Файл: Особенность коммерческой деятельности в сфере розничной торговли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Понятие и классификации розничных торговых предприятий как основных субъектов рынка
Взаимодействие розничного торгового предприятия с поставщиками и клиентами
Развитие розничной торговли в России
Глава 2. Анализ организации розничных продаж товаров в организации ООО «Ашан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Ашан»
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «АШАН»
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.
Непосредственно оптовой и розничной продаже товаров предшествует маркетинговый этап работы, связанный с нахождением рынка сбыта конкретных товаров, т. е. определение ниши рынка для предприятия. Эта работа включает глубокое исследование рыночных возможностей путем применения целого комплекса методов по изучению спроса населения и конъюнктуры торговли.
Преобразования, проведенные в торговле путем формирования свободной хозяйственной инициативы, не замедлили сказаться на развитии потребительского рынка. С точки зрения коммерческой деятельности современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры продажи товаров и предоставления услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.
Актуальность выбранной темы содержится в том, что только эффективная коммерческая деятельность на уровне предприятия может способствовать успешной и стабильной деятельности организации, и не только оградить ее от влияния неблагоприятных факторов воздействия внешней среды, связанных, например, с частым изменением арендной платы за помещения, слабой договорной дисциплиной, но и дать предприятию преимущества перед конкурентами. Именно этим объясняется актуальность выбранной мной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование организации рынка розничной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение розничной торговли,
- изучить функции, выполняемые розничной торговли,
- ознакомиться с видами предприятий розничной торговли,
- исследовать маркетинговые решения розничного торговца,
- выполнить индивидуальное задание.
Объект исследования – ООО «Ашан».
Предмет исследования – методы управления оптовым торговым предприятием на предприятии ООО «Ашан».
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Понятие и классификации розничных торговых предприятий как основных субъектов рынка
Субъекты коммерческой деятельности – это стороны, находящиеся в отношениях по купле-продаже товаров и оказанию услуг. Субъектами или участниками коммерческой деятельности являются промышленные предприятия, торговые предприятия, отдельные торговцы или индивидуальные предприниматели, объединения торговых предприятий и потребители.
Торговое предприятие – это независимый хозяйствующий субъект с правовым статусом юридического или физического лица, деятельность которого связана с закупкой и реализацией товаров, а также с другими видами деятельности.
Любое коммерческое предприятие или индивидуальный предприниматель в сфере коммерческой деятельности взаимодействует с потребителем. Потребитель выступает в качестве оценщика результатов коммерческой деятельности. Потребители – это неотъемлемая и равноправная группа субъектов коммерческой деятельности. Они могут быть индивидуальными (граждане) или коллективными (организации, учреждения).
С переходом к рынку структура розничных торговых предприятии претерпела заметные изменения. Они существенно различаются между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицируется по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов. По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи (автомагазин), розничные рынки и др.
По предлагаемому ассортименту товаров, магазины классифицируются на:
- узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);
- специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);
- универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);
- комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);
- смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).
Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплуатационные расходы составляют 12-15% от суммы их продажи (специализированных и универсальных магазинах - 30-40%). Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми услугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой. В последнее время все большее распространение получают розничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно широкий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут входить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фирменные товары. Рынки обладают способностью действовать и адаптироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между розничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию различий в ценах на товары.
К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:
- соотношения различных типов магазинов;
- используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;
- удельный вес продовольственных товаров повседневного спроса в общем объеме продовольственных товаров;
- товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров, приходящийся на 1 м2 торговой площади.
Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов. Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:
- градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспективу поселения);
- транспортные (направления и интенсивность потоков движения общественного и индивидуального транспорта);
- экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);
- социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).
Розничные торговые предприятия - основа материально-технической базы торговли, завершающая процесс обращения товаров, доводя их до непосредственных потребителей.
Рисунок 1. Классификация предприятий розничной торговли
Классификация розничных предприятий:
1. По видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины):
- 90% - магазины, с набором помещений, оборудования. Размещаются в капитальных стационарных зданиях;
- магазины-склады - торговля стройматериалами, топливом. В основном навесы, площадки и помещения;
- павильоны, палатки, ларьки, киоски - это сооружения легкой конструкции с более узким ассортиментом и меньшими удобствами;
- автомагазины - передвижная торговля для жителей небольших населенных пунктов, а также работников полевых станов, пастбищ.
2. По форме обслуживания:
- магазины самообслуживания;
- магазины торгующие через прилавок обслуживания.
3. По объемно-планировочному решению:
- отдельно-стоящие;
- встроенно-пристроенные;
- торговые комплексы (одноэтажные, многоэтажные, с подвалами и без них).
4. По функциональным особенностям:
- стационарные;
- передвижные;
- сезонные;
- посылочные;
- комиссионные.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
- удовлетворение потребностей населения в товарах;
- доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- поддержание баланса между предложением и спросом;
- воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
- совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.
Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Она является экономическим обоснованием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.
Взаимодействие розничного торгового предприятия с поставщиками и клиентами
Также нередко учитываются следующие возможности активного взаимодействия на рынке.
Совместный маркетинг — маркетинговая деятельность, финансируемая, организуемая и осуществляемая несколькими компаниями, в данном случае — поставщиком и розничным торговцем. Например, производитель может предоставлять ретейлеру POS-материалы и специальное торговое оборудование, проводить вместе с ним промоакции (сэмплинг и др.), снабжать его товарами для оформления витрины и т.д.
Программа С MAR — совместный комплекс маркетинговых мероприятий поставщика и ретейлера, направленных на продвижение в местах продаж наиболее востребованного ассортимента.
Плата за полку — сумма, которую поставщик выплачивает розничным торговцам за предоставление места в торговом зале для представления его товаров.
Скидки за выделение места— скидки на товар, которые поставщик предоставляет розничным торговцам за выделение определенного места на полках торгового зала для его товара. Сумма скидки варьируется в зависимости от эффективности потенциала силы продажи, которая характерна для данного торгового места.
Чтобы найти подходящего поставщика, закупщик может использовать различные модели стратегий выбора, такие как линейная модель, лексикографическая и модель множества предельных значений.
Линейная модель основывается на присвоении определенного веса основным характеристикам. Выделяют два вида данной модели.
Линейно-аддитивная стратегия заключается в том, что каждому показателю присваиваются весовые коэффициенты в соответствии со степенью его важности для закупщика. Затем каждый поставщик оценивается по всем существующим признакам (например, время выполнения заказа, соотношение цены и качества и др.). Оценки корректируются с учетом весовых коэффициентов, присвоенных показателям, и суммируются. Таким образом, закупщик составляет общую характеристику поставщика, руководствуясь которой, он делает окончательный выбор.
Линейно-усредненная стратегия отличается от линейно-аддитивной только тем, что в рамках модели данного вида оценочные весовые коэффициенты в сумме составляют единицу, таким образом можно определить соотношение между различными показателями.
Лексикографическая модель основывается на сравнении вариантов по ключевым показателям и базируется на реализации следующих стратегий.