Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии
1.1 Понятие и содержание функций менеджмента
2. Функционирование менеджмента в организации.
2.1. Общая характеристика предприятия оао «Полет»
2.2. Реализация основных функций менеджмента в оао «Полет»
2.3. Рекомендации по совершенствованию функции мотивации на оао «Полет»
Введение
Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что экономическая нестабильность, динамичные изменения конкурентных условий создают обстановку, в которой компании должны постоянно оценивать эффективность функционирования системы управления. Эффективную управленческую деятельность на предприятии на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. Традиционно, в отечественной и зарубежной литературе к данным функциям относят функции планирования, организации, мотивации и контроля. Поэтому повышение эффективности работы компании в значительной мере определяется сбалансированностью данных функций в системе управления. В настоящее время, актуальность проблемы повышения эффективности исполнения всех функций в системе управления предприятием обостряется в связи с мировым финансовым кризисом, который заставил многие организации задуматься над ростом эффективности выполнения функций управления на предприятии. Для российских компаний значимость построения сбалансированной системы функций управления в еще большей степени актуализируется за счет влияния дополнительных негативных факторов, связанных с санкционным давлением на российскую экономику. С учетом изложенного актуальность изучения поставленной проблемы обусловлена значительным ее влиянием на эффективность системы управления современной компанией.
Изучением поставленной в работе проблемы занимались, в частности, следующие отечественные и зарубежные ученые: В.П. Баранчеев, А.В. Блинникова, А.Г. Дементьева, C.B. Ермасов, В.А. Епифанов, С.Д. Ильенкова, В.Ю. Котельников, K.M. Кристенсен, М.И. Ломакин, В.Г. Медынский, Б.3. Мильнер, X. Такеучи, Д.Дж. Тис, A.B. М. Рейнор, P.A. Фатхутдинов, И.Г. Федоров, Г. Чесбро и др.
Актуальность темы исследования и уровень ее теоретической разработанности определяют цель, задачи, объект и предмет исследования, поставленные в работе.
Объектом исследования курсовой работы является оао «Полет».
Предмет исследования — эффективность планирования, организации, мотивации и контроля в оао «Полет».
Цель исследования состоит в оценке эффективности и разработке мер по оптимизации планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии, на примере оао «Полет».
Задачи, поставленные в работе:
— рассмотреть понятие и структуру функций менеджмента;
— изучить функции планирования и организации в системе управления предприятием;
— охарактеризовать мотивацию и контроль, как функции менеджмента на предприятии;
— провести оценку эффективности планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии, на примере оао «Полет»;
— разработать предложения по направлению роста эффективности менеджмента и оценка эффективности предложенных мероприятий в оао «Полет».
Научной базой данного исследования являются, законодательные акты РФ, по теме исследования, учебная литература, периодические издания, локальные нормативные акты и бухгалтерская отчетность оао «Полет».
Методологической и методической базой исследования являются, как общенаучные методы анализа, синтеза и сравнения, так и методы финансового анализа, монографический метод, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический метод и др. При подготовке данного проекта использовались работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. В монографиях, учебных пособиях и публикациях целого ряда авторов дана многоаспектная характеристика проблематики обеспечения эффективного баланса планирования, организации, мотивации и контроля в системе управления организацией. В проекте использованы также данные статистических органов, нормативно-справочные материалы, периодические издания.
Предполагаемые результаты исследования. В данном исследовании предлагается оптимизация планирования, организации, мотивации и контроля на примере малого предприятия.
Исходя из цели предполагаемого исследования, определена следующая структура работы:
— введение. В нем дается основное направление исследования, определяются цели, задачи, предполагаемые результаты исследования, также рассматриваются методы работы и анализируемые источники;
— первая глава «Теоретические основы планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии». Здесь рассматриваются понятие, структура, роль и подходы в литературе к планированию, организации, мотивации и контролю на предприятии;
— вторая глава «Анализ эффективности планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии, на примере оао «Полет» посвящена описанию предприятия, анализу эффективности функций менеджмента на предприятии и разработке мер по оптимизации планирования, организации, мотивации и контроля.
— Заключение служит для обобщения полученных данных и изложения их в удобной для ознакомления форме;
— также работа содержит Список используемых источников, где представлена разнообразная литература, используемая в предлагаемом исследовании и Приложения в котором собраны источники по представленной тематике.
В данной курсовой работе были разработаны и апробированы направления совершенствования реализации функций менеджмента на предприятии. Предлагаемое исследование прошло апробацию на предприятии оао «Полет».
Глава 1. Теоретические основы планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии
1.1 Понятие и содержание функций менеджмента
Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, передачи, обработки и хранения информации. Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.
Модифицированное и уточнённое при помощи теорий систем и ситуационного подхода представление о менеджменте в виде процесса является наиболее широко принятой моделью управления [1.С. 35].
Исходя из данного подхода содержание процесса менеджмента рассматривается в его функциях, под которыми принято понимать состав общих задач менеджмента, решаемых при создании и в процессе функционирования организации. Речь идёт о таких задачах менеджмента, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т.п.) и составляют содержание любого процесса менеджмента. Многообразие организаций, их сложность и разнообразие условий функционирования чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов менеджмента ими и регламентации состава функций менеджмента.
Однако систематизация функций менеджмента необходима для каждой организации как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации органов управления в организациях.
Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента
В теоретических работах и практической деятельности используются различные подходы к систематизации функций менеджмента.
Предвидеть- изучать будущее, устанавливать программу действий.
Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия.
Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.
Контролировать – наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.
В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества[2].
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:
– товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально – экономическими процессам.
Многовековое развитие предопределило выделение управленческой деятельности в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной. Главным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального управления.
Впервые функциональную администрацию ввёл Тейлор, предложивший заменить старый аппарат новым руководящим персоналом. Тейлор ввёл в организацию управления два новых отдела: плановое бюро и отдел кадров. Расширение круга обязанностей к повышению степени ответственности администрации.
Идеи функциональной администрации и принцип единоначалия соединил Анри Файоль. В его теории администрирования существуют две части: первая связана с пониманием функций. Вторая – с пониманием принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель.
Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координация и контроль. Исторически это означало шаг вперёд. Ещё недавно Адам Смит, подчёркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией оставалась инвестиция (вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования). Тейлор продвинулся дальше и ввёл функцию планирования. В качестве самостоятельных действий управленца он назвал контроль и рассматривал предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни о каких функциях менеджмента.
Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте – структурно – функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции – несущий элемент всего каркаса управления. Структурным – потому, что функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) – одно структурное подразделение, у Файоля – пять функций и целая система функциональных служб.
Важно понять, что Файоль имел в виду под этими функциями:
1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), причём важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
3. Командная деятельность – средство выполнения организационной работы; в ограниченной своей сути это – управление подчиненными.
4. Координация – гармонизация деятельности для достижения успеха.
5. Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы сё шло так, как запланировано.
Современное определение управления включает в себя все файолевские функции; разработанная им модель функций оказалась настолько плодотворной, что явилась основой для конкретизации данного понятия современными школами и направлениями менеджмента. В современной теории управления к функциям относят; планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Каждая из основных функций является для организации жизненно важной [6.С. 45].
В ряде исследований выделятся три группы функций менеджмента: предметные (основные), процессуальные и социально-психологические.
Следует отметить, что предметные, процессуальные и социально-психологические аспекты управления, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему функций менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приёмы управленческого воздействия на осуществляемые в организации процессы.
Существует взаимосвязь и логическая последовательность осуществления предметных функций в процессе управления организацией.
Процесс управления в соответствии с предоставленной принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определённый период времени.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Значение планирования состоит в том, что в ходе плановых расчётов обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, устанавливается состав реализуемых проектов, распределяются задания по участникам, определяется состав необходимых ресурсов, согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ, обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.
Реализация плановых заданий требует создания определённых организационных предпосылок, привлечения исполнителей, организаций их согласованной деятельности.
Функция организации и координации заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия, установление характера взаимоотношений между её элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.
Таким образом, организация в менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Контроль и регулирование деятельности завершают управленческий цикл и, таким образом, гарантируют эффективность осуществления всех остальных функций. При этом сущность контроля как функции менеджмента, по нашему мнению, состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях [7].
Таким образом, процесс менеджмента начинается с предоставленной полезной информации по результатам контрольных процедур для принятия управленческих решений и завершается собственно фазой контроля, определяющей успех реализации принятого решения, результат которой зачастую инициирует принятие новых решений, то есть является информационной базой нового управленческого цикла.
1.2. Функции менеджмента
1.2.1. Планирование
Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.