Файл: 1. Начало творческого пути 4 Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, первые работы 5.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как представить себе жизнь художника, творчество которого подчинено этикетным нормам его времени? Сандр о Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего личное раскрепощение художника. Он получил возможность путешествовать; открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем его творчество принадлежит средневековью с его строго определенной тематикой. Картины Боттичелли в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.
Однако именно предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого. же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса. О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») - не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата. Практически вся жизнь Боттичелли прошла во Флоренции. был сыном кожевника. Именно отец впервые заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха. С этого времени начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин.
Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ - св. - уже известному в городе художнику. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина Боттичелли была признана лучшей, и св. решили поместить в другом соборе. После этого Боттичелли и стал признанным художником. Основным его заказчиком становится семья Медичи.
С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории - сцены из жизни Моисея и искушения Христа.
Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса - Рафаэль. Но Боттичелли оставался' в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедию) Данте, сочинениям гуманиста Дж.Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари. Например, он придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику - папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ - дуб и сочетание желтого с голубым - цветов герба делла Ровере, использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца.
5. Мадонны Боттичелли
В 80-х годах Боттичелли написал также большое количество мадонн, среди которых особенной известностью пользуется тондо, называемое обычно "Мадонна дель Магнификат" (1483, "Мадонна во славе", Флоренция, Уффици). С тонким чувством ритма вписал здесь художник в форму круга фигуры мадонны, младенца и пяти ангелов. Красочная гамма картины строится на сочетании малинового, красного, синего, сиреневого и золотистого цветов.
«Мадонна дель Магнификат», 1483
Картина "Мадонна с гранатом" была создана в 1487 году. Художник получил общественный заказ от представителей налогового ведомства для Зала заседаний суда палаццо Синьории.
Как "Мадонна Магнификат", картина представляет собой флорентийское тондо, круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Но в "Мадонне с гранатом" использован обратный прием, создающий эффект вогнутой поверхности.
Мадонна с гранатом. 1487 г.
Если ранние Мадонны Боттичелли излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств, то в образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.
Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза - полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.
Мадонна с книгой, 1480-е
Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса, известный всем как (1445-1510). Хотя - всего лишь псевдоним, настоящим именем художника было. был старшим современником таких выдающихся деятелей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело. Так уж получилось, что творчество Боттичелли оказалась как бы в тени его более знаменитых молодых коллег, и долгое время его гениальные картины были никому не известны, лежа себе где-то на складе, покрываясь пылью на задворках истории. Лишь в 19-м веке, благодаря усилиям английских ученых-искусствоведов гениальное творчество этого художника было открыто вновь, а его картины заняли свои законные места в уважаемых музеях мира.
Родился Боттичелли в славном городе Флоренция в семье богатого мещанина де Вани, получил очень хорошее образование. Обучение искусству живописи юный проходил в мастерской флорентийского скульптура и художника, там он подружился с молодым Леонардо да Винчи, который также был учеником.
Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу. Ее название "Поклонение волхвов". Темой картины является известный библейский сюжет - к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников - благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно.
Это одна из самых известных картин художника - "Весна". Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). В центре картины изображена прекрасная Венера - богиня любви. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает - кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Это Флора - богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают цветы, а все вокруг расцветает. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними - Меркурий - посланник богов.
Эта интересная картина, называется "Клевета". Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них - именно Клевету. Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, с якобы невинным лицом, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды, а возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх.
Эта картина "Венера и Марс" написана художником по заказу известной флорентийской семьи. (Именно в честь одного из членов этой семьи - флорентийского мореплавателя, Американский континент был назван "Америкой") На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Как видим на картине - Марс спит, любовь усыпила войну. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) "Маке " (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Картина символизирует победу любви над войной, или пока любовь бодрствует, война спит.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения. Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, и поэтому его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который в них призывал всех каяться, угрожая быстрым концом света. (Такие фанатики и в наше время, к сожалению, встречаются) В своих фанатичных, экзальтированных проповедях Савонарола объявил непримиримую войну богатству, роскоши, различным земным развлечениям (особенно, таким как музыка и танцы). Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы.
По всей Флоренции запылали костры, в которых последователи Савонаролы жгли книги, золотые и серебряные украшения, предметы роскоши, и в частности бесценные произведения искусства, картины, скульптуры. Боттичелли находясь в фанатичном восторге от варварских идей Савонаролы, собственноручно сжег несколько своих ранних картин. Под конец жизни, в своем творчестве Боттичелли полностью отказался от любых античных тем на своих картинах, а все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам.
Это одна из поздних картин художника - "Мистическое Рождество". Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса Христа, на картине переданы апокалипсические настроения, царившие в окружении художника в те времена. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса, характерного для более ранних картин художника. Творческий путь художника - тяжелый и трагический, от мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста.