Файл: Особенность коммерческой деятельности в сфере розничной торговли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Понятие и классификации розничных торговых предприятий как основных субъектов рынка
Взаимодействие розничного торгового предприятия с поставщиками и клиентами
Развитие розничной торговли в России
Глава 2. Анализ организации розничных продаж товаров в организации ООО «Ашан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Ашан»
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «АШАН»
Обычная лексикография — стратегия, при которой все категории поставщиков сравниваются по одному наиболее важному показателю (например, надежность). Как правило, выбирают ту категорию, которая превосходит другие по значению данной характеристики. Если значения наиболее важного показателя одинаковы для нескольких из рассматриваемых поставщиков, то необходимо сравнить другие показатели, и так до тех пор, пока не будет сделан выбор.
Стратегия лексикографической полупоследовательности отличается от обычной лексикографии тем, что, если группа поставщиков превосходит другие по одному самому важному показателю (например, соотношение цены и качества), но величина этого превосходства недостаточно существенна, проводится сравнительный анализ на основе других приоритетных параметров (например, предоставление гарантий на продукцию) до тех пор, пока не будет сделан окончательный выбор.
Модель множества предельных значении — характеризуется тем, что предельные (минимальные) показатели для рассматриваемых критериев предварительно фиксируются. В рамках данной модели выделяют следующие виды стратегий.
Конъюнктивная стратегия — стратегия, при которой каждый показатель поставщиков (например, сроки поставок, степень риска, размер расходов на исполнение программы совместного маркетинга) сравнивается с соответствующим предельным показателем. Если одна из характеристик поставщика не превышает минимального значения, то этот вариант отвергается.
Дизъюнктивная стратегия — стратегия, при которой ретейлер выбирает того поставщика, показатели которого превосходят установленные минимальные значения (например, размер платы за место в торговом зале).
В процессе работы торгового предприятия необходимо вести постоянный контроль его деятельности. Комплексный контроль необходим для выявления общего качества деятельности ретейлера как при работе с покупателями, так и поставщиками продукции. Для контроля чаще всего используются следующие виды маркетинговых исследований:
Ретейл аудит — это мониторинг различных параметров доступности товара (уровень представленности в торговых точках, объемы продаж, цена, ассортимент) в условиях меняющейся рыночной ситуации и с учетом деятельности конкурентов. Ретейл аудит позволяет провести исследование различных параметров розничной торговли в динамике: ассортимент товаров различных групп, размещение товаров в торговых помещениях, разнообразие упаковок, уровень цен конкурирующих марок и т.п.
Метод Стор-чек — предполагает обследование розничных и мелкооптовых точек, направленное на изучение ассортимента и ценовых характеристик товаров и марок; мониторинг наличия и цены различных марок в розничной и мелкооптовой сети; изучение маркетинговой активности поставщиков в местах продаж аналогичных товаров. Способы сбора первичных данных: личное интервью, наблюдение, анкетирование в точках продажи, телефонные опросы и т.п. Объем выборки для стор-чека определяется задачами исследования, исследовательским бюджетом. Подобное исследование позволяет определять ассортимент и структуру торгового предложения (по наименованиям, товарным группам, маркам, производителям, дилерам и дистрибьюторам, типам торговых точек), доступность марок; разброс цен на марку в розничной и оптовой торговле; торговые стратегии поставщиков-конкурентов; и т.д.
Тайный покупатель — маркетинговое исследование, суть которого — проверка качества и процесса обслуживания клиента, измерения уровня соблюдения стандартов обслуживания сотрудниками магазина.
Развитие розничной торговли в России
Розничная торговля стремительно развивает, но все мы помним, что пару десятков лет назад магазины были совсем другими.
Приходилось часами стоять в очереди за товаром, ассортимент продукции был невероятно мал, обслуживание по талонам, полупустые полки магазинов и дефицит. Сейчас мы даже и представить себе не можем, как бы жили мы в таких условиях.
Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Государство перестало тотально контролировать торговлю и дала свободу частному сектору. Теперь каждый производитель стал бороться за своего покупателя. Дефицит товаров ушел в прошлое, магазины могут похвастать широким ассортиментом товаров, отличным обслуживанием. Существуют разные ценовые сегменты для того, чтобы постоянно меняющийся спрос был удовлетворен.
Для привлечения покупателей разрабатываются различные системы скидок, системы накопления бонусов и т. д. Для удобства покупателей создаются новые формы оплаты товаров с использованием кредитных и дебитных банковских карт, новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей.
Преображаются и магазины. В каждом торговом зале теперь можно увидеть современное оборудование, продуманный торговый зал с указателями для комфорта покупателей. Изменил культура и качество обслуживания покупателей. Некоторые супермаркеты на своей торговой площади размещают позы общественного питания и отдыха, все для того, чтобы покупатель смог сделать свой выбор никуда не торопясь.
Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В Российской Федерации розничная торговая осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В составе организаций преобладают магазины: специализированные и неспециализированные, однако происходит ежегодное увеличение внемагазинных форм розничной торговли — на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет, в палатках и др. Особенно сильное увеличение произошло в последние 2 года, это связано с появление большого количества интернет-магазинов.
Рисунок 2. Количество организаций, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2013–2017 гг.
Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Информационные технологии и сеть Интернет становятся неотъемлемой частью нашей жизни в связи с этим создаются новые условия для осуществления бизнеса: создание новых предложений; возникновение принципиально новых рынков; формирование спроса на новые товары и услуги. За период с 2013 года по 2017 год число организации, осуществляющих розничную торговлю снизилось на 6,8 % и составило 350,1 тыс., однако снижение происходило в течение последних двух лет (рисунок 3.).
Рисунок 3. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2013–2017 гг.
Так же и снизилось число индивидуальных предпринимателей на 2,9 % и составило 1400,2 тыс. человек (рис.3). Также снизилось число розничных рынков и торговых мест. Снижение всех показателей могло быть вызвано действующими санкциями в отношении нашей страны, которые как раз и были введены в 2014 году, в котором наблюдается резкий спад данных показателей.
Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для отдельных регионов, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота. Постоянные положительные изменения в этой сфере все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.
Глава 2. Анализ организации розничных продаж товаров в организации ООО «Ашан»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Ашан»
ООО «АШАН» - учрежденное несколькими физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Торговая сеть «АШАН» основана французом Жераром Мюлье в 1961 г. в городе Рубе (север Франции). В России первый гипермаркет сети «АШАН» был открыт 28 августа 2002 г. в городе Мытищи Московской области, в Воронеже - 18 августа 2010 г. Гипермаркет «АШАН» входит в состав торгового комплекса «Град» (рисунок 3), который расположен по адресу Воронежская область, Рамонский район, поселок Солнечный,
ул. Парковая, 3.
Часы работы гипермаркета с 8:30 до 22:00, без выходных. Гипермаркет рассчитан на средний класс потребителей. Для удобства покупателей разработана система сервисных услуг, таких, как доставка крупногабаритных товаров до квартиры, фотопечать, безналичный расчет, кредитные карты АШАН и др., организовано транспортное сообщение с городом, для личного автотранспорта на территории есть автостоянка.
Общая торговая площадь составляет 16 тыс. кв. м. Ассортимент гипермаркета представлен более 20 тыс. наименований товаров - от пищевых продуктов до бытовой техники, товаров для дома. Торговый зал хорошо освещен, оборудован системами вентиляции и кондиционирования, для хранения и выкладки товаров используется новейшее оборудование ведущих европейских фирм-производителей. Покупатель может свободно и комфортно передвигаться по залу и выбирать необходимые товары. Краткая характеристика ООО «АШАН» представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Краткая характеристика ООО «АШАН»
Организационная структура управления в гипермаркете «АШАН» линейно – функциональная (рис. 5). Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; специализированных обслуживающих функциональных подразделений. Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений. Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий).
Сотрудники (работники) гипермаркета «АШАН» осуществляют свои функции на основании должностных инструкций. В обязанности директора гипермаркета входят: организация и управление эффективной работой персонала; контроль работы всего персонала гипермаркета; взаимодействие и решение текущих вопросов с арендодателями; обеспечение установленного режима работы гипермаркета; контроль бесперебойной работы имеющегося торгового оборудования и программного обеспечения, организация устранения неполадок. В функциональные обязанности руководителя сектора входит: управление коллективом (100-150 чел.), обучение, мотивация, интеграция сотрудников; обеспечение наличия и контроль ассортимента товаров в своем секторе; исследование рынка, конкурентоспособность и потребительские предпочтения; обеспечение соблюдения коммерческого плана сегментов, установленного на год.
Рисунок 5. Организационная структура управления в гипермаркете ООО «АШАН»
Должностные обязанности менеджера направления следующие: формирование ассортимента, отвечающего потребностям покупателей; расчет заказов и контроль резерва товара на складе; контроль качества продукции; анализ результатов продаж; планирование и организация промо-акций; ценообразование; работа в торговом зале: организация работ сотрудников, проведение работы по повышению качества обслуживания и по изучению спроса клиентов; управление коллективом до 15 сотрудников, подбор и обучение персонала, организация работы своей команды, мотивация и аттестация сотрудников.
Характеристика гипермаркета «АШАН» представлена в таблице 1. Характеристику гипермаркета осуществляли согласно требованиям ГОСТ Р 51773 – 2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
Таблица 1. - Характеристика розничного торгового предприятия ООО «АШАН»
Признаки классификации |
Характеристика предприятия |
по форме собственности |
частное |
по видам торговли |
предприятие розничной торговли |
по специализации торговой деятельности |
универсальное |
по способу организации торговой деятельности |
сетевое (торговая сеть) |
по виду торгового объекта |
стационарное |
по формам торгового обслуживания покупателей |
с частичным самообслуживанием |
по условиям реализации товаров |
магазин |
по типу предприятия |
гипермаркет |