Файл: 1. Смазочные материалы. 4 Моторное масло 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Описание деталей смазочной системы

    1. Назначение смазочной системы, её виды

Назначение смазочной системы заключается в подводе к трущимся деталям двигателя достаточного количества масла, необходимого для уменьшения трения за счет создания масляной пленки между сопряженными деталями, охлаждения их поверхностей, удаления частиц металла, образующихся вследствие износа, и защиты деталей от коррозии. По способу подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя смазочные системы разделяют на принудительные, с разбрызгиванием и смешанные (комбинированные).

В принудительных смазочных системах трущиеся детали двигателя смазываются под давлением, создаваемым насосом. Масляный насос заставляет масло беспрерывно циркулировать в системе. В большинстве современных двигателей смазка производится принудительно по циркуляционной системе. К принудительной системе относят также смазку с дозированной подачей масла смазочными насосами высокого давления.

Смазочная система разбрызгиванием самая простая. Масло из картера разбрызгивается специальными черпачками, имеющимися на нижних головках шатунов. При этом образуются мельчайшие капельки масла, которые оседают на всех деталях двигателя, расположенных в полости картера, и смазывают их. Масло, стекающее с деталей, скапливается в нижней части картера и опять разбрызгивается черпачком. Смазочная система, при которой все детали двигателя смазывались бы только разбрызгиванием, в настоящее время не применяется.

Смешанная смазочная система (циркуляционная под давлением и разбрызгиванием) чаще всего используется в современных двигателях. При этой системе принудительно, как правило, смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, приводы вспомогательных агрегатов и иногда поршневая головка шатуна. Разбрызгиванием, т. е. маслом, вытекающим из коренных и шатунных подшипников, смазываются гильза цилиндра, поршень, поршневые кольца и другие детали.

5.2 Устройство смазочной системы.


В современных автомобильных двигателях применяется комбинированная смазочная система, при которой наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - разбрызгиванием.

Смазочная система включает в себя поддон 13 (рис. 5) картера, масляный насос 1 и фильтр 10. Масло заливается через маслозаливную горловину в поддон картера. Уровень масла в картере проверяется на неработающем двигателе при помощи маслоизмерительного стержня (щупа) 15. Уровень должен находиться между отметками «макс» и «мин». Некоторые двигатели оснащены электронными датчиками, сообщающими водителю о понижении уровня масла загоранием контрольной лампы на панели приборов.

При работе двигателя масло отбирается из поддона картера масляным насосом через маслоприемник 12 и под давлением подается к масляному фильтру. Очищенное в фильтре масло по каналам и главной масляной магистрали 3 в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, опорным шейкам распределительного вала 6 и толкателем 5 привода клапанов. От коренных подшипников масло поступает по каналам 9 к шатунным подшипникам и поршневым пальцам. Стекая со смазанных деталей, масло разбрызгивается коленчатым валом и смазывает стенки цилиндров, поршней и других деталей.

Давление масла в смазочной системе двигателя водитель контролирует по манометру или контрольной лампе (сигнализатору 7) красного цвета на панели приборов. Лампа загорается при аварийно низком давлении масла. Если это произошло при работе двигателя, то необходимо остановить двигатель и выяснить причину неисправности.

Масляный фильтр 10 очищает масло от механических примесей и продуктов изнашивания деталей двигателя. Он может быть неразборным или разборным со сменным фильтрующим элементом.


Рис.1 Схема смазочной системы. 1 - масляной насос; 2 - перепускной клапан; 3 - масляная магистраль; 4 - коленчатый вал; 5 - толкатель привода клапанов; 6 - распределительный вал; 7 - сигнализатор аварийного давления масла; 8 - датчик давления масла; 9 - масляной канал; 10 - масляной фильтр; 11 - редукционный клапан; 12 - маслоприемник насоса; 13 - поддон; 14 - пробка для слива масла; 15 - маслоизмерительный стержень.




  1. Причины и последствия несвоевременной замены моторного масла

  • Формирование отложений. Причины этого явления заключаются в процессе разрушения присадок или загрязнении масла продуктами сгорания в картере двигателя. Следствиями становятся значительное снижение мощности мотора, увеличения содержания токсичных веществ в выхлопных газах, их почернение.



Рисунок 7. Отложения в двигателе.

  • Значительный износ двигателя. Причины — масла теряют свои свойства из-за изменения состава присадок.

  • Повышение вязкости масла. Это может произойти по тем же причинам. В частности, из-за окисления или нарушения полимеризации присадок вследствии неправильного подбора масла. К проблемам, возникающим на почве этого, стоит отнести трудности с циркуляцией масла, значительный износ двигателя и отдельных его элементов. А возникающее масляное голодание двигателя может привести к трудностям с запуском на холодную, в критических случаях возможен даже отказ двигателя.

  • Проворот шатунных вкладышей. Это происходит по причине засорения масляного канала загустевшим составом. Чем меньше площадь его поперечного сечения, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши. Из-за этого возникает их перегрев и проворот.

  • Значительный износ турбокомпрессора (при его наличии). В частности. велик риск повреждения ротора. Он возникает по причине того, что отработанное масло оказывает значительное воздействие на вал компрессора и подшипников. Вследствие чего на них образуются повреждения и царапины. А кроме этого, грязное масло приводит к засорению каналов смазки компрессора, что может привести к его заклиниванию.


  1. Оценка состояния моторного масла


Во многих современных машинах устанавливаются специальные системы для отслеживания качества смазочных материалов. Несмотря на то, что они не являются передвижными лабораториями
, их показаниям стоит уделять внимание. Они собирают данные о холодных стартах, количестве оборотов и температуре, а затем на их основе можно сделать выводы о том, требуется ли менять масло в двигателе.

Под капотом автомобиля главная деталь, контролирующая уровень моторного масла, — это масляный щуп. С его помощью можно узнать, сколько смазки осталось в двигателе. Для этого необходимо:

  1. Открыть капот, вынуть щуп из двигателя.

  2. Протереть его чистой салфеткой или тканью.

  3. Вставить щуп в двигатель.

  4. Вынуть его снова и посмотреть, на каком уровне находится масло.



Рисунок 8. Масляный щуп.
На щупе находятся две отметки, обозначающие минимальное и максимальное количество моторного масла. Уровень моторного масла должен находиться между данными отметками. Если же масла меньше или больше необходимого, то стоит принять меры. Стоит также обращать внимание на другие факторы:

  1. Цвет масла. Он должен быть светло-коричневым. Если масло начало темнеть и становиться мутным, его нужно менять.

  2. Наличие сторонних элементов. Обратите внимание на то, есть ли в смазке следы нагара, водных капель, металлической стружки. Их появление — признак проблем, причем не только с маслом, но и с элементами двигателя.

  3. Вязкость. Она должна быть такой же, как и при покупке масла. Если оно стало менее вязким, значит в нем уменьшилась концентрация поверхностно-активных добавок, а значит, оно уже не так эффективно защищает двигатель.
  1. 1   2   3   4   5   6

Факторы, влияющие на периодичность замены моторного масла. Корректирование сроков службы моторного масла.


Условия эксплуатации автомобиля.

Для того чтобы выполнить нормативный пробег между ТО 15 тыс. км автомобилю в городских условиях потребуется около 700 часов работы. При движении по загородным дорогам для выработки межсервисного пробега автомашине потребуется всего 200 часов. Разница во времени работы двигателя достигает практически четырехкратной величины. Это указывает на то, что при одинаковом пробеге в городском цикле моторное масло эксплуатировалось в четыре раза интенсивнее.

Такая увеличенная нагрузка однозначно привела к существенным снижениям технических характеристик смазочного материала. Кроме того, работа мотора в городских условиях связана с повышенной температурой и плохой вентиляции, что также является неблагоприятными факторами. Поэтому выбирая интервал замены масла в двигателе необходимо выполнять корректировку в зависимости от указанных условий эксплуатации автомобиля.

Регулярные короткие поездки.

Короткой следует считать поездку, за время которой двигатель автомобиля не успевает полностью прогреться. Это, например, поездки только на работу. За время стоянки автомашины между такими поездками в моторе возникает конденсат, который в дальнейшем смешиваясь с продуктами, возникающими от сгорания топлива, представляет кислотную смесь. Такая смесь разрушает структуру моторного масла и увеличивает коррозию деталей двигателя. Особенно опасны такие короткие передвижения в зимний период, как холодная и поврежденная смесью моторная смазка не выполняет качественно свои задачи, что сильно увеличивает износ силового агрегата.

Продолжительное движение с повышенной нагрузкой на двигатель.

Если автомобиль постоянно транспортирует прицеп, ездит с полной загрузкой или передвигается по пересеченной местности, то силовой агрегат автомашины работает продолжительное время на максимальной мощности. Такая эксплуатация приводит к более раннему окислению и изменению вязкости моторного масла, что негативно сказывается на работе двигателя.

Поэтому кроме правильного выбора моторного масла для двигателя автомобиля важно при определении периода замены учитывать условия эксплуатации.

Смазочная жидкость может приходить в негодность раньше указанного срока в следующих случаях: