Файл: Управление распределением прибыли предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основной целью предпринимательской деятельности является прибыль. Прибыль в современных условиях является как источником развития предприятия, так и создает базу для роста национальной экономики в целом. Прибыль предприятия перераспределяется через налоговую систему, «наполняя» государственный бюджет всех уровней. Также прибыль — это движущий мотив деятельности организации и персонала, основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, создающих условия для развития, а также главный критерий эффективности производственной деятельности.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Поэтому актуальной задачей на современном этапе развития страны является освоение методов эффективного управления прибылью предприятия и ее распределения.

Целью работы является исследование процесса управления распределением прибыли предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и содержание прибыли;

- исследовать виды прибыли;

- определить цели и задачи управления прибылью;

- определить правовые аспекты использования нераспределенной прибыли;

- провести анализ прибыли, как основного показателя эффективной деятельности организации;


- проанализировать распределение прибыли организации;

- провести оценку эффективности распределения прибыли;

- разработать рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли.

Объектом курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс».

1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления

1.1. Сущность и содержание прибыли. Виды прибыли

Прибыль - это один из наиболее спорных, противоречивых, многозначных терминов, что подтверждает, например, наличие множества синонимов - барыш, навар, выгода, «подъем», доход. Зачастую под словом «прибыль» понимают разные вещи. Например, сравним прибыль в представлении предпринимателя (собственника) и бухгалтера или налогового инспектора, т.е. прибыль в кармане и прибыль в отчетности.

Категория «прибыль», источники ее формирования служат объектом исследования начиная со времен Платона и Аристотеля. Прибыль по-разному трактовалась меркантилистами (Т. Манном, Д. Юмом, Ж. Кольбером), физиократами (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьером), маржиналистами (С. Джевонсом, К. Менгером и др.). А. Смит и Д. Рикардо впервые сформулировали факторную модель формирования прибыли как результат использования производственных ресурсов: материальных, труда и капитала. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс основным источником формирования прибыли считали труд работников производственной сферы (трудовая теория стоимости) и рассматривали прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Неоклассическая теория предпринимательской прибыли увязывает уровень прибыли с уровнем риска. Кроме того, существует теория инновационной прибыли и другие[1].

В настоящее время цель максимизации прибыли, в соответствии с классической экономической теорией, следует рассматривать с учетом обеспечения финансового равновесия по теории устойчивого экономического роста как тактическую задачу в рамках стратегии повышения рыночной стоимости компании и роста благосостояния собственников. Очевидно, что такая систематизация устраняет кажущееся противоречие и позволяет выстроить иерархию целей управления.


Проблема управления состоит также в разном отношении к прибыли, связанном с правом собственности. Право собственности - это право, которое позволяет контролировать использование ресурсов и распределять последствия этой деятельности.

Конкретные права собственности формируют определенные ожидания. Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Прибыль как итог предпринимательской деятельности распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в этот бизнес, служит компенсацией за риск этих вложений при благоприятном развитии.

В контексте стратегического управления стоимостью компании прибыль - это приращение за период капитала и имущества[2].

Предметом управления служат разные виды прибыли, которые, например, классифицируют по следующим признакам:

- по источникам формирования - прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных операций;

- по составу элементов, формирующих прибыль, - маржинальная, валовая, балансовая и чистая прибыль предприятия;

- по характеру налогообложения - налогооблагаемая и не облагаемая налогом части прибыли;

- по характеру инфляционной «очистки» - номинальная и реальная прибыль;

- по периоду формирования - прибыль предшествующего, отчетного и планового периодов;

- по регулярности формирования - чрезвычайная прибыль (убыток);

- по характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), - капитализируемая и потребляемая ее части (нераспределенная и распределенная прибыль);

- по значению итога хозяйствования различают положительную прибыль (или, собственно, прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).

Существуют и другие признаки классификации, а также виды прибыли, выделяемые разными авторами[3].

Для практических целей управления в первую очередь необходимо разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.

Стандартами бухгалтерского учета установлены только правила учета доходов и расходов, а прибыль - производная величина.

Учет доходов регулируется специальным стандартом ПБУ 9/99[4], а расходов - ПБУ 10/99[5]. Причем понятия «доходы» и «расходы» также определяются с помощью категорий «активы» и «обязательства».

Так, доходы организации - это увеличение ее экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, за исключением вкладов участников. В результате поступления активов или погашения обязательств капитал увеличивается.


Расходы организации - это, напротив, уменьшение ее экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В результате выбытия активов или возникновения обязательств капитал организации уменьшается.

При оценке экономической прибыли, в отличие от бухгалтерской, учитывают не только явные затраты (себестоимость, текущие расходы), но и альтернативные - упущенную выгоду, требуемый минимальный доход на капитал, измеряемый процентной ставкой i:

Бухгалтерская прибыль = Выручка – Себестоимость (1)

или

Бухгалтерская прибыль = Доходы - Расходы; (2)

Экономическая прибыль = Выручка - (Себестоимость + i x Капитал) (3).

Именно об экономической прибыли, называя ее настоящей, писал П. Друкер в 1995 г.: «То, что мы обычно называем прибылью, - деньги, которые достаются акционерам, на самом деле вовсе не являются прибылью. Если бизнес не приносит доход, превышающий капитальные затраты, он убыточен... даже если выплачиваются налоги... речь идет о «настоящей прибыли». Настоящая прибыль начинается только тогда, когда точно так же, как и все другие затраты, покрыты затраты капитальные».

Экономическая прибыль как мера стоимости, создаваемой компанией за определенный период, - экономическая добавленная стоимость (EVA), определяется по следующим формулам:

EVA = IC x (ROIC - WACC), EP = NOPLAT - IC x WACC, (4)

где IC - инвестированный капитал;

ROIC - рентабельность инвестированного капитала (NOPLAT / IC), (5)

где NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Tax) - чистая операционная прибыль за вычетом налогов;

WACC - средневзвешенные затраты на капитал[6].

Проводя разграничение терминов «экономическая» и «бухгалтерская» прибыль, заметим, что мы обсуждаем парадоксы управления именно бухгалтерской прибылью, тогда как понятие «экономическая прибыль» рассматривается макро- и микроэкономикой, служит предметом исследования в управлении стоимостью бизнеса, используется при оценке эффективности инвестиций[7].

Управление бухгалтерской прибылью - это управление доходами и расходами отчетного периода в отличие от управления денежными потоками - поступлениями и выплатами, притоками и оттоками средств.

Только некоторая часть доходов и расходов отчетного периода соответствует поступлениям и выплатам этого отрезка времени, а часть доходов и расходов либо были оприходованы (оплачены) предварительно, либо будут оприходованы (оплачены) позднее. Например, амортизация оборудования - выплаты ранее, расход теперь; потребление сырья, закупленного с отсрочкой платежа, - расход сейчас, выплаты позднее; приобретение ресурсов на условиях предоплаты: выплаты ранее - списание затрат по мере их отпуска в производство; отгрузка товаров с отсрочкой - расход сейчас, поступления в будущем.


Кроме того, в российской практике бухгалтерская прибыль не идентична налогооблагаемой вследствие разных требований в определении доходов и расходов, разделения бухгалтерского и налогового учета. Существуют также различия в трактовке прямых и накладных расходов, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Впрочем, здесь мы акцентируем внимание на управлении прибылью как итогом деятельности - отраженном в отчетности и подлежащем обложению налогами.

В соответствии с налоговым законодательством прибыль - это разница между полученными доходами и произведенными расходами. Состав доходов и расходов оговорен в ст. ст. 247 - 259 Налогового кодекса РФ[8].

1.2. Цели и задачи управления прибылью

Стратегической целью менеджмента являются рост стоимости бизнеса, максимизация благосостояния собственников предприятия.

Финансовым условием достижения этой цели является сбалансированность денежных потоков, а тактика финансового менеджмента состоит в обеспечении финансового равновесия. Соответственно, суть управления прибылью можно сформулировать следующим образом: управление прибылью - это согласование стремлений к росту доходности и допустимого уровня риска в решениях по формированию, распределению и использованию прибыли.

К задачам управления относятся обеспечение качества прибыли, дохода на вложенный капитал, капитализация прибыли.

Обеспечение качества прибыли предполагает, чтобы в первую очередь были реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития, поскольку именно в реальной сфере создаются материальные блага, а задача финансовой сферы состоит в обеспечении финансовыми средствами процессов реального товарообмена. При этом массовые финансовые спекуляции в отрыве от операционной деятельности являются источником кризисов.

Уровень дохода на инвестированный капитал собственникам должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, возмещать повышенный предпринимательский риск, а также инфляционные потери.

При распределении прибыли необходимо обеспечить достаточный объем финансовых ресурсов на развитие бизнеса, так как капитализация прибыли определяет рост рыночной стоимости компании. Эффективный механизм управления прибылью позволяет в полном объеме реализовать поставленные цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех функций управления.