Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Механизм действия права и его основные компоненты.
2. Правоотношение: общая характеристика.
3.1 Понятие юридического факта.
3.2 Функции юридических фактов.
3.3 Классификация юридических фактов.
4. Реализация права: общая характеристика.
5. Правореализация при пробелах в законодательстве.
6. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Термин "факт-правоотношение" не должен создавать впечатление, что юридическим фактом выступает все правоотношение в целом. Факт-правоотношение отражает правовую связь в обобщенном виде. Юридическое значение имеет, как правило, факт существования (или отсутствия) того или иного правоотношения. Так, для получения льгот военнослужащему необходимо находиться на действительной военной службе, для заключения брака - отсутствие другого зарегистрированного брака и т. д.
Факт-правоотношение - производный юридический факт, вторичный по отношению к определенной группе социальных обстоятельств. Его "юридическая надежности" в немалой степени зависит от совершенства юридического механизма образования правоотношений. Если этот механизм не обеспечивает должного уровня законности в возникновении правоотношений, то использование такого факта будет иметь следствием перенос ошибки в новую область общественных отношений. Это обязывает проявлять известную осторожность в использовании фактов-правоотношений, предусматривать средства контроля в фактических составах, включающих этот факт.
Юридические события. Правовое регулирование не может не отражать того обстоятельства, что в жизнь объекта, в деятельность коллективов и граждан порой вторгаются факторы стихийного характера. Подобные обстоятельства учитываются, в частности, путем закрепления в законодательстве юридических фактов-событий. Юридические события самостоятельно и в сочетании с другими юридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекут изменение прав и обязанностей, прекращают правовые отношения.
Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям: по происхождению - природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека; в зависимости от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся (периодические); по протяженности - моментальные (происшествия) и протяженные во времени (процессы); по количеству участников - персональные, коллективные, массовые; последние – на события с определенным и с неопределенным количеством участвующих лиц; по характеру наступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др.
Сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность - важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. По этой причине сроки - достаточно распространенная категория юридических фактов.
Функции сроков в правовом регулировании чрезвычайно многообразны. В литературе упоминается о предупредительном действии сроков, кроме этого, сроки выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т. д.
Сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо.
Отличительная черта срока - определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока зависит от установленных в законе юридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права).
Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт.
Элементом срока является также сознательно избранный масштаб (эталон, измеритель) времени. Универсальным масштабом времени являются год, квартал, месяц, декада, неделя, день, час.
Например, как указывает ст. 190 ГК РФ, "Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами". Однако, как правильно отмечается рядом авторов, в практике правового регулирования применяются и другие эталоны времени - срок жизни человека, срок навигации, срок доставки почтового отправления и т. д. Как определяет та же ст. 190 ГК РФ, "Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить."
Позитивные и негативные, правопорождающие и правопрепятствующие, главные и подчиненные юридические факты. В основе первого деления лежит способ связи с явлением действительности. Правовые последствия могут быть связаны как с существованием некоторого явления, так и с его отсутствием. В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае - отрицательным, негативным, например, отсутствие у лица служебной подчиненности, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу - негативные юридические факты, так как правовое последствие связано именно с отсутствием некоторого явления.
Классификацию фактов на позитивные и негативные не следует смешивать с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это деление раскрывает функции юридических фактов в фактическом составе. Правопорождающие факты – такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовых последствий. Между правопорождающими и правопрепятствующими фактами нет непроходимой границы. Отсутствие правопорождающего факта имеет правопрепятствующее значение (фактический состав вынужден "дожидаться" появления необходимого факта). Напротив, отсутствие правопрепятствующего факта - необходимое условие для наступления правовых последствий.
Рассматриваемые классификации юридических фактов следует отграничить также от деления их на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. В основе этих классификаций лежат разные критерии. Юридические факты делятся на правопорождающие и правопрепятствующие по их функции внутри фактического состава. Факты и составы могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости от правовых последствий, которые они порождают как целое. Таким образом, первая классификация не заменяет и не подменяет вторую.
Не лишено практического значения также разграничение юридических фактов на главные и подчиненные. Главный факт наиболее полно отражает существо регулируемой ситуации. Все другие факты .имеют уточняющее значение, конкретизируют юридически значимые детали. Например, главными фактами для назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы. Все иные фактические обстоятельства носят характер подчиненных. При наличии главного факта законодательство допускает в отдельных случаях досрочное (опережающее) наступление правовых последствий.
Материальные и процессуальные, оформленные и неоформленные, латентные и расчетные юридические факты. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления "материальных" правоотношений. Вторая категория связана с юридическим процессом, его движением и развитием.
По признаку их документального закрепления юридические факты могут быть подразделены на оформленные и неоформленные. Эта классификация перекликается с предыдущей, но с ней не совпадает. Как уже отмечалось, большинство юридических фактов существует в оформленном, зафиксированном виде. Вместе с тем определенные фактические обстоятельства могут существовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права и др. Подобные юридические факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует определенная часть фактов-правонарушений.
Разновидность юридических фактов - расчетные юридические факты. Это фактические показатели, коэффициенты, индексы, рассчитываемые на основе некоторых первичных фактических обстоятельств и служащие основанием для возникновения права на вознаграждение, надбавку или скидку и т. п. Использование формализованных расчетов в системах заработной платы, в некоторых видах сделок заставляет обратить внимание и на эту категорию фактов.[9].
4. Реализация права: общая характеристика.
Право становиться реальностью в том случае, если оно в совокупности юридических правил поведения воплощается в этом поведении, становиться его составной частью, осуществляясь в поступках субъектов права. Именно тогда выявляется правомерная или противоправная направленность поведения и наступает юридическая ответственность за правонарушения. Но прежде должен пройти процесс правореализации.
Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в правовом поведении участников общественных отношений.
Осуществление требований, которые в общей форме выражены в юридических нормах, происходит непосредственно самими субъектами права либо опосредованно. В первом случае по характеру правореализующих действий выделяются:
- соблюдение норм права, т.е. воздержание от совершения действий, запрещенных такими правилами. Последние требуют от субъектов права отказа от проявления активности в сфере правового регулирования;
- исполнение норм права, т.е. совершение активных поступков по выполнению возложенных на них юридических обязанностей;
- использование норм права, т.е. осуществление дозволенных правомочий лица, предусматривающее его правомерные действия по собственному усмотрению.
Применение права – это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем конкретизации общих предписаний для индивидуальной жизненной ситуации и вынесения индивидуальных правовых актов (актов правоприменения).
Для осуществления правоприменения определены следующие процедуры, обычно именуемые стадиями процесса применения норм права:
- установление фактических обстоятельств дела, которое предусматривает определение круга фактов, необходимых для его решения, а так же сбор и оценка фактов, установление достоверности и достаточности;
- их правовая квалификация, предполагающая выбор нормы права, ее анализ, проверка подлинности, пределов временного, пространственного и личного действия, выяснение действительного смысла ее содержания, непротиворечивости и согласованности;
- принятие решения по существу рассматриваемого дела в виде документа – правоприменительного акта, которому придается властный характер и официальное значение;
- доведение решения до сведения заинтересованных субъектов права.
Правоприменительный акт, являясь официальным документом, содержащим властные решение полномочного органа по конкретному юридическому делу, обязателен к исполнению теми, кто попадает под его действие, за кем стоит авторитет государства.
Правоприменительный акт должен соответствовать следующим признакам:
- принимается компетентными органами государства и иными полномочными на такие действия органы;
- носит властный характер, подкрепляемый возможностью применения мер государственного воздействия;
- имеет индивидуальный характер, поскольку распространяется на конкретно выделяемых в его решении лиц;
- имеет силу для строго определенных ситуаций и не распространяется на аналогичные случаи в будущем;
-рассчитан на однократное применение;
-имеет собственное наименование и установленную законом форму.
Правоприменительный акт в силу многообразия его проявления классифицируют по ряду оснований, в том числе:
- по принимающим их субъектам (акты органов государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, контрольно-надзорной) и негосударственных органов (в частности, органов местного самоуправления);
- по форме (указы, постановления, решения, приказы, указания, разрешения, приговоры и т.п.);
- по предметам правового регулирования (уголовно-правовые, семейно-правовые, гражданско-правовые и т.д.);
- по юридической силе (основные, содержащие окончательное разрешение конкретной ситуации, и дополняющие или вспомогательные);
- по функциям права (регулятивные и охранительные);
- по способу выражения (документы, действия, символы);
- по структуре (простые и сложные, состоящие например, из водной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей).[10]
5. Правореализация при пробелах в законодательстве.
Юридические пробелы – это частичное или полное отсутствие в законодательстве норм, необходимость которых обусловлена современным развитием общественных отношений и потребностями реализации права.
Нормотворческая деятельность государства далеко не всегда успевает за изменениями в многообразии общественных отношений, в силу чего происходит отставание законодательства от реальной жизни. Отсутствие правового закрепления ситуаций, которые в этом испытывают потребность, вызывается и правотворческими ошибками, недостаточным профессионализмом участников правотворческого процесса, приостановлением действия нормативных актов или их частей, в том числе и в случае признания их неконституционными.