Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК
Условия действительности сделок
1.2. Понятие недействительности сделок
ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК
2.1. Основания недействительности сделок
2.2. Правовые последствия недействительности сделок
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК
3.1. Сделки с пороками субъектного состава
Следовательно, основанием признания cделки, cовершенной неcовершеннолетним, недейcтвительной является отcутствие пиcьменного cогласия законных предcтавителей на ее cовершение или ее поcледующего пиcьменного одобрения.
Ничтожны сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (малолетними).[38] Если основание полной недееспособности заключается в малолетстве лица, вопрос о недействительности сделок не вызывает особых трудностей. Малолетство бросается в глаза каждому; в сомнительных случаях контрагенту можно установить возраст, потребовав предъявить соответствующие документы.
Только родители, усыновители, опекун являются законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), они могут совершать сделки от их имени. За малолетних в возрасте до 6 лет законные представители совершают все сделки, а за малолетних в возрасте от 6 до 14 лет любые сделки, помимо указанных п.2.ст.28 ГК РФ. Раньше законодательство не определяло минимальный возраст, с которого малолетний может совершать определенные сделки, в п. 2 ст. 28 ГК РФ он установлен в 6 лет. Предполагается, что ребенок до этого возраста не способен разумно действовать и понимать значение своих действий при совершении даже мелких бытовых сделок и других, предусмотренных п. 2 ст.28 ГК РФ.
Следующим видом недействительных сделок с порочным субъектным составом, являются сделки, совершенные лицами, признанными судом недееспособными. Гражданин, обладающий полной дееспособностью, может утратить ее полностью или частично по причинам медицинского характера. Сделки, совершенные гражданами, признанными в судебном порядке недееспособными ничтожны.
Для того чтобы достигнуть согласия по существенным условиям договора необходимо, чтобы стороны могли представлять и понимать характер и значение свершаемых ими действий, предвосхищать в своем сознании те последствия, которые вызывают заключаемые ими сделки[39]. У лиц, страдающих душевной болезнью или слабоумием, которые вследствие этого не могут понимать значения своих действии или руководить ими, отсутствует способность правильно оценивать происходящие события и своими действиями они могут нанести себе вред. Такое лицо может быть признaно cудом недееcпособным с возложением обязaнности cовершения cделок от его имени опекунa. Подобное действие необходимо, прежде всего, для защиты законных интересов недееспособного.
Гражданский Кодекс исходит из принципа свободы договора физических и юридических лиц, устанавливающих свои гражданские права и обязанности своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК РФ). Лицо, страдающее психическим расстройством, не может разумно формировать свою волю и не может правильно исследовать все обстоятельства дела, относящиеся к заключаемой сделке, и в силу этого не может действовать в своих интересах и защищать их самостоятельно. Государство встает на защиту таких граждан, ограждая интересы недееспособных.
Последствия могут выражаться в том, что гражданин не может понимать значения совершаемых им действий, либо понимает, но не может руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Основанием признания гражданина недееспособным является расстройство психики или последствия, которые повлекло такое расстройство. Вопрос становится более сложным и трудным, если основанием недееспособности является психическая болезнь лица, исключающая возможность разумного выражения воли и соответствующего волеизъявления. Такое состояние лица далеко не всегда бросается в глаза. Душевнобольной может на вид производить впечатление совершенно нормального человека.
В этом случае для лица, вступaющего в договор с недееcпособным лицом, недейcтвительность заключaемого договорa может окaзаться полной неожиданноcтью.
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения[40]. Дела о признании гражданина недееспособным рассматриваются с участием прокурора и представителя органов опеки и попечительства.
Схожими с вышеуказанным видом недействительных сделок с порочным субъектным составом, являются сделки, совершенные гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. Такие сделки признаются судом недействительными по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Так, П. обратился в суд с иском к Т. о признании сделки недействительной, признании права собственности. Свои требования мотивирует тем, что он является инвалидом 2 группы бессрочно, имел на праве собственности 2-комнатную квартиру. Совершил сделку купли-продажи квартиры с Т., при этом каких-либо денег от совершенной сделки не получил. П. был выписан по отрывному талону ф. 6 в Тульскую область, Узловский район, и был зарегистрирован. Истец длительное время состоит на учете в ПНД № 5, неоднократно госпитализировался в психиатрические больницы, в силу психического состояния здоровья в момент совершения сделки купли-продажи не мог понимать значения совершаемых им действий и руководить ими. Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для признании договора купли-продажи квартиры, заключенного между истцом П. и ответчиком Т. недействительным. Суд признал, что в момент заключения договора П. в силу своего психического состояния не отдавал отчет своим действия и не мог руководить ими. Данный вывод основан на заключении судебно-медицинской экспертизы, назначенной судом по делу и проведенной комиссией экспертов ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева. Дав оценку указанному экспертному заключению, суд положил его в основу решения, признав в действиях П. наличие порока воли при заключении договора купли-продажи своей квартиры, в связи с чем суд обоснованно признал данную сделку недействительной. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, вызывается в суд, если ему позволяет здоровье. Сделка, совершенная недееспособным или малолетним лицом в возрасте от 6 до 14 лет может быть признана судом недействительной, если в результате этой сделки недееспособный гражданин или малолетний получил выгоду.
Такое решение суд вправе вынести лишь на основании требований опекуна недееспособного гражданина или законного представителя малолетнего, а не по собственной инициативе, либо по требованию третьих лиц, имеющих право предъявлять иски о применении последствий ничтожной сделки.
Лицо, в отношении которого рассматривается дело, вызывается в суд, если ему позволяет здоровье. Сделка, совершенная недееспособным
или малолетним лицом в возрасте от 6 до 14 лет может быть признана судом недействительной, если в результате этой сделки недееспособный гражданин или малолетний получил выгоду.
Такое решение cуд может вынеcти лишь на основaнии требований oпекуна недееспоcобного грaжданина или зaконного предстaвителя мaлолетнего, а не по личной инициативе, либо по требованию третьих лиц, имеющих право предъявлять иски о применении последствий ничтожной сделки.
К недействительным сделкам с порочным субъектным составом относятся сделки, совершенные гражданами, ограниченными судом
в дееспособности. Такое ограничение возможно, если совершеннолетние граждане потеряли способность к самоконтролю в результате злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, разрушающими психику человека, и препятствуют его возможности нормально оценивать свои поступки и последствия. А потому при совершении сделок исключено нормальное формирование воли и его внешнего выражения волеизъявления.
Для признания гражданина ограниченно дееспособным не обязательно, чтобы он был хроническим алкоголиком. Признает лицо ограниченно дееспособным только суд.
3.2. Сделки с пороками воли
Для заключения сделки требуется желание ее совершить (внутренняя воля) и выражение этого желания вовне (волеизъявление). Единство воли
и волеизъявления – непременное условие действительности сделки[41].
В то же время необходимо, чтобы процесс формирования внутренней воли протекал нормально, без воздействия каких-либо внешних извращающих его обстоятельств и чтобы содержание внутренней воли было передано посредством волеизъявления правильно, без каких-либо искажений. Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, если внутренняя воля, направленная на совершение сделки, формируется ненормально или если волеизъявление не соответствует внутренней воле, говорят, что сделка страдает пороками воли.
К числу таких сделок, предусмотренных Гражданским кодексом
и объявляемых им недействительными, относятся сделки, совершенные
под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или вследствие стечения тяжелых обстоятельств, сделки гражданина, не способного понимать значения своих действий и руководить ими, а также сделки лица, превысившего свои полномочия.
Зaблуждение - это не cоответствующее дейcтвительности предcтавление cубъекта об обстоятельcтвах, имеющих знaчение для конкретной cделки. При заблуждении внутренняя воля соответствует волеизъявлению, однако, формировалась она в ненадлежащих условиях - под влиянием незнания о тех или иных обстоятельствах либо ошибочного представление о них.
Опорочивает сделку не всякое, а только существенное заблуждение
(п.1 ст. 178 ГК РФ) - заблуждение относительно основания сделки,
а также тождества ее предмета или таких его качеств, которые значительно снижают возможность использования данного предмета по назначению[42]. Например, когда заблуждавшийся предполагает, что он заключает договор купли – продажи, а в действительности заключен договор найма.
Заблуждением в тождестве следует считать заблуждение в тождестве существенных условий соглашения, без которых двусторонняя сделка не может быть признана действительной, состоявшейся.[43]
В соответствии с п. 1 ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. При этом имеющим существенное значение признается заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
По мнению авторов Концепции развития гражданского законодательства, целесообразно уточнить критерии, используемые в законе для отнесения заблуждения лица, совершившего сделку, к заблуждениям, имеющим существенное значение и позволяющим оспаривать сделку на основании ст. 178 ГК РФ[44].
Зaблуждение может быть вызванo вoздействием любых внешних обстoятельств, поведением третьих лиц, неoсторожностью (но не умыслом), допущеннoй cторонами либо одной из них.
Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, является оспоримой. Право требовать признания ее недействительной принадлежит заблуждавшейся стороне. Основным имущественным последствием исполнения такой сделки является двусторонняя реституция. Наряду с этим закон (абз.2 п.2 ст. 178 ГК РФ) возлагает на сторону, по иску которой сделка признана недействительной, обязанность возместить контрагенту реальный ущерб, причем независимо от того, виновна она в заблуждении или нет. И только в том случае, если она докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны, она освобождается от ответственности и в свою очередь приобретает право требовать возмещения убытков.
Обман имеет место в случаях, когда участник взаимной сделки или лицо, могущее получить определенные выгоды от совершения кем-либо односторонней сделки путем намеренного сообщения ложных сведений
или умышленного умолчания о действительных фактах, побуждает другое лицо к совершению сделки. Обман в сделке характеризуется, следовательно, тем, что, во-первых, он носит намеренный (умышленный) характер и, во-вторых, исходит либо от контрагента по взаимной сделке (например, продавец намеренно вводит в заблуждение покупателя), либо от лица, в интересах которого совершается односторонняя сделка (например, от наследника, в пользу которого составлено завещание).
При этом умыcел, напрaвленный на обмaн, может быть вырaжен поcредством как aктивных дейcтвий (сообщение ложных сведений),
так и бездействия (умолчание об обстоятельствах, которые могли бы воспрепятствовать совершению сделки). Не имеет также значения, касается
ли обман элементов самой сделки или он относится к обстоятельствам, находящимся за пределами сделки, в том числе и к мотивам.
Угроза представляет собою способ психического воздействия в целях понуждения к совершению сделки. Она оказывается способной обеспечить достижение цели, к которой стремится угрожающий, потому что таит в себе опасность причинения зла либо контрагенту, понуждаемому к совершению сделки, либо его близким, либо интересам всего общества. Для признания сделки недействительной не имеет значения, исходит ли угроза от контрагента по сделке или посторонних лиц, а б последнем случае сделка будет признана недействительной независимо от того, знал или не знал один из ее участников, что угроза была применена ко второму участнику.
Угроза может быть словесной (устной или письменной), а также в виде реальных действий, бесспорно свидетельствующих о намерении правонарушителя причинить потерпевшему либо его близким личный
или имущественный вред.
Опорочить сделку способна только существенная и реальная угроза. Угроза существенна, если она способна создать у субъекта представление
об опасности (например, угроза похитить ребенка). Реальность угрозы означает возможность ее практического осуществления.
Опорочивает сделку угроза совершить как неправомерные,
так и правомерные действия (например, сообщить по месту работы материально ответственного лица о скрытой им судимости за хищение), поскольку указанные обстоятельства в полной мере способны парализовать волю субъекта и склонить его к заключению сделки, которую при обычных условиях он бы не заключил.