Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что ассортиментная характеристика является одной из важнейших товароведных характеристик, которые определяют различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товара - это перечень товаров, которые объединены по какому-то признаку и удовлетворяют потребности человека.

Продукция текстильной промышленности, в том числе ковры и ковровые изделия, занимают существенное место в торговле. Технологии производства ковров на современном этапе постоянно совершенствуются, расширяется набор текстильных волокон для ворсового покрытия, следовательно, необходимо постоянно перерабатывать и дополнять существующие методические разработки и указания новыми данными.

Целью курсовой работы является раскрытие классификации ассортимента, анализа потребительских свойств и основ производства товара.

Задачами курсовой работы являются:

Изучить классификацию ассортимента товара;

Анализировать потребительские свойства товаров;

Классифицировать и анализировать ассортимент, потребительские свойства ковровых изделий;

Изучить и классифицировать производство армянских ковров.

Предметом исследования является: теоретические основы классификации ассортимента, анализа потребительских свойств и производства товара

Объектом исследования является: ковровые изделия.

В курсовой работе использованы труды известных российских и зарубежных авторов, интернет-ресурсы, периодические издания и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические основы классификации ассортимента, анализа потребительских свойств товара

1.1 Классификация ассортимента товаров

Ассортиментная характеристика является одной из важнейших товароведных характеристик, определяющих различия между товарами разных видов и наименований.


Ассортиментом товара называют перечень товаров, которые объединены по какому-то признаку и удовлетворяют потребности человека. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на следующие группы:

По месту нахождения: торговый (перечень товаров, которые находятся в торговой сети и в сфере обращения и промышленный ассортиментный перечень товаров, которые выпускаются конкретной отраслью промышленности или же отдельным промышленным предприятием.

На рисунке 1 представлена классификация ассортимента товара.

Рисунок 1. Классификация ассортимента ковров

По широте охвата:

Простой - ассортимент товаров, классифицирующийся не более чем по трем признакам;

сложный - ассортимент товаров, классифицирующийся более чем по трем признакам;

марочный - набор товаров разных торговых марок, но одного вида.

развернутый - набор товаров, включающий подгруппы, виды, относящиеся к 1 группе, но отличающиеся индивидуальными признаками;

сопутствующие - набор товаров, выполняющие вспомогательные функции, не относящиеся к данной группы товаров;

смешанный - набор товаров разных групп. 

По степени удовлетворения потребностей:

рациональный - набор товаров, которые удовлетворяют потребности зависящие от уровня жизни населения, достижений науки и техники;

оптимальный - набор товаров, который удовлетворяет потребности с предельно полезным эффектом для производителя;

По характеру потребностей:

реальный - действительный набор товаров, имеющийся изготовителя или продавца в конкретной организации;

прогнозируемый - набор товаров, удовлетворяющих покупателя;

Показатели ассортимента:

широта - количество разновидностей, наименование однородных и разнородных групп товаров;

полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;

устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;

обновление - способность набора товаров удовлетворять модифицировавшиеся потребности за счет новых товаров;

ассортиментный перечень - минимально допустимые количества видов товаров повседневного спроса.

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).


Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других, - сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный – количественно и качественно. Например, один из признаков классификации для тканей – это сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т. п.).

В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки (рисунок 2).

Рис. 2 – Иерархический метод классификации

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (рисунок 3).

………

Рис. 3 – Фасетный метод классификации

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу.


Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками, знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.

1.2 Анализ потребительских свойств товара и основы производства

В товароведении потребительские свойства связаны с определением надежности и качества товара.

Под надежностью и качеством товара понимают объективные особенности изделий, которые проявляются в процессе потребления, которые позволяют покупателю полностью удовлетворить различные актуальные потребности[1].

Характеристики услуг намного сложнее оценить, если свойства товаров хорошо поддаются оценке и прописываются в номенклатуре. Эту функцию выполняют различные стандарты, которые определяются как государственными органами, так и отраслевыми ведомствами[2].

В маркетинге под потребительскими свойствами понимают критерии, по которым потребитель товара оценивает его качество, которые могут быть объективными, субъективными, эмоциональными.

Воспринимаемые свойства услуги основываются на потребностях покупателя, на его личных предпочтениях, на внешних и внутренних коммуникациях.

Потребительские свойства продукции покупатель оценивает по категории товара, цене, функциональным характеристикам, удовольствию по покупке, качеству

Оценка по категории товара: покупатель, на первом этапе определяется с общей категорией изделия, желая удовлетворить свою потребность.

Цена: параметр, связанный с ресурсами потребителя, его статусом, гарантией качества.

Функциональные характеристики: потребитель рассматривает покупку в отношении к своим потребностям насколько полно и экономично данный товар может удовлетворить эту потребность.


Удовольствие от покупки: когда покупатель осознает эмоциональное удовлетворение из этого процесса.

Качество: потребитель оценивает комплексно, ориентируясь на объективные показатели, которые приняты в товароведении.

На рисунке 4 представлены потребительские свойства и показатели качества.

1.3 Кодирование товаров, маркировка и упаковка

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением электронно – вычислительной техники.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правила кодирования:

Код должен иметь определенную структуру построения;

Код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

Код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

Согласно классификатору, действующему на территории республики Беларусь «Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РБ», товарная группа –мужские сорочки – относится к группе 62 «Одежда и принадлежности одежды текстильные (кроме трикотажных, машинного или ручного вязания)».

В данную группу включаются только готовые изделия из любого текстильного материала, кроме ватина, исключая трикотажные, машинного или ручного вязания.

В данную группу не включаются:

а) одежда, бывшая в употреблении, или прочие изделия, бывшие в употреблении, включаемые в товарную позицию 6309; или

б) ортопедические приспособления, хирургические ремни, бандажи или аналогичные изделия ( товарная позиция 9021).

В настоящее время действует следующая кодировка:

6205 Рубашки мужские или мальчиковые:

6205 10 000 - из овечей шерсти или тонкой шерсти животных

6205 20 000 - из хлопчатобумажной пряжи