Файл: Организация и проведение спортивных мероприятий в корпоративном спорте (на примере крупных и небольших российских компаний).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация и проведение спортивных мероприятий
1.1. Документы, регламентирующие проведение спортивных соревнований.
1.2. Этапы организации и проведения спортивного соревнования
Глава 2. Корпоративный спорт как организационное явление
2.1. Основные характеристики и особенности корпоративного спорта
Корпоративный спорт не является отдельный видом спортивных соревнований, а использует популярные виды и формы спортивной активности. Выбор соревнований определяется приоритетными целями, масштабом бюджета, интересами участников их возможностями, количеством участников и другими факторами. Наиболее часто организаторы используют групповые игровые виды спорта – футбол, волейбол, баскетбол. И это обусловлено тем, что для достижения результата команда работает сообща. Участники соревнования учатся подстраиваться друг под друга в стрессовых ситуациях, в условиях высокой нагрузки. Подобный навык будет перенесён и на производственные задачи. Параллельно с командной работой формируются навыки работы в условиях конкуренции, формируются лидерские качества.
К особому типу групповой работы можно отнести цикличные виды спорта - эстафеты, лыжные забеги, велогонки, «веревочные курсы», спортивное оринтирование - дают возможность показать важность каждого сотрудника для эффективной работы всего коллектива. Особенно выражен эффект в эстафете или гонках с командным зачётом, где результат зависит от максимальной отдачи от каждого участника команды.
Индивидуальные соревнования также популярны в корпоративном спорте. Боулинг, дартс, бильярд, настольный теннис, гольф, фризби, шахматы и это далеко не полный список направлений соревнований, которые успешно проводятся в организациях. Данные соревнования можно проводить в не только в крупных организациях, но и в небольших коллективах. Участие в таких соревнованиях формирует мотивацию к дальнейшим занятиям в той или иной секции для совершенствования мастерства или приобретения начальных навыков.
Важным вопросом является организационный аспект. Для того что бы система спортивных мероприятий в организации существовала в реальности и активно реализовывалась необходимо определить кто отвечает за все этапы организационного процесса. Вариантов достаточно много.
Организацией корпоративного спорта в крупной компании может заниматся отдельный департамент, отдел кадров или HR-служба, профсоюзный комитет или директор по развитию.
В небольших компаниях — это может быть специально сформированная инициативная группа или отдельный специалист, на которого руководство возложило данные обязанности.
Это зависит не только от масштабов и возможностей конкретной организации, но и от наличия профессионально подготовленных специалистов, обладающих навыками организации спортивных мероприятий. Этот фактор действительно важен, так как позволяет избежать большого количества ошибок и негативного опыта. Зачастую именно от неумелой и непрофессиональной организации у сотрудников формируется устойчивое негативное отношение к корпоративному спорту, как к очередной дурной инициативе руководства, отнимающей только драгоценное время.
В настоящее время на рынке появилось значительное количество компаний, специализирующихся на оказании услуг по организации и проведению как конкретных спортивных мероприятий и соревнований, так и разрабатывающих и внедряющих полную программу корпоративного спорта в организации на профессиональном уровне. Безусловно услуги данных компаний требуют значительных экономических ресурсов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо оценивать целесообразность привлечения сторонних исполнителей.
Мировой, а также отечественный опыт проведения спортивной и оздоровительной работы в организациях и на предприятиях показывает, что внедрение и развитие корпоративного спорта имеет хорошие перспективы для решения проблем оздоровления всего общества. Исследователями установлено, что корпоративный спорт — это одна из форм реализации социальной ответственности бизнес-сообщества, элемент управления сотрудниками, важная составляющая имиджа, способствующая расширению границ бизнеса и установлению новых деловых контактов, нацелен не только на улучшение здоровья и физической подготовленности сотрудников, но и на формирование компетенций межкультурной коммуникации. (Колтан, Конеева, 2014).
2.2. Изучение и анализ существующей практики реализации корпоративного спорта и проведения соревнований в разных российских компаниях.
Корпоративный спорт как достаточно молодое, активно развивающееся явление еще не имеет под собой значительной теоретической и методической основы, устоявшихся форм и методов работы. При этом уже имеется обширный практический материал реализации корпоративного спорта на многих российских предприятиях и организациях.
То, что корпоративный спорт — это модно отмечают большинство руководителей. По данным проведенных исследований на сегодняшний день корпоративный спорт (в разных его формах) представлен в 65% российских компаний, в 35% его нет (Максимов, Мамрукова, 2017).
В зависимости от позиции руководства, идея корпоративного спорта на предприятии может реализовываться формально и часто оставаться на уровне покупки одного тренажера или предложения сотрудникам абонементов в фитнес-залы, а может быть воплощена в системной работе, предполагающей формирование спортивных команд, подготовку и проведение спортивных соревнований.
В связи с этим возникает необходимость провести исследование особенностей реализации корпоративного спорта в российских компаниях. С этой целью на первом этапе был реализован поиск и анализ информации на по этой теме (Кокошина Д., 2014, Максимов, Мамрукова, 2017, Корпоративный спорт..., Архив спартакиад..., Кадровая политика... др.). Результаты представлены в таблице 1.
На втором этапе для получения данных о ситуации с корпоративным спортом в небольших по численности организациях был выбран метод интервью. Был проведен опрос работников небольших компаний. В опросе приняли участие 24 человека из разных фирм. Полученные результаты говорят о наличии общих тенденций.
Таблица 1. Реализация элементов корпоративного спорта и проведения соревнований в разных российских компаниях.
Название компании |
Форма организации корпоративного спорта |
Газпром |
В компании проводятся летние и зимние Спортокиады (детские и взрослые) ПАО Газпром. Помомо этого в каждом из многочисленных подразделений компании существуют свои спортивные клубы и проводятся региональные соревнования. На пример, в Газэнергосеть существует хоккейный клуб «ГЭС», создана футбольная команда. Составы спортивных команд постоянно расширяются благодаря новым участникам. Сотрудники, не участвующие в соревнованиях, с радостью поддерживают своих коллег-спортсменов на еженедельных тренировках и на соревнованиях в качестве болельщиков. |
Яндекс |
В каждом офисе «Яндекса» есть тренажёрный зал, турники, беговые дорожки, настольный теннис. В московском офисе открыт зал для йоги, в петербургском офисе есть зал для танцев. Многие сотрудники когда позволяет погода ездят на работу на велосипеде. Удобно, что сразу после поездки можно принять душ — в офисе «Яндекса» их несколько. Сотрудникам нравится заниматься спортом, и компания их в этом поддерживает. |
Мегафон |
Компания Мегафон возмещает сотрудникам 50 % расходов на покупку спортивного абонемента, поддерживает и развивает свою сборную по хоккею и футболу. Ежегодно проходит массовая Спартакиада во всех региональных отделениях МегаФон с участием сотрудников и их семей. |
Балтика |
В компании ведется активная политика в области спорта, как составляющая общей корпоративной культуры, нацеленной на достижения. Сотрудники компании Балтика активно участвуют в корпоративных турнирах по игровым видам спорта. У всех работников есть возможность бесплатно посещать спортивный зал и бассейн прямо на территории предприятия. |
Acronis |
Всем работникам компания Acronis оплачивает расходы на абонемент в фитнес-клуб, который находится в том же здании, что и офис. Что обеспечивает возможность экономии времени для сотрудников. Для всех желающих дважды в неделю проходят тренировки по футболу и волейболу. Компания обеспечивает аренду зала и весь необходимый инвентарь — форму, мячи, сетки. У волейбольной команды появился свой тренер, который проводит занятия, работает над подготовкой команды к участию в соревнованиях, руководит командой во время товарищеских матчей и выездных игр. В офисе проводятся регулярные шахматные турниры. А также можно поиграть в настольный теннис и настольный футбол в специальной игровой комнате. |
Yota |
В компании Yota также уделяют внимание возможности вместе с коллегами провести время с пользой для физического и психического развития. При организации спортивных мероприятий организаторы стараются быть ненавязчивыми и учитывать интересы коллег, с радостью поддерживают инициативы, которые исходят от сотрудников (помимо стандартных занятий волейболом, футболом). Например, около года назад в компании стала набирать популярность йога. Многие сотрудники высказали желание посещать занятия в офисе. Был приглашен преподаватель, который вёл тренировки на протяжении полугода, пока интерес к этому виду спорта в офисе не сошел на нет. |
Лаборатория Касперского |
В Лаборатории Касперского есть собственный бесплатный тренажерный зал, открытый с 8:00 до 21:30, в котором работают профессиональные тренеры. Сотрудники могут заниматься как самостоятельно, так и с инструктором, но индивидуальные тренировки уже платные. Есть также разнообразные групповые занятия: йога, несколько видов танцев, бокс, силовые тренировки и даже классическая хореография. Причем все эти занятия, так же как и сам спортзал, сотрудник по согласованию с руководителем может посещать в течение рабочего дня. На этажах в офисе расположены специально оборудованные комнаты с турниками, настольным хоккеем, есть мини-гольф. В организации есть корпоративные команды по футболу, волейболу, боулингу, баскетболу, пауэрлифтингу и хоккею. Занятия фитнесом в других спортивных клубах, а также посещение бассейна, танцевальная студия и другие спортивные секции также частично оплачиваются организацией. |
Superjob |
Все работники Superjob имеют возможность в течение дня поиграть в настольный теннис, позаниматься на тренажерах. Это и физическая, и эмоциональная разгрузка. Также каждый работник компании может в качестве одной из опций бонусного пакета выбрать либо оплату значительной части годового абонемента в фитнес-клуб, либо приобрести карту по корпоративному тарифу (если он выбрал другую опцию — ДМС или оплату проезда). Отдельная сторона работы — это поддержка инициативы и самоорганизации ( в компании есть увлеченные спортсмены-любители, которые активно организуют коллег и знакомят их с новыми видами спорта). |
Mail.ru Group |
В компании Mail.ru Group большое внимание уделяется спорту. В офисе есть спортзал, где можно играть в мини-футбол, бадминтон, волейбол, есть свой фитнес-центр, оборудованный с учетом пожеланий сотрудников. Есть помещения для групповых занятий, фреш-бар рядом со спортзалом, куда можно зайти в перерыве между занятиями. Выбор групповых занятий большой (около 20 направлений): от бокса, кроссфита и TRX до йоги и джиу-джитсу. Периодически организуются спортивные мероприятия (например, турнир по жиму штанги лежа и серфинг-тур на Бали). Все спортивные активности анонсируются в интранете. Там же можно задавать вопросы, записываться на мероприятия, общаться, вносить рацпредложения или создавать группы по интересам. |
Badoo |
В головном офисе компании сотрудникам выделяют 36 тысяч рублей в год на занятия спортом. Причем это может быть любая физическая активность. Сотрудники ходят на занятия по танцам, на йогу, в школу боевых искусств, на занятия по агрессивным роликам, в бассейн, на фитнес. Потом просто приносят чеки. Плюс каждый отдел раз в квартал может пойти на внутренний тимбилдинг, который финансируется организацией. Отделы и подразделения компании кооперируется и могут пойти вместе. В качестве темы тимбилинга предпочтительно что-то спортивное — вейкбординг, картинг, пейнтбол. |
LETA Capital |
В компании LETA Capital руководство уделяет активное внимание организации и проведению корпоративных соревнований как одного из инструментов создания корпоративного духа. Так, например, сотрудники компании принимали участие в «Гонке героев». Самые смелые люди из LETA сформировали взвод и приехали в расположение 2-ой Гвардейской Таманской мотострелковой дивизии. «Гонка Героев» — это массовое спортивное мероприятие, участники которого командами преодолевают полосу препятствий, разработанную для тренировок специальных подразделений армии России. Целью было преодолеть 60 препятствий, пробежать 10 километров. Все препятствия проходили вместе, ждали каждого участника, так что до конца дошли все. |
Selectel |
Большинство сотрудников Selectel ведет здоровый образ жизни и занимается спортом — это активно поддерживается компанией. В Selectel каждый может оформить компенсацию расходов на фитнес, а некурящие сотрудники получают денежные надбавки к зарплате. Есть и другие виды поддержки в коллективе спортивного духа. Так, компания регулярно участвует в петербургском «IT–первенстве» — чемпионате среди технологических компаний в самых разных дисциплинах: от шахмат до картинга. Собраны команды по велогонкам, футболу, волейболу, настольному теннису и другим видам спорта. Активно в Selectel проходят и корпоративные мероприятия (в горнолыжных центрах, веревочных парках). |
Везет всем |
По численности компания небольшая и только начинает развивать корпоративный спорт. В качестве тренажеров используются турники на улице. Кто-то из сотрудников может подтянуться много, кто-то пока не может вообще, но стремится к заветной единице. В планах намечен небольшой корпоративный спор: кто быстрее пробежит километр. Первоначально в подобном мероприятии участвовали только несколько человек, теперь желающих поучаствовать уже больше. |
ЗАО ЭР-Стайл |
В компании существует своя футбольная команда, которая тренируется на поле «Красная Пресня». Раз в год проводится футбольный турнир, на который приезжают команды из региональных отделений компании. Корпоративный цвет спортивной формы — зеленый. Компания всячески поддерживает команду по волейболу, для которой снимается специальное помещение для тренировок. Что касается спортивных мероприятий на работе, то в рабочих помещениях оборудованы столы для игры в теннис, турники. Проводятся стихийные турниры среди сотрудников. Все желающие могут получить корпоративную скидку на посещение спортивных клубов. |
B2B-Center |
Первым в офисе появился теннисный стол, затем в зоне отдыха были установлены турник, кикер и стол для армрестлинга. Компания арендует поле для футбола и площадку для занятия танцами, а также создала свой велопрокат. Теперь сотрудники в свободное время катаются в ближайшем парке Сокольники. Кроме того, собственная велопарковка стимулирует многих приезжать на работу на велосипедах. В компании периодически проходят спортивные конкурсы — по теннису, кикеру и другим видам. Причем инициатива часто исходит от самих сотрудников. Иногда они проводятся на спор. Например, каждый участник устанавливает свой норматив и старается его выполнить за определенный период. Такой подход позволил представителям мужской половины компании выполнить норму ГТО по подтягиваниям. |
Представленный в таблице материал позволяет говорить о существующем значительном разнообразии форм спортивных мероприятий, реализуемых в компаниях. Наиболее часто используются такие формы поддержки корпоративного спорта как оплата абонементов в фитнес-клубы, спортивные секции, бассейн. В большинстве компаний проводятся различные спортивные соревнования (как выездные, так и на месте).
При этом следует отметить, что чем крупнее компания, тем более масштабной и развернутой является система корпоративного спорта. А как обстоит дело в компаниях с меньшей численностью персонала?
Данные по реализации спортивных инициатив в небольших компаниях сложно найти в открытых источниках. Для получения конкретной информации нами был проведен опрос в котором приняли участие 24 человека из разных организаций.
Результаты проведенного нами опроса показали, что из 24 небольших по численности компаний (15-30 человек) только в 9 есть целенаправленная поддержка спортивной активности работников. Данный факт может говорить о том, что в среде небольших по численности компаний идеи корпоративного спорта менее распространены чем в более крупных организациях.
Рисунок 1. Распределение результатов наличия/отсутствия поддержки спортивной активности сотрудников
Интересно проанализировать факторы отказа от реализации спортивных мероприятий в организациях. Так все полученные ответы удалось распределить на несколько факторов. Экономический фактор — это экономия средств в компании ( «руководство не считает целесообразным тратить деньги на спорт в условиях кризиса», «у фирмы сейчас трудные времена», «и так еле зарплату платят» и тд.). Политический фактор — руководство не считает нужным вообще поддерживать спортивную активность сотрудников («на работе надо работать», « времени и так нет» и т.д.). Мотивационный фактор — нежелание сотрудников участвовать в спортивных мероприятиях, руководство пыталось что-то предлагать и реализовывать, но сотрудники не поддержали. Организационный фактор — отсутствие организации («идея хорошая, все за, но так и никто не может хоть что-то сделать, все только говорят»).
Таким образом становится очевидным, что при организации спортивных мероприятий в компании необходимо обеспечить отсутствие риска возникновения всех вышеперечисленных факторов риска.
Среди тех компаний, которые внедряют у себя элементы корпоративного спорта преобладает частичная оплата абонементов в фитнес-клубы, реже упоминаются велосипеды и самокаты, коллективные выезды на каток (зимой), велотренажеры и гантели в офисе, дартс.
Корпоративные соревнования проводятся только в трех компаниях. В качестве таких соревнований выступают - турниры по боулингу, турниры по дартс, шахматные соревнования. Следует отметить также стихийный характер организации спортивных соревнований в данных организациях. Только в одной компании существует хотя бы примерный план проведения турниров по шахматам — каждую пятницу. В организации сложилась группа шахматистов — 5 человек, другие сотрудники наблюдают за результатами и «болеют за своих». Организацией этих турниров никто не занимался. Так сложилась традиция короткого рабочего дня — оставаься и играть в шахматы. С начача играли 2 человека — потом народ стал подтягиваться и пробовать свои силы.
Существует примерный план и по турнирам по боулингу. Правда в действительности этот план не соблюдается, часто происходит перенос сроков на несколько месяцев. Существует устный регламент соревнований, который новичкам пересказывают опытные сотрудники. Организацией данных соревнований занимается заместитель директора и любитель боулинга.
Турниры по дартс в другой компании проходят спонтанно и проводятся чаще всего тогда, когда меньше работы и есть свободное время. Правила достаточно часто меняются. Инициативная группа в количестве трех человек определяет правила пере каждым турниром.
Из полученных данных можно сделать вывод, что не смотря на отсутствие нормальной организации спортивные соревнования в небольших компаниях все-таки возникают на основе энтузиазма либо конкретных сотрудников, либо как элемент традиции и корпоративной культуры (игра в шахматы). Таким образом можно говорить о важной роли организации спортивных соревнований в развитии корпоративного спорта.
Рисунок 2. Количество компаний в которых представлены определенные формы корпоративного спорта
Полученные данные позволяют более конкретно и предметно рассматривать вопрос организации спортивных мероприятий в рамках корпоративного спорта. А также позволяют говорить, что спортивные соревнования являются важным элементом корпоративного спорта, и проводятся не только в крупных компаниях, но и в компаниях с небольшим штатом сотрудников. Может отличаться масштаб, формы и виды соревнований, но основной подход остается важным для развития корпоративного спорта - поведение регулярных соревнований усиливает и развивает интерес в компаниях к спортивным мероприятиям.
Выводы по главе 2.
1. Корпоративный спорт является важным элементом корпоративной культуры организации. Позволяет решать такие задачи как организация сплоченного коллектива, способного решать сложные производственные задачи, сохранение здоровья сотрудников через здоровый образ жизни, формирование общей корпоративной культуры и повышения лояльности и приверженности сотрудников организации.