Файл: Закон на страже природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно - целевой этап

Тема урока: «Закон на страже природы»

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
План урока

  1. Природные условия и хозяйство человека.

  2. Природа нуждается в охране.

  3. Правила, защищающие природу.

  4. Что может сделать гражданин для защиты природы?



  1. Введение в новый материал

Задание: ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 140 учебника.

(Ответы учеников.)

Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или человека?» Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является деятельность человека. Землетрясения, наводнения, засуха — все эти губительные события в большинстве случаев являются ее результатом. Именно поэтому в конце XX в. стал применяться термин «рукотворные катастрофы». Неизбежна ли гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей деятельности? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

  1. Работа по теме урока

1.Природные условия и хозяйство человека

Изучая историю, мы не раз наблюдали влияние географического положения и природных условий на хозяйство того или иного региона.

Задание: работая с п. 1 § 17 учебника и дополнительным материалом, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство древних славян и выполните задание на с. 141 учебника.

Дополнительный материал
для второй группы


Восточная часть Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. Кроме того, многочисленные реки с притоками в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вея северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими лесами с многочисленными озерами и болотами. Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни проживающих там народов. В лесной полосе, где после расселения в
основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом: в нем скрывались от врагов, его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т. п.

Основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков.

Реки снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам селились славянские племена: строились поселения — сначала небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

(Проверка выполнения задания.)

2.Природа нуждается в охране
В России немало мест с названиями Овраги и Овражки (например, Сивцев Вражек в Москве), Сухой дол, Суходолье, Сухой- лог, Сухой брод, Сухая или Мертвая балка. Множество деревень называют то Пустошками, то Беспольями или Запольями. Сохранились также отдельные места с красноречивыми названиями Гари и Пожарища, Пали и Пальники, а также Пеньки и Пенечки.

Эти названия свидетельствуют о появлении оврагов, пустых и негодных земель, исчезновении воды, о лесных вырубках и пожарищах. Они говорят о том, как бесцеремонно люди относились к природе, к земле и растительному покрову.

Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт сказал: «Человеку предшествуют леса, — его сопровождают пустыни». Людям, говорил Ф. Энгельс, «не снилось, что этим они положили начало запустению стран, лишив их... центров скопления и сохранения влаги».

Задание: работая в парах, подберите синонимы к слову «охранять» и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

  • Как уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду?

  • Возможно ли это?

  • Как сохранить экологический порядок?

(Ответы учеников.)
Задание: работая с материалом п. 2 § 17 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите содержание понятия «охрана природы».



(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)






Задание: изучите рисунки на с. 142 учебника и выполните задание после них.

(Проверка выполнения задания.)

3. Правила, защищающие природу
Задание: работая с п. 3 § 17 учебника:

  1. назовите правила защиты природы;

  2. приведите примеры, демонстрирующие выполнение данных правил.

(Проверка выполнения задания.)
Вопрос к классу

— Как вы думаете, санкции за нарушение этих правил слишком суровые или слишком мягкие? Свою позицию объясните.

- Что предписывает закон в случае, если предприятие, организация или отдельные люди причинили вред окружающей среде?

(Ответы учеников.)
Совершим виртуальное путешествие по природным национальным заповедникам и национальным паркам России, просмотрев несколько слайдов.
Вопросы к классу

  • Какое впечатление произвели на вас представленные картины?

  • Какую роль в охране природы выполняют заповедники и национальные парки?

(Ответы учеников.)
Задание: изучите рисунки на с. 146 учебника и выполните задание после них.

(Проверка выполнения задания.)
Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 147 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)
4.Что может сделать гражданин для защиты природы?

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 148 учебника и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

  • Что объединяет приведенные факты?

  • Какие экологические объединения существуют в наши дни?

(Ответы учеников.)

Вопрос к классу

  • Почему охрана окружающей среды — это задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и, всех стран мира?

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске. Затем составляется логическая схема, которую ученики заносят в тетради.)







Вспомним три главных правила экологической морали. Старайтесь принести пользу в деле охраны и защиты природы:

  1. проявляйте интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где вы живете;

  2. посмотрите внимательно, не нуждаются ли растения, живущие в вашем доме, на школьном дворе, на улице, в поливе или уходе;

  3. помогите бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь;

  4. сообщите старшим, если заметите какую-либо экологическую опасность, позвоните в Службу спасения;

  5. помогите общественным организациям в очистке территории, помощи животным в зимнее время и т. д.;

  6. примите участие в создании экологических троп в парках вашего города.




  1. Рефлексия




  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание

  1. Прочитать § 17 учебника.