Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Механизм действия права и его основные компоненты.
2. Правоотношение: общая характеристика.
3.1 Понятие юридического факта.
3.2 Функции юридических фактов.
3.3 Классификация юридических фактов.
4. Реализация права: общая характеристика.
5. Правореализация при пробелах в законодательстве.
6. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Поскольку юридическая пробельность имеет место и даже признается неизбежной, правовая теория и практика выработали пути решения данной проблемы, к которым отнесены:
- Восполнение пробелов, происходящее в результате принятия недостающего нормативного акта или внесения дополнений в действующие нормативные акты. Подобным образом устанавливается или восстанавливается правовое регулирование нуждающейся в этом сферы общественных отношений или ее части.
- Преодоление пробелов, которое призвано способствовать оперативной необходимости принятия решения по конкретной ситуации в случае отсутствия ее нормативного регулирования. Для этого применяются исключительные средства – аналоги, предусмотренные соответствующим законодательством. Среди них:
Аналогия закона, которая предусматривает в случае отсутствия необходимой нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, к другой правовой норме, рассчитанной на регулирование сходных отношений. Так, предусмотрено, что в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый с ним обычай делового оборота, к ним, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующие сходные отношения (ч.1 ст.6 ГК РФ).
Аналогия права вызывается к жизни отсутствием в законодательстве норм как прямого, так и сходного регулирования рассматриваемых жизненных ситуаций и требует разрешения конкретного дела в таких случаях на основе общих принципов права (гуманизма, справедливости, юридического равенства и др.). например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (ч. 2 ст.6 ГК РФ).
Субсидиарная аналогия предполагает возможность разрешения конкретной жизненной ситуации на основе правовой нормы, установленной другой отраслью права. В частности, определенные ситуации в семейном праве, вызванные разделом имущества разведенных супругов, могут быть разрешены на основе норм гражданского права.
Конституционная аналогия предусматривается в силу сложившейся практики деятельности Конституционного Суда, вследствие которой возможно появление пробельности в законодательстве. Ст. 79 Федерального конституционного закона «о Конституционном Суде Российской Федерации» указывает на то, что «в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации».
Решение дел по аналогии не допускается в уголовном и административном праве в силу принципа недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный принцип получил конституционное закрепление (ч. 2 ст. 54Конституция РФ). [11]
6. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.
Причины юридических коллизий могут быть:
1. объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
2. субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.
Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.
Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:
1. между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);
2. между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);
3. между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);
4. между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);
5. между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);
6. между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).
Существует несколько способов разрешения коллизий:
1. отмена старого акта;
2. принятие нового акта;
3. внесение изменений в действующие акты;
4. систематизация законодательства; деятельность судов;
5. референдумы;
6. переговоры через согласительные комиссии;
7. толкование и др.
Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.[12]
7. Толкования права: понятие, способы и виды.
Правоприменительная деятельность требует глубокого понимания содержания реализуемых норм права. Сам выбор правовых норм предполагает понимание их содержания. Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых предписаний для применения получила название толкования права.
Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.
Необходимость толкования права обусловлена тем, что:
§ норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;
§ правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;
§ в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;
§ налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.
Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.
Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.
Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.
Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.
Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.
Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.
Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:
§ филологический;
§ систематический;
§ логический;
§ исторический.
Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.
Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.
Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.
Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.
Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.
В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.
Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.