ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
-
Организационный момент -
Мотивационно - целевой этап
Тема урока: «Закон на страже природы»
-
Предположите, о чем мы будем говорить. -
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
План урока
-
Природные условия и хозяйство человека. -
Природа нуждается в охране. -
Правила, защищающие природу. -
Что может сделать гражданин для защиты природы?
-
Введение в новый материал
Задание: ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 140 учебника.
(Ответы учеников.)
Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или человека?» Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является деятельность человека. Землетрясения, наводнения, засуха — все эти губительные события в большинстве случаев являются ее результатом. Именно поэтому в конце XX в. стал применяться термин «рукотворные катастрофы». Неизбежна ли гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей деятельности? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
-
Работа по теме урока
1.Природные условия и хозяйство человека
Изучая историю, мы не раз наблюдали влияние географического положения и природных условий на хозяйство того или иного региона.
Задание: работая с п. 1 § 17 учебника и дополнительным материалом, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство древних славян и выполните задание на с. 141 учебника.
Дополнительный материал
для второй группы
Восточная часть Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. Кроме того, многочисленные реки с притоками в древние времена служили главным средством сообщения людей.
Тысячелетие назад вея северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими лесами с многочисленными озерами и болотами. Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни проживающих там народов. В лесной полосе, где после расселения в
основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом: в нем скрывались от врагов, его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т. п.
Основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков.
Реки снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам селились славянские племена: строились поселения — сначала небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
(Проверка выполнения задания.)
2.Природа нуждается в охране
В России немало мест с названиями Овраги и Овражки (например, Сивцев Вражек в Москве), Сухой дол, Суходолье, Сухой- лог, Сухой брод, Сухая или Мертвая балка. Множество деревень называют то Пустошками, то Беспольями или Запольями. Сохранились также отдельные места с красноречивыми названиями Гари и Пожарища, Пали и Пальники, а также Пеньки и Пенечки.
Эти названия свидетельствуют о появлении оврагов, пустых и негодных земель, исчезновении воды, о лесных вырубках и пожарищах. Они говорят о том, как бесцеремонно люди относились к природе, к земле и растительному покрову.
Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт сказал: «Человеку предшествуют леса, — его сопровождают пустыни». Людям, говорил Ф. Энгельс, «не снилось, что этим они положили начало запустению стран, лишив их... центров скопления и сохранения влаги».
Задание: работая в парах, подберите синонимы к слову «охранять» и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
-
Как уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду? -
Возможно ли это? -
Как сохранить экологический порядок?
(Ответы учеников.)
Задание: работая с материалом п. 2 § 17 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите содержание понятия «охрана природы».
(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)
Задание: изучите рисунки на с. 142 учебника и выполните задание после них.
(Проверка выполнения задания.)
3. Правила, защищающие природу
Задание: работая с п. 3 § 17 учебника:
-
назовите правила защиты природы; -
приведите примеры, демонстрирующие выполнение данных правил.
(Проверка выполнения задания.)
Вопрос к классу
— Как вы думаете, санкции за нарушение этих правил слишком суровые или слишком мягкие? Свою позицию объясните.
- Что предписывает закон в случае, если предприятие, организация или отдельные люди причинили вред окружающей среде?
(Ответы учеников.)
Совершим виртуальное путешествие по природным национальным заповедникам и национальным паркам России, просмотрев несколько слайдов.
Вопросы к классу
-
Какое впечатление произвели на вас представленные картины? -
Какую роль в охране природы выполняют заповедники и национальные парки?
(Ответы учеников.)
Задание: изучите рисунки на с. 146 учебника и выполните задание после них.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 147 учебника и ответьте на вопросы после него.
(Проверка выполнения задания.)
4.Что может сделать гражданин для защиты природы?
Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 148 учебника и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
-
Что объединяет приведенные факты? -
Какие экологические объединения существуют в наши дни?
(Ответы учеников.)
Вопрос к классу
-
Почему охрана окружающей среды — это задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и, всех стран мира?
(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)
Вспомним три главных правила экологической морали. Старайтесь принести пользу в деле охраны и защиты природы:
-
проявляйте интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где вы живете; -
посмотрите внимательно, не нуждаются ли растения, живущие в вашем доме, на школьном дворе, на улице, в поливе или уходе; -
помогите бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь; -
сообщите старшим, если заметите какую-либо экологическую опасность, позвоните в Службу спасения; -
помогите общественным организациям в очистке территории, помощи животным в зимнее время и т. д.; -
примите участие в создании экологических троп в парках вашего города.
-
Рефлексия
-
Подведение итогов урока
Домашнее задание
-
Прочитать § 17 учебника.