Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Сущность понятия «профессиональный стресс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Сущность понятия «профессиональный стресс»

1.2. Источники и виды профессионального стресса

2. Гендерные особенности и профессиональный стресс

2.1. Психологические особенности мужчин и женщин в стрессовых ситуациях в условиях трудовой деятельности

2.2. Роль психолога в снижении стрессовой обстановки с учетом гендерных различий

Проблема эффективной и своевременной психологической помощи стоит достаточно остро в современном обществе и требует к себе особого внимания. Анализируя данные о наличии психологической службы на предприятиях, в организациях Боровичского муниципального района, стоит отметить, что данные службы организованы только в пяти общеобразовательных учреждениях (школах). Таким образом, учитывая, что население г. Боровичи составляет порядка 60 000 человек, можно сделать вывод, что в состоянии профессионального стресса находится основная часть населения города. Чтобы изучить обстановку, которая сложилась в территории муниципального района, я провела исследование по выявлению уровню профессионального стресса в некоторых организациях, предприятиях, и влиянию данного вида стресса на трудовую деятельность.

- для исследования использовалась Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана), метод наблюдения, интервьюирования;

Заключение

Список использованных источников

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.

Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежели мальчики.

Результаты исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек - особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении. Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии.

Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины - в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии.

Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение "немужских" эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление - отсюда социальное "разрешение" для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу. Напротив, в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях агрессивное поведение совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии.


Таким образом, данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.

2.2. Роль психолога в снижении стрессовой обстановки с учетом гендерных различий

Проблема эффективной и своевременной психологической помощи стоит достаточно остро в современном обществе и требует к себе особого внимания. Анализируя данные о наличии психологической службы на предприятиях, в организациях Боровичского муниципального района, стоит отметить, что данные службы организованы только в пяти общеобразовательных учреждениях (школах). Таким образом, учитывая, что население г. Боровичи составляет порядка 60 000 человек, можно сделать вывод, что в состоянии профессионального стресса находится основная часть населения города. Чтобы изучить обстановку, которая сложилась в территории муниципального района, я провела исследование по выявлению уровню профессионального стресса в некоторых организациях, предприятиях, и влиянию данного вида стресса на трудовую деятельность.

В исследовании приняли участие следующие организации:

- муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Боровичи – далее школа (количество педагогических работников – 74 человека, обслуживающий персонал – 10 человек, административный аппарат – 4 человека);

- закрытое акционерное общество «Боровичи-мебель» - далее фабрика (количество работников – 332 человека).

Чем обусловлен выбор данных организаций? В школе специалисты работают в сфере «человек-человек», имеется психологическая служба. На фабрике в основном сфера «человек-техника», штатного психолога не имеется. В сравнении условия труда и факторы стресса в организациях различны.


Исследования проведенные в школе показали:

- в исследовании приняли участие директор школы, заместитель директора, 20 педагогов (15 женщин, 5 мужчин), 1 уборщица, 1 сторож;

- для исследования использовалась Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана), метод наблюдения, интервьюирования;

- самый высокий уровень стресса был выявлен у двух учителей начальных классов (женщины), средний уровень стресса выявлен у заместителя директора по воспитательной работе, низкий уровень у учителей-предметников, директора, обслуги;

- учителя, имеющие высокий уровень стресса, имеют статус молодого педагога, то есть небольшой опыт работы, работают на классах специализированной коррекционной направленности, окна кабинета выходят на проезжую часть (повышенный дополнительный шум), педагоги имеют низкую заработную плату, не получают удовлетворения от трудовой деятельности;

- заместитель директора в связи с частыми больничными не успевает выполнить ряд должностных обязанностей, что вызывает определенное напряжение;

- оставшаяся часть работников имеет низкий уровень стресса в связи с условиями труда полностью их устраивающими;

- хочется отметить, активную работу педагога-психолога школы в направлении профессионального выгорания работников, а так же в оказании помощи молодым сотрудникам по вхождению в профессию. Психологом разработана и реализуется программа профессионального выгорания педагогов, программа адаптации молодого специалиста, своевременно оказывается помощь в решении сложных конфликтных и иных профессиональных ситуаций, ведется лекционно-просветительская и профилактическая работа по снижению стрессовых ситуаций и стрессовых ситуаций в целом.

Схема 1

УЧИТЕЛЬ в стрессе:

- Излишний шум

- Работа в системе «человек-человек» (преимущественно ребенок)

- Работа «от звонка до звонка»

- Низкая зарплата

- Эмоциональная напряженность

Исследования, проведенные на фабрике показали:

- в исследовании приняли участие 50 работников разных цехов, профессий (40 мужчин, 10 женщин);

- при исследовании использовались такие же методы и методики как и в школе;

- 40 сотрудников имеют высокий уровень профессионального стресса (30 мужчин, 10 женщин), что обусловлено тяжелыми условиями труда (работа на улице, большой шум, работа с лако-красочными изделиями, высокий уровень травматизма, авторитарный стиль управления директором фабрики, нестабильность своего статуса, текучесть кадров); все это негативно сказывается на трудоспособности работников, у них нет желания выполнять план работы не только количественно, но и качественно, что в свою очередь ведет к снижению заработка, возникают частные конфликтные ситуации между сотрудниками из-за высокого эмоционального напряжения, неприятности на работе часто переносятся в семью, что нарушает нормальное функционирование ячейки общества. Работники ежедневно погружаются в стрессовое состояние глубже и глубже не получая психологической помощи.


Схема 2

Работник фабрики

Повышенный травматизм Неблагоприятные условия труда

(работа на улице)

Психологическая напряженность Авторитаризм руководства

Конфликтность (агрессивность)

коллег

Итак, подводя итог исследования, можно сделать следующие выводы:

- профессиональному стрессу больше подвергаются женщины, чем мужчины. Как показало исследование, у женщин выявляется высокий и средний уровень стресса.

- работники не могут самостоятельно справится с факторами профессионального стресса, у них отсутствуют умения саморегуляции и самокоррекции.

Таким образом, роль психолога в снижении профессионального стресса велика. Психолог может работать не только с уже имеющимися проблемами работников, но и вести активную профилактическую работу, развивать у сотрудников умения саморегуляции и самокоррекции, развивать стрессоустойчивость к негативным условиям трудовой деятельности и процесса труда в целом. Поэтому каждой организации, предприятию необходимо иметь в штате психолога. Его роль настолько велика в процессе организации трудового процесса, построения эффективных деловых взаимоотношений в коллективе, качестве работы предприятия, организации, что каждому работодателю следует рассмотреть вопрос введения в штанное расписание ставки психолога или как вариант привлечения психолога к решению не только экстренных ситуаций, но для профилактического воздействия и просвещения работников. Стрессоустойчивость сотрудника должна быть на первом месте для работодателя, так как от этой составляющей психологического состояния человека зависит весь процесс организации труда.

Заключение

Мужчина и женщина часто так похожи, но в тоже время так отличаются друг от друга. Мужчина как принято считать – это сильный, мужественный человек, способный выносить разные тяготы жизни. Женщина – это нежное эмоциональное создание, тонкая натура. Но иногда все бывает наоборот.

Наше общество устроено так, что как мужчина, так и женщины должны вести трудовую деятельность. Какую именно – это их выбор. Условия труда несомненно разные – у кого-то они эффективные и комфортные, у кого-то они – дискомфортные, тяжелые. Но даже комфортные условия труда могут приводить работника к повышенному уровню профессионального стресса.

Различные исследования показывают, что профессиональный стресс переживает каждый человек. Профессиональный стресс может быть продолжительный (затяжной), может протекать кратковременно. На это влияет множество факторов, которые описаны выше. Стоит отметь, что реакция мужчин и женщин на стрессовые ситуации на работе достаточно различны. Женщины, как правило, более эмоциональны в проявлениях на ситуацию стресса (излишняя плаксивость, мрачность, вспыльчивость, угнетенность), мужчины реагируют агрессивно (повышение тона голоса, применение нецензурной лексики, физической силы). Затяжной стресс у женщин может привести к ожирению (заедание стресса) или к анерексии (отказ от еды). Мужчины могут пристраститься к пагубным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания).


Мы видим, что гендерные проявления различны, поэтому при оказании психологической коррекционной помощи этот факт учитывается в первую очередь. Психолог должен присутствовать в штатном расписании любой организации как государственной, так и частной. Далее, выстраивая свою деятельность по вопросам профессиональных стрессов, особое внимание надо уделять профилактики стрессов работников в условиях трудовой деятельности. Разработать и реализовывать программу по профилактики стрессовых ситуаций, либо по развитию стрессоустойчивости у работников организации. Психолог так же должен вести активную просветительскую работу по ознакомлению сотрудников с особенностями самопознания и другое. Одной из задач для узкопрофильного специалиста должна стать эффективная показательная диагностика, правильно подобранные методы исследования коллектива, психо-эмоциональных состояний членов коллектива, выявление проблем сотрудников и конфликтных ситуаций. Обязательная коррекционная работа с нуждающимися членами коллектива. В своей работе психолог должен обязательно учитывать гендерный фактор, то есть особенности проявлений у мужчин и женщин, особенности психологии поведения в той или иной ситуации.

Таким образом, проблема профессионального стресса достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе, психологических научных трудах и других разработках. Имеется огромное количество методов, методик изучения и определения наличия и уровня профессионального стресса. Научными специалистами, практиками предложены эффективные средства коррекционного и профилактического воздействия с учетом гендерного фактора. Однако в современном обществе по-прежнему данная проблема является актуальной и имеет место быть в каждом рабочем коллективе, так как штатным расписанием не предусмотрены узкопрофильные специалисты (психологи) в современных организациях, предприятиях.

Список использованных источников

1

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2

Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2010.

3

Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

4

Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.

5

Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

6

Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.

7

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994.

8

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник /О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2007.

9

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011.

10

Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2008.