Файл: Представления о детерминации активности личности в органоцентрических направлениях психологии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение
Детерминация (от. лат. determinare - определять) — это процесс определения сути одних явлений через другие.
Основы знаний о детерминации были заложены в мировой философии еще с древнейших времен. Учение о всеобщей взаимосвязи явлений (детерминизм) означало, что все явления (в т.ч. и социальные) в природе и обществе взаимосвязаны, ничто в мире не происходит само по себе, каждое из явлений, будучи следствием какого-либо другого явления, при этом выступает в роли причины третьего явления или условия для четвертого и т.д. При этом в данном процессе относительно социальных явлений нет фатальной предрасположенности, неизбежности: детерминизм признает за обществом и за отдельной личностью возможность повлиять на ход событий, изменить его, избежать негативных последствий или смягчить их. В период Средневековья в европейской философии господствовал т.н. механистический детерминизм, который как раз отрицал вышеуказанную роль личности, низведя личность к детали механизма общества. С развитием же науки, механистический детерминизм ушел в историю, будучи вытесненным детерминизмом диалектическим.
Объект исследования – применимость идей детерминации личности
Предмет исследования – прикладное значение идей детерминации личности
Глава I. Детерминация причина обусловленности процессов
Детерминизм — философское учение о всеобщей универсальной взаимосвязи и причинной обусловленности природных, общественных и психических процессов [Петленко В. П., Фролов И. Т., 1977].
В. И. Ленин писал: «Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея «связи всего», «цепи причин». Сравнение того, как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную»1.
Идея о том, что все возникает и уничтожается закономерно, в результате действия определенных причин, зародилась еще в эпоху античности, однако в явной форме, сознательно принцип детерминизма был сформулирован П. Лапласом в книге «Опыт философии теории вероятности», опубликованной в конце XVIII века. Конец XVIII и начало XIX веков были временем бурного развития физики и механики, геометрии и математики, положения которых распространялись на мир в целом.
Последний исследователи представляли в виде огромной механической системы (мир — машина; человек, растение, животное — тоже машина).
Особое значение в утверждении принципа детерминизма в физиологии и медицине сыграла опубликованная в 1865 г. книга К. Бернара «Введение к изучению опытной медицины».
К. Бернар следующим образом определяет детерминизм:
_________________________________________________________________
1 Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с. 311.
«Мы признаем всеобщность принципа физиологического детерминизма в живом организме и выразим нашу мысль следующими положениями:
- существуют определенные материальные условия, которые управляют возникновением явлений в жизни;
- существуют предустановленные законы, которые управляют порядком и формой этих явлений.
Детерминизм есть не что иное, как признание закона — везде, всегда».
Качественно новым этапом в развитии концепции детерминизма явилась выработка теоретических принципов диалектико-материалистического ее понимания в трудах классиков марксизма — ленинизма.
Человеческое познание в своем движении идет от констатации общей картины взаимосвязи и взаимодействия вещей к выделению отдельных его сторон, к разложению взаимодействия на составляющие элементы. В процессе познания возникает картина сложного сплетения связей и взаимодействий, в которых все движется, изменяется, возникает и исчезает. Принцип всемирного универсального взаимодействия вещей лежит в основе марксистского детерминизма.
Ф. Энгельс писал: «Только исходя из этого универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению»2.
В специальной (медицинской и философской) литературе еще нередко принцип детерминизма отождествляется с принципом причинности. Однако принцип универсального взаимодействия не сводим к принципу причинности.
В. И. Ленин писал: «Каузальность… есть лишь малая частичка всемирной связи…»3.
«Причина и следствие… лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи… Всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи, лишь односторонне, отрывочно и неполно выражаемой каузальностью»4.
Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней. Причинность — это одна из форм дополнения и проявления детерминизма; принцип причинности его конкретизирует, а обосновывает.
И. В. Давыдовский (1962) был прав, когда писал, что «каузальность и детерминизм — смежные, но разные понятия, трактующие, с одной стороны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношениях (таков именно должен быть смысл понятия «этиология»), с другой — о познании сущности явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе».
__________________________________________________________________
2 Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 546.
3 Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с. 143.
Глава II. Причинно-следственная связь явлений
Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие определения причины и следствия. Причина есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие есть результат действия определенной причины.
В детерминацию явлений, в систему их определенности наряду с причиной входят и условия -- те факторы, без наличия которых причина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себе срабатывает не во всяких условиях, а только в определенных. В медицине, например, существует такое выражение: «Каждый человек инфицирован, но далеко не каждый является инфекционным больным». Действительно, в каждом из нас могут быть обнаружены те или иные инфекционные агенты (палочка Коха и т.п.), но соответствующей болезнью (в данном случае туберкулезом) человек заболевает только в определенных условиях -- хроническое переохлаждение или пребывание в сырости, истощение организма в результате недоедания, недосыпания и т.д.
Среди условий встречаются более существенные и менее существенные. При этом иногда удельный вес условия в общей детерминации настолько велик, что дает повод для смешения его с самой причиной. Чтобы избежать этого в своей практической и научной деятельности, нужно всегда помнить, что при всей схожести условий и причины между ними есть принципиальное различие, причина и следствие связаны между собой генетически, то есть причина порождает следствие, в то время как условие ни в коем случае не порождает, а лишь способствует ее порождению.
Различают условия необходимые и достаточные. Совокупность необходимых условий определяет реальную возможность порождения данного следствия, но эти условия должны быть не только необходимы, но и достаточны, ибо только в этом случае возможность может превратиться в действительность. Категории «возможность» и «действительность» будут нами рассмотрены несколько позже.
В систему детерминации явлений (в особенности общественных) зачастую входит повод -- тот или иной фактор, обуславливающий лишь момент, время возникновения следствия. Как правило, в качестве повода выступает фактор несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенного воздействия ни на причину, ни на следствие. Так обстоит дело с поводами, приводящими к началу войн, революций, других исторических событий. Вспомним, в связи с этим расстрел демонстрации 9 января 1905 года и начало первой революции, убийство австрийского эрцгерцога в Сараеве в 1914 году и начало первой мировой войны и т.д. Во всех подобных случаях повод играет роль пускового механизма, спускового крючка, заставляющего причину срабатывать. Идентичную роль повод выполняет и в других сферах, в частности в развитии научного познания. Однажды Н.И. Лобачевскому поручили прочитать курс лекций для казанских чиновников, не имевших среднего образования. По ходу одной из лекций он несколько раз вынужден был возвращаться к пятому постулату Эвклида (о параллельности прямых), но каждый раз обнаруживал полное непонимание его чиновниками. Тогда Лобачевский решил: «Если постулат не понимают, может быть он не верен?» Повод этот привел Лобачевского к глубоким раздумьям, в результате которых появилась его неэвклидова геометрия. Причиной же ее появления, разумеется, были явления более существенные: противоречия, накопившиеся в самой геометрии.
После того как мы познакомились с основными элементами каузальной детерминации (сама причина, условия, повод), логично перейти к рассмотрению категорий «возможность» и «действительность». До сих пор, рассматривая категории «необходимость и случайность», «причина и следствие», мы имели в виду действительное (актуальное) бытие предметов и явлений. Но кроме бытия действительного существует, как уже отмечалось, бытие возможное, потенциальное, то есть все, что со временем станет действительным, выступает сначала как возможное. Движение, по Аристотелю, и есть «осуществление возможного как такового». Само понятие «действительность» употребляется в философской литературе в двух смыслах. В широком смысле под действительностью понимается весь реальный мир, и тогда действительность включает в себя и собственные тенденции, способности к развитию, т.е. возможности. В узком смысле под действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишь сформировавшееся, развывшееся. В этом узком смысле мы говорим о действительности, соотнося ее с парной ей категорией возможности. Возможность есть закономерная тенденция развития объекта, при определенных условиях переходящая в действительность. Тогда действительность есть реализованная возможность. Возможность так же объективна, как и действительность. В этом человек убеждается при созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, а также в ходе своей практической деятельности по мере превращения цели (возможности) в результат (действительность). Любая возможность представляет собой такое состояние в развитии, когда часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но «комплект» их еще недостаточен, либо такое состояние, когда этот «комплект» уже представлен, но составляющие его компоненты еще недостаточно зрелы. С учетом этого различают возможности реальные и формальные. Под реальными возможностями имеются в виду также возможности, которые определяются необходимыми свойствами и связями предмета (например, возможность перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое). Формальные же возможности определяются случайными свойствами и связями предмета, причем это множество случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемся известным гегелевским примером с турецким султаном, который может стать Папой Римским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобы султан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именно католическую) веру, что не вытекает с необходимостью из его природы человека, тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы он стал католическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не может быть кандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан случайностями. В-третьих, нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке бифуркации) он получил предпочтение перед другими, равными ему, а может быть, даже превосходящими его, кандидатами. Согласимся, что такую витиеватую возможность превращения турецкого султана в Папу Римского нельзя назвать реальной.
В свою очередь, реальная возможность предстает перед нами в двух ипостасях; в одних ситуациях как возможность абстрактная, в других -- как конкретная. Абстрактной возможность предстает перед нами тогда, когда для ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы еще не выявились, но закономерно должны обнаружить себя на следующей. Конкретная возможность связана, таким образом, с полным набором факторов, необходимых для ее превращения в действительность. В последнее время в связи со становлением синергетики как одного из общенаучных методов выделяют также возможности обратимые и необратимые. Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью; необратимой - такая, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможной. В качестве примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода из одного агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется возможность возвращения в первоначальное состояние, ибо данный процесс представляет собой не развитие, а просто изменения. Там же, где налицо процесс развития, мы имеем дело с необратимой возможностью: из стадии «взрослости» никак нельзя физически вернуться на стадию «детства».
Любую возможность, даже формальную, следует все же отличать от невозможного - от того, что несовместимо с законами природы, общества и мышления и потому нереализуемого. Всем нам со школьной скамьи известен термин «перпетуум-мобиле» - вечный двигатель. Сколько горячих голов в разные века брались за его создание. Но «вечный двигатель» невозможен, ибо сама его идея противоречит важнейшему закону природы - закону сохранения энергии. Уже Гегель отверг метафизическую концепцию, согласно которой следствие всегда пассивно, не оказывает активного обратного воздействия на породившую его причину. В действительности же причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает известное противодействие и таким образом из пассивной субстанции превращается в активную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина. Если прохождение тока является причиной нагревания нити, то в свою очередь нагревание нити изменяет силу тока, то есть видоизменяет причину. Практика убеждает, что между причинами и следствиями существует многообразная взаимообусловленность. Одно и то же следствие может быть порождено многими причинами. Так, миграция сельского населения в города порождается таким комплексом причин, как неудовлетворенность бытовым и культурным обслуживанием, жилищными условиями, содержанием и условиями труда и т.д., целый комплекс причин действует в процессе усиливающейся сейчас миграции из города в деревню (безработица, невозможность прокормиться на пенсию или низкую зарплату и т. д.). В свою очередь, одна и та же причина может вызывать целый комплекс следствий. Переход к информационно-компьютерному технико-технологическому базису, например, порождает необходимость в новом типе труженика, качественно изменяет условия реализации хозяйственной функции семьи, обеспечивает общество надежными средствами коммуникации, делает возможным всемирное информационное пространство. Как соотносятся между собой причина и следствие во времени? Существуют три типа временной направленности причинно-следственных связей: