международный валютно-финансовый совет МВФ и Комитет развития МВФ - МБРР. В рамках данных институтов формируются соглашения, затрагивающие основы функционирования международный валютно-экономической концепции, системы официальной и частной помощи развитию, а также принимаются меры по стабилизации интернациональных экономических рынков и предотвращения мировых валютно-финансовых кризисов [2, c. 170].
Вместе с тем участие России практически сближается только к текущему рассмотрению проблем без возможности воздействовать на установление постановлений. Объем квоты гарантирует ей в целом только 2,8% голосов, в то время как решение более значимых проблем потребует 85% и невозможно без согласия государств, располагающих совокупно 15% голосов. В роли таких центров выступают США, ЕС и «Группа-24», объединяющая формирующиеся государства (см. таблицу 2.2).
Обращение Российской Федерации к пересмотру квот и голосов в МВФ был определен ещё и тем, что в следствии второго раунда специфического пересмотра квот, состоявшегося в 2008 г., она оказалась в числе государств, квота которых в капитале МВФ снизилась — с 2,8% до 2,49%.
Сотрудничество России с МВФ в 1990-е годы внесло существенный вклад в выполнение рыночных реформ в государстве, вторжение в Российскую Федерацию современного всемирного опыта в сфере макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политики. Советы МВФ в большой степени заложили базу устойчивого финансового развития России в 2000-е года.