Файл: Оглавление Введение 1 1 Теоретические вопросы и зарубежная практика использования отходов нефтеперерабатывающих производств для строительства дорог 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
, руб.;
С л iотх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов, руб.;
Мiотх - фактическое размещение i-го отхода, т;
М л iотх - годовой лимит на размещение i-го отхода, т;
I - вид отхода.
П л отх=2 039, 69∙13 427,91=27 388 774 руб.
В таблице 12 приведен расчет платы предприятия за размещение нефтешлама.
Таблица 12 – Расчет платы предприятия за размещение нефтешлама
Экологический ущерб от загрязнения земельных ресурсов Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от деградации почв и земель производится по формуле 3:
У п прд = Нс ∙ S ∙Кэ ∙Кп
(3)
где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;
S - площадь почв и земель, сохраненная от деградации за отчетный период времени в результате проведенных природоохранных мероприятий, га;
Кэ - коэффициент экологический ситуации и экологической значимости территории [28];
Кп - коэффициент для особо охраняемых территорий [28].
У п прд = 206∙4,31∙1∙1,9=1 686,934 тыс. руб.
Образуется 13 427, 91 т/год нефтешлама.
После внедрения технологической системы переработки нефтешлама образуется 6 219,6 т/год товарного битума. Примем стоимость 1 тонны полученного битума 13-19 тыс. руб. Расчет экономических результатов разрабатываемого мероприятия 54 осуществляется путем сравнения вариантов до и после проведения мероприятия и представлен в таблице 13.
Таблица 13 – Эколого - экономическая эффективность от реализации технологии
Таким образом, выручка в год составит 64 218 292 рублей, однако необходимо учесть, что в первый год в расходы также будут включены затраты на приобретение и установку оборудования. А в последующие годы потребуется только расход на техническое обслуживание оборудования. С учетом этого, технология является прибыльной и экологичной, так как сокращает объемы накопления такого отхода как нефтешлам, позволяя получить продукты от его переработки и выгодно применить или продать.
В заключении стоит сделать вывод о том, что нефтешламы по своему составу особенно похожи на бутумы, в связи с чем их использование в строительстве дорог является весьма рациональным и перспективным способом для их утилизации. Такое использование нефтешламов позволит не только утилизировать экологически вредные и пожароопасные вещества, но и позволят получать дорожно-строительные материалы с низкой себестоимостью.
Тем самым в зависимости от состава и свойств нефтешламов их стоит применять в дорожном строительстве по следующим направлениям:
- в процессе производства асфальтобетонных смесей нефтешламы можно использовать в качестве поверхностно активных веществ с целью улучшения сцепления с поверхностью зерен минерального материала (песка, щебня/гравия).
- использование водосодержащих нефтешламов при производстве асфальтобетонных смесей. При этом получаются асфальтобетонные смеси с улучшенными физико-механическими характеристиками на основе компаундирования водосодержащих нефтешламов и анилиновой смолы с битумом в процессе вспенивания-вяжущего.
- в качестве вяжущего для укрепления грунтов.
- в качестве вяжущего для получения органоминеральных смесей Нефтешламы, содержащие в своем составе значительное количество асфальтенов и смол возможно применять для получения органоминеральных смесей.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что применение нефтешламов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог является эффективным направлением их вторичного использования, и позволяет:
1. Улучшить качество асфальтобетонных смесей за счет повышения механической прочности, водоустойчивости, морозостойкости, снижения водопоглощения, набухания;
2. Увеличить объемы использования местных грунтов в конструкциях автомобильных дорог и снизить себестоимость дорожных одежд;
3. Снизить экологическую нагрузку в регионах.
1. Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы), систематизированные по видам экономической деятельности за год [Электронный ресурс]. URL: http://38.rpn.gov.ru/opendata (22.08.2018).
2. Безрук В.М., Линцер А.В., Юрченко В.А., Илясов В.Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1975. 72 с.
3. Руденская И.М., Руденский А.В. Органические вяжущие для дорожного строительства. М.: Транспорт, 1994. 255 с.
4. Нефтешламы – общее описание проблемы [Элетронный ресурс]. URL: http://www.mpoltd.ru/ poleznoe/282-nefteshlamy-obshchee.html (22.08.2018).
5. Турсумуратов М.Т., Бекбулатов Ш.Х. Использование шламов в дорожном строительстве // Вестник НИА РК. 2010. № 1. С. 108–115.
6. А.с. №1470829 Композиция для устройства дорожных оснований. Е 01 С 7/36, Е 02 О 3/12.
7. А.с. №607870. Грунтобетонная смесь / Н.С. Колбас, А.И. Баранов, Т.С. Русинова, М.А. Ковалева. Е 01 С 7/36 С 08 Ь 95/00.
8. Баранов Д.С. Переработка нефтяных шламов битуминизированных песков // Автомобильные дороги. 1992. № 5-6. С. 18–19.
9. Юшков Б.С., Минзуренко А.А. О применении отходов нефтяной отрасли в дорожном строительстве // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2010. № 6. С. 41–45.
10. Шабуров С.С., Уласович Р.П. Органоминеральные смеси в основаниях и покрытиях автомобильных дорог в суровых климатических условиях // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 2 (13). С. 112–118.
11. Бурмистров Д.В., Скрыпников А.В., Козлов В.Г., Кондрашова Е.В., Логачев В.Н. Возможность применения нефтеполимерных вяжущих в конструктивных слоях дорожной одежды автомобильных дорог // Системы. Методы. Технологии. 2016. № 3 (31). С. 147–154.
С л iотх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов, руб.;
Мiотх - фактическое размещение i-го отхода, т;
М л iотх - годовой лимит на размещение i-го отхода, т;
I - вид отхода.
П л отх=2 039, 69∙13 427,91=27 388 774 руб.
В таблице 12 приведен расчет платы предприятия за размещение нефтешлама.
Таблица 12 – Расчет платы предприятия за размещение нефтешлама
Вид отхода | Остаток на конец года, т | Лимит размещения отходов, т | Плата за размещение отходов в пределах лимитов, руб. | Сверхл. размещения отходов, т. | Плата за сверлимитное размещение отходов, руб. | Общая плата за размещение отходов, руб. |
нефтешлам | 13427,91 | 15000 | 497 | | | 27388,774 |
Экологический ущерб от загрязнения земельных ресурсов Оценка величины предотвращенного в результате природоохранной деятельности ущерба от деградации почв и земель производится по формуле 3:
У п прд = Нс ∙ S ∙Кэ ∙Кп
(3)
где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;
S - площадь почв и земель, сохраненная от деградации за отчетный период времени в результате проведенных природоохранных мероприятий, га;
Кэ - коэффициент экологический ситуации и экологической значимости территории [28];
Кп - коэффициент для особо охраняемых территорий [28].
У п прд = 206∙4,31∙1∙1,9=1 686,934 тыс. руб.
Образуется 13 427, 91 т/год нефтешлама.
После внедрения технологической системы переработки нефтешлама образуется 6 219,6 т/год товарного битума. Примем стоимость 1 тонны полученного битума 13-19 тыс. руб. Расчет экономических результатов разрабатываемого мероприятия 54 осуществляется путем сравнения вариантов до и после проведения мероприятия и представлен в таблице 13.
Таблица 13 – Эколого - экономическая эффективность от реализации технологии
Наименование | Экономический результат, руб. /год |
Выручка от реализации полученного битума | 93 294 000 |
Расходы за размещение нефтешлама | 27 388 774 |
Расходы за экологический ущерб земельных территорий | 1 686 934 |
Итого доход от реализации: | 64 218 292 |
Таким образом, выручка в год составит 64 218 292 рублей, однако необходимо учесть, что в первый год в расходы также будут включены затраты на приобретение и установку оборудования. А в последующие годы потребуется только расход на техническое обслуживание оборудования. С учетом этого, технология является прибыльной и экологичной, так как сокращает объемы накопления такого отхода как нефтешлам, позволяя получить продукты от его переработки и выгодно применить или продать.
Заключение
В заключении стоит сделать вывод о том, что нефтешламы по своему составу особенно похожи на бутумы, в связи с чем их использование в строительстве дорог является весьма рациональным и перспективным способом для их утилизации. Такое использование нефтешламов позволит не только утилизировать экологически вредные и пожароопасные вещества, но и позволят получать дорожно-строительные материалы с низкой себестоимостью.
Тем самым в зависимости от состава и свойств нефтешламов их стоит применять в дорожном строительстве по следующим направлениям:
- в процессе производства асфальтобетонных смесей нефтешламы можно использовать в качестве поверхностно активных веществ с целью улучшения сцепления с поверхностью зерен минерального материала (песка, щебня/гравия).
- использование водосодержащих нефтешламов при производстве асфальтобетонных смесей. При этом получаются асфальтобетонные смеси с улучшенными физико-механическими характеристиками на основе компаундирования водосодержащих нефтешламов и анилиновой смолы с битумом в процессе вспенивания-вяжущего.
- в качестве вяжущего для укрепления грунтов.
- в качестве вяжущего для получения органоминеральных смесей Нефтешламы, содержащие в своем составе значительное количество асфальтенов и смол возможно применять для получения органоминеральных смесей.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что применение нефтешламов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог является эффективным направлением их вторичного использования, и позволяет:
1. Улучшить качество асфальтобетонных смесей за счет повышения механической прочности, водоустойчивости, морозостойкости, снижения водопоглощения, набухания;
2. Увеличить объемы использования местных грунтов в конструкциях автомобильных дорог и снизить себестоимость дорожных одежд;
3. Снизить экологическую нагрузку в регионах.
Список использованной литературы
1. Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы), систематизированные по видам экономической деятельности за год [Электронный ресурс]. URL: http://38.rpn.gov.ru/opendata (22.08.2018).
2. Безрук В.М., Линцер А.В., Юрченко В.А., Илясов В.Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1975. 72 с.
3. Руденская И.М., Руденский А.В. Органические вяжущие для дорожного строительства. М.: Транспорт, 1994. 255 с.
4. Нефтешламы – общее описание проблемы [Элетронный ресурс]. URL: http://www.mpoltd.ru/ poleznoe/282-nefteshlamy-obshchee.html (22.08.2018).
5. Турсумуратов М.Т., Бекбулатов Ш.Х. Использование шламов в дорожном строительстве // Вестник НИА РК. 2010. № 1. С. 108–115.
6. А.с. №1470829 Композиция для устройства дорожных оснований. Е 01 С 7/36, Е 02 О 3/12.
7. А.с. №607870. Грунтобетонная смесь / Н.С. Колбас, А.И. Баранов, Т.С. Русинова, М.А. Ковалева. Е 01 С 7/36 С 08 Ь 95/00.
8. Баранов Д.С. Переработка нефтяных шламов битуминизированных песков // Автомобильные дороги. 1992. № 5-6. С. 18–19.
9. Юшков Б.С., Минзуренко А.А. О применении отходов нефтяной отрасли в дорожном строительстве // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2010. № 6. С. 41–45.
10. Шабуров С.С., Уласович Р.П. Органоминеральные смеси в основаниях и покрытиях автомобильных дорог в суровых климатических условиях // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 2 (13). С. 112–118.
11. Бурмистров Д.В., Скрыпников А.В., Козлов В.Г., Кондрашова Е.В., Логачев В.Н. Возможность применения нефтеполимерных вяжущих в конструктивных слоях дорожной одежды автомобильных дорог // Системы. Методы. Технологии. 2016. № 3 (31). С. 147–154.