Файл: Государственная политика развития банковской системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для повышения конкурентоспособности банковского сектора требуется повышение уровня защиты частной собственности.

Для дальнейшего развития банковского сектора России, направленного на улучшение деятельности банков, необходимы дополнительные усилия со стороны Правительства РФ.

Следует отметить, что интенсивная автоматизация банковской деятельности, связанная с внедрением автоматизированных банковских систем в кредитных организациях и технологий дистанционного обслуживания, позволяющих увеличить клиентскую базу кредитных организаций и предоставление банковских услуг, в последнее время наблюдается довольно часто.

Положительные тенденции не исключают определенные проблемы, негативно влияющих на качество предоставления банковских услуг и уровень доверия потребителей к кредитным организациям в системе современного рынка банковских услуг. Для решения этих проблем необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации.

По вопросам развития банковского сектора российское Правительство и Банк России деятельно увеличивают взаимодействие с интернациональными организациями. Неувязка приведения в соотношение с интернациональной практикой критериев деловитый репутации глав и членов совета директоров кредитных организаций продолжает оставаться актуальной.

Ситуация с прозрачностью структуры собственности кредитных организаций в последние годы стала улучшаться.

Для решения существующих проблем банковского сектора необходимо[5]:

·повысить эффективность аккумулирования сбережений и трансформации их в инвестиции банковским сектором;

·увеличить роль банковского сектора;

·улучшение конкурентоспособности кредитных организаций России;

·повышение системной устойчивости российского банковского сектора;

·значительное расширение предоставляемых банковских услуг населению и предприятиям, в особенности для лиц, живущих в удаленных регионах, где слабая степень развития банковского обслуживания, применяя современные банковские и информационные технологий, упрощая и расширяя перечень инструментов кредитования малого бизнеса;

·исключить вовлечение кредитных организаций в незаконную деятельность, в частности, по легализации доходов, полученных финансирования терроризма и преступным путем;

·увеличить размер собственных средств кредитных организаций;

·повысить прозрачность деятельности российских кредитных организаций;


·совершенствовать взаимодействие ЦБ РФ с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами для получения о клиентах более точной и полной информации;

·совершенствовать залоговое законодательство, а также обеспечить защиты прав банков.

Реализация данных мер будет способствовать качественному улучшению условий кредитования и поможет стать прочной основой сбалансированного роста и устойчивого развития российской экономики.

    1. Выводы по Главе 2.

Таким образом, банковский сектор Российской Федерации хоть и отстает по показателям от зарубежных, но, тем не менее, стремиться стать конкурентоспособней и приблизиться к мировым стандартам. За счет относительно высоких процентных ставок российский банковский сектор выглядит весьма привлекательным.

Банковская система РФ в условиях экономического кризиса

    1. 3.1. Банковский кризис в РФ 2008-2009 гг.

Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся в 2008 – 2009 годах с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы, в частности.

За последние 20 лет в мировой экономике произошли значительные и обширные изменения. Уменьшение муниципального вмешательства в экономику, либерализация денежных рынков, функциональная приватизация гос принадлежности совпали с развитием свежих информационных технологий. Все эти изменения дозволили образовать свежие денежные финансовые рынки и связать национальные системы в единственный рынок.

В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей финансового кризиса в той или иной мере. Навык различных государств обосновывает, собственно, что банковские упадки отображают трудный процесс приспособления банковских систем к свежим макроэкономическим условиям.

Причины российского банковского кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны, а экономическая обстановка усугубилась не за раз денек, данному предшествовал ряд иных процессов, результаты коих помаленьку скапливались и элементарно не имели возможность не привести к чему, собственно, что мы имеем в данный момент. Конечный шаг на данном пути был изготовлен, когда в США стартовали трудности на ипотечном рынке. Обрушившись на русскую экономику, вселенской экономический упадок не оставил незатронутой ни 1 её сферу.


Явные проявления банковского кризиса начались в сентябре 2008 года, когда потери по индексу ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) достигали 10%, акции Сбербанка и ВТБ теряли по 30%, ставки МБК для банков первого круга подскакивали до 20% годовых, для более мелких банков – до 45% годовых. Ставки МБК упали с 25% до 6-7%. Бюджет РФ выделил средства в размере 500 млрд. руб. на поддержку фондового рынка, была снижена норма резервирования для банков в сумме на 300 млрд. руб. Выделены доп. средства для размещения на депозитах крупнейших банков. Общие вливания составили 1,5 трлн. руб. [6]

Начался мощный отток частного капитала, который сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские фирмы и банки оказались отрезанными от зарубежных источников финансирования. В сентябре незапятнанный отток денежных средств из РФ составил $26 миллиардов.

Ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств с вкладов населения. В итоге усиливавшегося недоверия банков приятель к приятелю быстро понизилась размеры операций межбанковского кредитования. Стартовало быстрое снижение вселенских тарифов на нефть и иные экспортируемые Российской Федерацией продукты. Видно усугубилось экономическое состояние изготовителей экспортной продукции.

Банк России дважды принимал решения о снижении нормативов обязательных резервов. Был важно расширен список банковских активов, принимаемых ЦБ РФ в задаток при рефинансировании банков. По инициативе Банка РФ были внесены конфигурации в законодательство, которые дозволили ему давать банкам кредиты без обеспечения. Центральные банки иных государств подобный инструмент рефинансирования в скольких-нибудь значимых масштабах не используется. Бесспорно, собственно, что Банк РФ принял на себя довольно нешуточные кредитные опасности.

Кроме того, Банк России получил право заключать с банками соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России части убытков, возникающих в результате кредитования ими других банков. Типовое соглашение предусматривает возможность компенсации до 90% таких убытков.

К 03 апреля 2009г. Банк России заключил соглашения с 13 крупнейшими банками. Не считая такого, ещё 11 банкам, подходящим аспектам, установленным Советом директоров Банка РФ, ориентированы предложения о решении этих договоров. Сплошное количество банков— вероятных заемщиков, включенных в эти соглашения, оформляет в реальное время 369. Практически в марте 2009г. межбанковские кредиты в рамках договоров получали 128 банков. При данном артельный размер задолженности в среднем за март составил в пределах 23 миллиардов. руб.. За все время воздействия договоров был замечен лишь только 1 "страховой" случай, когда банк-заемщик вовремя не возвратил межбанковский кредит банку-кредитору. В согласовании с заключенным соглашением Банк России разместил в банке-кредиторе "компенсационный" депозит, который через 5дней был возвращен Банку России после погашения просроченной задолженности банком-заемщиком.


Очевидно, что этот механизм временный. Он имеет целью поддержать межбанковский рынок в условиях кризиса. В нормальных, не кризисных аспектах аналогичный прибор содержит вероятность стимулировать банки заключать избыточно критические сделки при кредитовании других банков.

По итогам октября 2008г. совокупное значение собственных средств мелких банков (с капиталом менее €0,5 млн.) в первый раз с 2005 года стало отрицательным. Отрицательное смысл денежных средств значит, собственно, что активы банков в реальной оценке меньше обещаний. На 1 ноября суммарный капитал 56 банков, вошедших в обозначенную группу, составил минус 20,7 миллиардов. руб. С начала года смысл сего показателя на каждомесячные отчетные даты составляло 0,6 миллиардов. руб., на 1 марта — 0,7 миллиардов. руб. Данные ЦБ на полугодовые отчетные даты с 2005 по начало 2008 года свидетельствуют, что за этот период совокупный капитал мелких банков постепенно снижался с 1,5 млрд. руб. до 0,6 млрд. руб., но оставался положительным.

По мнению экспертов, отрицательное смысл общего денежных средств маленьких банков считается отблеском в официальных документах Банка России кризисных явлений в банковском секторе. Основной причиной вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Тихонов указывает переход в категорию банков с малым размером капитала ранее крупных банков, ставших проблемными. Именно этим, по ее мнению, объясняется столь большой размер отрицательного капитала. В сентябре-октябре были санированы через продажу госструктурам банки "КИТ Финанс", Связь-банк, "Глобэкс", Собинбанк, коммерческим банкам — "Российский капитал", Ярсоцбанк. Вторая причина: мелкие банки фиксируют как прямые убытки, так и убытки от увеличения резервов в связи с ухудшением качества кредитного портфеля — естественно, что капитал мелких банков иссякает быстрее.

Причем 20,7 млрд. руб. — это далеко не все убытки, а лишь та их часть, которую не смогли покрыть имевшийся у крупных проблемных игроков капитал и накопленная ими прибыль.

    1. 3.1. Причины банковского кризиса

Во время финансового кризиса банковская система страдает первой. Можно сказать, что в результате мирового финансового кризиса 2007-2008 наступил банковский кризис в России. К его основным причинам можно отнести следующие: низкая капитализация большинства банков в России и низкий уровень доверия банков друг к другу, и, как следствие, неразвитость рынка межбанковского кредитования. Крупные (системообразующие)российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ имеют возможность брать дешевые кредиты на Западе. Когда на Западе начался финансовый кризис, банки, занимавшие там, потеряли такую возможность. Этим образом, банкам, с маленьким состоянием, живущим на заемные способы, довелось отдавать долги. В данной истории перекредитоваться им стало негде – дешевенькие кредиты на Западе не выделяют, базар межбанковского кредитования не трудится. В итоге эти банки не имеют все шансы исполнять собственные обещания, как перед вкладчиками, например, и пред кредиторами.


Впервые громко и много о кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США. Именно эту крупную державу экономисты сегодня считают виновницей всех бед.

По мнению экспертов, причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при этом договора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи денежные прибыли не разрешали исполнять систематические выплаты по кредитам. В результате, все более и более квартир отходило в имущество банков, а клиентов на их оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис и банкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиарды долларов неликвидной недвижимости.

Неблагоприятная ситуация в экономике России не могла не отразиться на всем остальном деловом мире. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции.

Заключение

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её надежность является важнейшим фактором полноценного развития любой страны. Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка РФ, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений.