Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы образовательная программа бакалавриата по направлению.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(национальный исследовательский университет)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»)
Челябинск
2020
2
Рекомендовано в печать учебно-методической комиссией
Юридического института ЮУрГУ
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по программам бакалавриата. Челябинск, 2020. 46 с.
Разработчики:
Берг Н.А., к.э.н., доцент, доцент кафедры ППУПС
Береговая Т.А., к.ю.н., доцент кафедры ГПиГС
Васильева Г.А., доцент кафедры ТГиП
Видергольд А.И, к.ю.н., доцент кафедры УУИПК
Кочетова А.В., к.ю.н., доцент кафедры УПКСЭ
Офман Е.М., к.ю.н., доцент, доцент кафедры ТСПиП
Тихомирова А.В., к.ю.н., доцент кафедры ПКЭП
Фаткулин С.Т., к.ю.н., доцент кафедры ПДиНБ
Филиппова Э.М., доценте, доцент кафедры ТСПиП
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ студентов подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования, содержат основные положения, регламентирующие требования к подготовке курсовой работы, требования к ее содержанию и оформлению, проведению защиты.
Предназначены для студентов Юридического института ЮУрГУ, обучающихся по программам бакалавриата, а также для преподавателей, заведующих кафедрами и других сотрудников, участвующих в руководстве курсовых работ и управлении учебным процессом.
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Область применения………………………………………………………
4
Основные характеристики курсовой работы……………………………
5
Требования к содержанию курсовой работы……………………………
8
Требования к оформлению курсовой работы…………………………...
17
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы………………………………………………………………………
18
Порядок подготовки к процедуре защиты и защита курсовой работы………………………………………………………………………
24
Приложения…………………………………………………………………
27
4
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящими методическими рекомендациями устанавливаются требования к содержанию, структуре, изложению, оформлению и защите курсовых работ, выполняемых бакалаврами Юридического института Южно-
Уральского государственного университета.
Методические рекомендации предназначены для применения обучающимися
Юридического института
Южно-Уральского государственного университета, их руководителями.
Рекомендации разработаны в соответствии с:
1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказом
Ректора
Южно-Уральского государственного университета от 16 августа 2017 г. № 300 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»»;
3) Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 г. № 332-ст
«Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись.
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
ГОСТ Р 7.1-2003;
4) Постановлением Госстандарта РФ от 04 сентября 2001 г. № 367-ст
«Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, отчету о научно-исследовательской работе, структуре и правилам оформления» ГОСТ 7.32-2001;
5) Уставом Южно-Уральского государственного университета от 23 мая 2011 г. № 1704;
6) Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст «Библиографическая ссылка.
Общие требования и правила составления» ГОСТ Р 7.0.5–2008.
5
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа – это одна из обязательных форм учебно- исследовательской работы студента, заключающейся в самостоятельном исследовании одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине, выполняемой в пределах часов, отводимых на самостоятельное изучение дисциплины в соответствии с ФГОС ВО и характеризующей степень достижения запланированных результатов обучения после завершения изучения дисциплины.
Курсовая работа – самостоятельное творческое исследование по одной из проблем права. В ней должны быть отражены уровень теоретического мышления студента и его умение:
− применять знания, степень владения специальной литературой, способность анализировать законодательство и практику его применения;
− решать конкретные вопросы, возникающие в науке и на практике в рамках учебного плана, предусматривающего курсовую работу по дисциплине;
− формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее;
− вносить предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Курсовая работа имеет своими целями:
− закрепление и систематизацию теоретических знаний и практических навыков изучаемой дисциплины учебного плана;
− выявление способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;
− развитие и закрепление навыков ведения самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной литературой и судебной практикой;
− овладение навыками аналитической работы и научного исследования;
− выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.
Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованием настоящих методических рекомендаций.
Язык и стиль курсовой работы. Языку и стилю работы следует уделять самое серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура курсовой работы лучше всего позволяет судить об общей культуре обучающегося. В курсовой работе применяется научный язык, специальные и профессиональные термины, а также обороты речи, принятые в юриспруденции.
В тексте необходимо избегать сложных и громоздких предложений.
Не принято писать «я думаю», «я предлагаю» и т.п. Излагать материал рекомендуется в безличной форме (например, «нами рассмотрены факторы»)
6 или от первого лица множественного числа (например, «мы рассмотрели»,
«по нашему мнению»); возможно изложение авторской позиции от третьего лица (например, «автор полагает, что...») и использование страдательного залога (например, «разработан специальный подход к решению...»).
При написании курсовой работы не допускается применение оборотов разговорной речи, сленга, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии русского языка. Курсовая работа не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.
Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть органично связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одного раздела к другому, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
Для языково-стилистического оформления курсовой работы очень важно для обучающегося уметь выстраивать накопленную информацию в связный текст, для чего студенту необходимо хорошо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации. Наиболее характерной особенностью языка письменной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность, связность.
В отражении логических связей участвуют специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на:
1) последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, и так далее и др.);
2) противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.);
3) причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.);
4) переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим…, остановимся на …, рассмотрев…, перейдем к
…, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть…);
5) итог, вывод (итак, таким образом, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать).
В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные, причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и т.д.).
Специальные и профессиональные термины необходимо употреблять в их точном значении и применительно к месту использования. Не допускается смешивать юридическую терминологию с терминологией других наук.
7
Курсовая работа подлежит обязательному нормоконтролю руководителем курсовой работы.
Структурные элементы курсовой работы
Структурными элементами курсовой работы являются:
1) титульный лист (Приложение 1);
2) оглавление (Приложение 2);
3) введение (Приложение 3);
4) основная часть (состоящая, как правило, из двух глав)
(Приложение 4);
5) заключение (Приложение 5);
6) библиографический список (Приложение 6);
7) справка о заимствованиях из системы Антиплагиат;
8) приложение (я) (при необходимости) (Приложение 7).
Этапы выполнения курсовой работы
1) выбор темы курсовой работы, согласование темы с руководителем, закрепление темы в заявлении, составление задания с определением календарного плана написания курсовой работы;
2) составление плана курсовой работы;
3) подбор, изучение, анализ нормативных правовых актов и иных официальных материалов, материалов судебной и иной правоприменительной практики, литературы по теме курсовой работы;
4) работа над текстом курсовой работы и ее оформление;
5) защита курсовой работы.
ВЫБОР ТЕМЫ И ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсовой работы должна быть направлена на решение профессиональных задач в рамках учебного плана, предусматривающего курсовую работу по дисциплине. Тематика курсовой работы разрабатывается кафедрой Юридического института, ведущей дисциплину учебного плана, и утверждается руководителем таких работ из числа профессорско- преподавательского состава (далее – ППС) кафедры.
При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать объективные факторы – актуальность выбранной темы; наличие литературы и материалов юридической практики и субъективные – интерес автора к выбранной теме дисциплины учебного плана.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы курсовой работы из числа тем дисциплины учебного плана, предложенных кафедрой, либо обучающейся может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
8
При выборе темы студентами должно соблюдаться требования о недопустимости повторения темы курсовой работы в одной группе.
Руководитель курсовой работы назначается из числа профессоров, доцентов или старших преподавателей кафедры юридического института с ученой степенью или стажем научно-педагогической деятельности не менее
3 лет.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Титульный лист – это первая страница содержания курсовой работы
(не нумеруется). На титульном листе пишется: министерство, название образовательного учреждения, тема курсовой работы, под темой пишется: аббревиатура образовательного учреждения, номер направления подготовки, год приема, цифры зачетной книжки, аббревиатура курсовой работы.
Пример:
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» – 40.04.01.2020.340КР код направления год приема цифры зачетной книжки аббревиатура курсовой работы
Форма титульного листа курсовой работы приведена в Приложении 1.
Оглавление (Приложение 2) состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список и наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы. От конца текста до номера страницы дается отточие.
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав. Все заголовки помещаются над текстом в средней части листа, начинаются с заглавной буквы с красной строки.
Каждая глава и параграф должны иметь свою нумерацию.
Выделения жирным шрифтом, курсивом не допускаются.
Точка в конце заголовка не ставится. В заголовки не включают сокращенные слова, аббревиатуры и формулы.
Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста курсовой работы: заголовки разделов печатаются прописными буквами, как в тексте работы, а заголовки подразделов – строчными.
В оглавлении курсовой работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с курсовой
9 работой обучающегося, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть работы:
- результат обзора литературных источников;
- документы органов власти и управления, судебных органов, государственных органов и организаций;
- проекты нормативных правовых актов и др.;
- схемы, таблицы, рисунки, диаграммы и др.
Содержание курсовой работы составляется исходя из сформулированных цели и задач работы и, должно быть, направлено на полное раскрытие темы. Название глав должны отражать ключевые вопросы темы, а названия параграфов – более узкие вопросы.
Введение курсовой работы состоит из следующих подразделов, располагаемых в указанном порядке:
- актуальность темы;
- цели и задачи работы;
- объект и предмет исследования;
- методы исследования;
- степень разработанности темы в научной литературе;
- библиографическая и нормативная база работы;
- структура работы (введение, количество глав и параграфов, заключение, библиографический список, приложения (при наличии)).
Актуальность темы – это степень ее важности в данное время для решения определенной проблемы. Актуальность может быть обусловлена малой изученностью существенных аспектов темы (либо темы в целом), а также необходимостью и своевременностью решения определенных задач в соответствии с требованиями практики. Обоснование актуальности темы должно быть кратким, в объеме 0,5 страницы печатного текста.
Цель курсового исследования – это мысленное предположение результата, которое определяет, для чего выполняется работа. Цель работы конкретизируется и развивается в задачах курсовой работы.
Задачи представляют собой конкретные действия в ходе работы, поэтапное выполнение которых позволяет достичь поставленной цели.
Задачи могут быть связаны с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, содержания, структуры изучаемой темы (вопроса), концептуальных подходов и методов изучения темы (вопроса), с выявлением путей и средств совершенствования изучаемого правового явления, процесса.
Объект исследования – это то, на что направлена деятельность исследователя (как правило, правовые отношения).
Предметом исследования в курсовой работе являются отдельные аспекты объекта исследования, например, правовые нормы, материалы судебной практики в рамках темы исследования, правовая статистика и т.п.
Методы исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах