Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Сущность понятия «профессиональный стресс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Сущность понятия «профессиональный стресс»

1.2. Источники и виды профессионального стресса

2. Гендерные особенности и профессиональный стресс

2.1. Психологические особенности мужчин и женщин в стрессовых ситуациях в условиях трудовой деятельности

2.2. Роль психолога в снижении стрессовой обстановки с учетом гендерных различий

Проблема эффективной и своевременной психологической помощи стоит достаточно остро в современном обществе и требует к себе особого внимания. Анализируя данные о наличии психологической службы на предприятиях, в организациях Боровичского муниципального района, стоит отметить, что данные службы организованы только в пяти общеобразовательных учреждениях (школах). Таким образом, учитывая, что население г. Боровичи составляет порядка 60 000 человек, можно сделать вывод, что в состоянии профессионального стресса находится основная часть населения города. Чтобы изучить обстановку, которая сложилась в территории муниципального района, я провела исследование по выявлению уровню профессионального стресса в некоторых организациях, предприятиях, и влиянию данного вида стресса на трудовую деятельность.

- для исследования использовалась Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана), метод наблюдения, интервьюирования;

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современный мир достаточно стремительно и активно прогрессирует. Ежедневно появляются новые технологии, научные разработки, открываются предприятия. Все это влечет за собой появление новых профессий. Каждая профессия имеет свои особенности. Эти особенности могут проявляться как в наличие у специалиста определенных знаний, умений и навыков, так и в условиях труда. Условия труда бывают различные: благоприятные и неблагоприятные. В любом случае могут возникать стрессовые ситуации. Как правило, в первом случае - непредвиденные стрессовые ситуации, во втором случае – частые стрессовые ситуации.

Актуальность темы исследования.

Проблема профессионального стресса в современном обществе стоит достаточно остро и требует к себе особого внимания. Говоря о современном человеке, мы не можем не упоминать тот факт, что стресс его «окружает» всюду. Это и неблагоприятные условия труда, нестабильная экономическая обстановка в стране, недостаточное финансовое обеспечение, быстрый ритм жизни, нехватка времени общения с близкими и друзьями, дефицит положительных эмоций, новостей. Все это, наслаиваясь друг на друга, оказывает мощный отрицательный эффект на человека, ухудшает его психологическое и физическое здоровье, усиливает психологическую напряженность, отчего давление профессионального стресса становится еще глубже.

Однако, стоит отметить, что стресс, особенно профессиональный, по-разному оказывает влияние на мужчин и женщин. То есть при изучении проблемы профессионального стресса в современном обществе, мы не можем не говорить о гендерных различиях. Каждый человек имеет индивидуальные особенности характера, темперамента, психологической устойчивости. Некоторые черты характера являются общими как для мужчин, так и для женщин, а другие могут иметь «пол». Представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин, а также имеет место предположение, что психологический стресс переживается ими по-разному.

Разработанность проблемы отечественными и зарубежными специалистами.

Первое изучение стресса как такого понятия описано в труде Ганса Селье "Стресс без дистресса" в 1936 году. Он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Развитое Селье представление о стрессе существенно повлияло на понимание функционирования человеческого организма и психики.


В дальнейшем проблема стресса получила широкое изучение в концепциях Лазаруса по копинг-поведению. Психофизиологическую составляющую стресса рассмотрел Ю.А. Александровский и Е.Черепанова. В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов исследовали когнитивные, поведенческие и эмоциональные изменения при стрессе. Большую ценность представляют различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд.

Также было раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем, основные характеристики феминности и мускулинности. Рассмотрены различные поло-ролевые исследования и биологические предпосылки различий в возникновении стресса у мужчин и женщин.

Как видим тема достаточно актуальная и широко изучена.

Цеlлью данной курсовой работы является изучение особенностей гендерных проявлений на профессиональный стресс и оказание эффективной психологической помощи специалистам.

В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме.

2. Раскрыть особенности стрессовых ситуаций в условиях труда.

3. Проанализировать гендерные различия проявлений в условиях стрессовых ситуаций.

4. Изучить и проанализировать способы снижения психологической напряженности.

5. Провести интерпретацию и формулировку выводов.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.

Объектом исследования являются различия в реакции на стресс у мужчин и женщин.

Предметом исследования являются гендерные особенности стресса.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, сиlстемный анализ и синтез.

Эмпирические:

- беседа,

- методика Оценка профессионального стресса (опросник Вайсмана),

- и методы математической статистики.

Основная часть.

Сущность понятия «профессиональный стресс»

    1. Понятие «стресс» и «профессиональный стресс»


Основные подходы к пониманию понятия «стресс».

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

 Фазы развития стресса

 В динамикеl стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

 1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижениюl адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

 Физиологическая природа стресса

 Физиологическая и lбиохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемаяl «доминанта». Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших структур промежуточного мозгаl — гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Последний выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.


Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшиеl применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливатьl. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормонов. Таковаl биохимическая природа стресса, которая «стоит за кулисами» нервозногоl, неадекватного поведения человека.

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистыхl, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падаетl работоспособностьl человекаl, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром — типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудьl поделать? Можно ли избежать стрессов?

Ответ на последний вопрос должен быть бlезусловно отрицательныlм. Стрессов избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудныiе или неблагоприятные ситуации. Такиеl реакции представляютl собой механизмы естественной биологическойl защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушитьl их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Как подчеркивал основоположник учения о стрессе Г. Селье, стресс — обязательный компонент жизни. Он можетi не только понизить, но и повiысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведенiя этих полярных функций стресса Селье предложил разлiчать собственно «стресс», как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».)


Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрiцательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защiтой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). Устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается! Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны. Или когда они «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состоянiе дистресса фактическi соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться, точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогияl с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далекиl от приятных, большинство из нас тут же стремятся ее сбить любыми медикаментами.  Однако современная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38°) температуру сбивать фармацевтическими препаратамi не стоiт. Ведь ее повышение означает, что актiвизировалась иммунная система и организм пытается справiться с неполадками своiми сiлами. Напiчкав же организм жаропонiжающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем iммунной системе сделать свое дело, дав искусственный сiгнал к свертыванию ее актiвности. Поэтому прiменение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она «зашкалила» за определенный предел. То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуацией и силы его на исходе. Примерно такая картiна и со стрессамi.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегия поведения. Стрессов не надо избегать, надо иметь хорошую стрессоустойчивость. И дело не только в том, что это практически невозможно. Значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.