Файл: сущность и принципы технического регулирования на территории Евразийского экономического союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность - Государственного и муниципального управления


Эссе
по дисциплине: Административно-правовые основы деятельности таможенных органов ТаД фГМУ
на тему:

«сущность и принципы технического регулирования на территории Евразийского экономического союза»

Автор работы:

Студентка 4 курса 2019_38.05.02_z141группы

Заочной формы обучения

Сеченова Дарья Дмитриевна

Подпись: ________________
Руководитель работы:

___________________________

___________________________

Оценка: ________________

Подпись: ________________

«___» _________ 2022 г.


Саратов 2022 г.

Содержание





Введение 3

1. Сущность технического регулирования на территории Евразийского экономического союза 4

2. Правовая основа технического регулирования экономической деятельности 6

Заключение 9

Библиографический писок 10


Введение


Евразийский экономический союз развивается в сложных условиях глобальной нестабильности и обострения геополитических угроз, связанных с антироссийскими настроениями на Западе и неутихающим конфликтом на Украине. Вследствие чего перспективным направлением для России является вектор на интеграцию с близлежащими странами азиатского региона, с которыми на протяжении долгих лет сохраняются дружественные отношения, в реализации находится множество совместных экономических, военно-технических, политических проектов, таких как ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, ТС и т.д. Преимущественно такими странами являются постсоветские государства, заручившиеся поддержкой России для поддержания и дальнейшего развития в положительной динамике всех важных областей развития для процветания государства.

Наиболее перспективным проектом, который всё больше привлекает внимание потенциальных партнеров, является Евразийский экономический союз
, основными принципами которого являются: добровольность интеграции принцип равенства, экономический прагматизм, невмешательство во внутренние дела друг друга, уважение суверенитета, неприкосновенность государственных границ. Главным в идеологии Евразийства является укрепление экономических связей между бывшими республиками посредством осуществления согласованной денежно-кредитной политики, формирования единого рынка капитала, труда и обеспечения свободы передвижения1.

Главной целью интеграционного образования является развитие и укрепление экономических связей между государствами. Формирование общего рынка товаров, услуг и капитала является приоритетным направлением в таком интеграционном объединении, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

1. Сущность технического регулирования на территории Евразийского экономического союза


В сложной, динамично развивающейся системе интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве можно условно выделить два уровня: двустороннее сотрудничество между государствами и многосторонние интеграционные проекты. В качестве первого уровня можно выделить пример взаимодействия двух государств, в виде тесного сотрудничества и заключения соглашений на взаимовыгодных условиях. В качестве примера для второго уровня рассматривается ЕАЭС, объединивший, в настоящее время, пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Евразийская интеграция содействует развитию экономик не только стран-участниц объединения, но также вступает во взаимодействие с другими перспективными интеграционными проектами, такими, как Экономический пояс Шелкового пути, выдвинутый Китаем.

Стратегическая концепция Экономического пояса заключается в удовлетворении потребности Китая во внутренней экономической трансформации, а с другой стороны, — удовлетворить экономические потребности стран Евразии, находящихся вдоль «Шелкового пути». Инициатива по созданию «Шелкового пути» была выдвинута с учетом принципа взаимного дополнения экономик, с учетом различий, всех существующих недостатков в инфраструктуре между Китаем и соседними странами2.

Несомненно, что реализация такого интеграционного проекта, как ЕАЭС очень перспективна, несмотря на трудности становления. Развиваясь с каждым годом, такое объединение становится все более конкурентоспособным и экономически привлекательным для других государств.



Территориальная целостность является одним из главных составляющих успешного развития общего рынка товаров и услуг, позволяя осуществлять множество законотворческих проектов направленных на улучшение норм таможенного урегулирования и упрощения передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала по всей территории Союза. Для России это является немаловажным фактором при проведении политики импортозамещения, тем самым расширяются перспективы для развития рынка товаров и услуг, поступающих из стран-участниц Союза и соответственно, получает развитие здоровая конкуренция. При введении санкций в отношении России позиция стран-участниц была четко поставлена и ориентирована на то, что государства не вступают в альянс с Россией, не принимают на себя введенные для России санкции и не готовы подвергать риску свои рыночные отношения с западными странами, теряя при этом денежные средства в больших размерах.

Таким образом, на рынке товаров в России появилось множество товаров, привезенных из стран-участниц ЕАЭС, но по факту первоначальным пунктом отправления их были страны Запада, что в корне противоречит политике импортозамещения с помощью развития рынка товаров стран-участниц ЕАЭС3.

Представляется, что для защиты внутреннего рынка на территории ЕАЭС вводятся системы технического регулирования экономической деятельности, инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и разрабатываются методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, приведенные в соответствие с нормами ВТО. Государства-члены ВТО могут вводить и применять меры государственного регулирования, необходимые для защиты общественной морали, поддержания общественного порядка, защиты жизни и здоровья людей, животных или растений.

Основу технического регулирования составляет правовая нормативная база, регулирующая отношения в области установления, применения, исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.


2. Правовая основа технического регулирования экономической деятельности


Правовую основу технического регулирования составляют соглашения ВТО, ЕврАзЭС, ТС и нормы национального законодательства. Договорно-правовая основа технического регулирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС представлена рядом соглашений, в числе которых Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования и Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер.

В договорно-правовую базу входят также решения, принятые Евразийской экономической комиссией, которые подлежат непосредственному применению на территориях заключивших договор государств. В каждом государстве функционирует закон о техническом регулировании на уровне национального законодательства, что приводит к возникновению споров при определении несоответствий при сопоставлении нормативных положений технического регулирования на уровне международных договоров и на уровне национального законодательства4.

Таким образом, законодатель разработал наднациональные правовые положения, которые изложены в Договоре о Евразийском экономическом союзе и Таможенном кодексе Таможенного союза.

Следует отметить, что многие положения Закона о техническом регулировании всё же применимы, но при условии, что они не противоречат соглашениям и актам Таможенного союза и ЕврАзЭС. То есть, при возникновении спора, разрешение которого невозможно ввиду отсутствия правовой нормы технического регулирования экономической деятельности на наднациональном уровне посредством соглашений Таможенного союза и Таможенного кодекса Таможенного союза, в силу вступает правовая норма из Закона о техническом регулировании национального законодательства5.

Так, сохраняется национальное регулирование: национальных стандартов и стандартов организаций; государственного контроля и надзора в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов; национальных аспектов развития и поддержания системы сертификатов, оценки соответствия и деклараций соответствия, национальных аспектов развития и поддержания системы органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров и др6.

Следовательно, унификация всех стандартов и гармонизация законодательства стран-участниц в области технического регулирования и приведение их в соответствие с международными договорами упростят передвижение
товаров и услуг по всей территории ЕАЭС, приведут к сокращению недобросовестной конкуренции и улучшению качества жизни общества, сокращению импорта товаров из третьих стран несоответствующего качества и росту экспорта из стран-участниц ЕАЭС.

Основу технического регулирования экономической деятельности составляют: лицензирование; аккредитация; технические регламенты; стандартизация; подтверждение соответствия; наднациональные санитарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные нормы.

Заключение


Таким образом, в каждом государстве, участвующем в интеграционном объединении, сформированы разные институты технического регулирования. Так, в Российской Федерации имеется институциональная основа технического регулирования, она представлена в виде органов и организаций, реализующих различные функции в данной области. К таким организациям относятся Минпромторг России, Росстандарт, Минэкономразвития России, Росаккредитация, Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции и др.

Для улучшения работы механизма технического регулирования следует развивать законодательные нормы в сфере технического регулирования на наднациональном уровне с помощью создания единых институтов оценки качества и соответствия производимых и импортируемых товаров и услуг по всей территории Евразийского экономического союза.

В условиях экономической интеграции разработка единых стандартов для всех участников интеграционного объединения приведет к сокращению импорта товаров и положительному развитию программы импортозамещения, сделав товары и услуги, произведенные на территории ЕАЭС, конкурентоспособными на мировом рынке. Наличие единых стандартов также послужит в качестве антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка и дальнейшего его положительного развития.

Библиографический писок


Нормативно-правовые акты

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – http://www.eaeunion.org (дата обращения: 14.12.2022).

  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 05.08.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.01.2015.

  3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5140.