Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия ( ОАО «Севкавдорстрой»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. 2. Требование к планированию.
Глава 2. Анализ планирования деятельности на примере предприятия ООО «Севкавдорстрой».
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Строй-Проект»
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Строй-Проект»
Введение.
В последнее время государство осуществляло макроэкономические реформы, что привело к повышению активности всех субъектов экономики. Изменения в политике цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т.п. на первый план выдвинули проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых стало невозможно без гибкого развития предприятия. Ввиду того что, рынок ориентирует каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобрело на предприятиях новые функции. Сейчас оно призвано, не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Сбалансированный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, новую стратегию совершенствования производства, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. Уже сейчас невозможно представить эффективное управление предприятием без правильного планирования его деятельности и контроля выполнения планов.
Плюс ко всему прочему план также, является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.
Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, так как базируется на неполной информации. Глобальная цель развития определяется в процессе планирования, а все частные решения служат условием для достижения поставленной цели
На сегодняшний день для того что бы создать рентабельное конкурентоспособное предприятие необходимо знать структуру формирования, организации экономической деятельности, основные принципы финансовой деятельности предприятия, направления, рынок деятельности предприятия. Данными факторами как раз и обуславливается актуальность данной темы в современном мире
Цель курсовой работы: изучить теоретически основы планирования, провести анализ планирования деятельности на примере предприятия ОАО «Строй-Проект»
Задачами исследований становятся:
- Рассмотреть теоретические аспекты планирования в работе ОАО «Строй-Проект»
- Изучение системы действующего планирования на предприятии ОАО «Строй-Проект»
Всё это и предопределило структуру работы, которая состоит из 2х основных разделов. В теоретической части изложены главная сущность, требования, принципы планирования, а так же виды и основные аспекты современной системы планирования, В общих чертах в планирование деятельности предприятия входят: выявления перспектив развития внешнего окружения, формулирование целей и вероятных стратегий, установление первостепенных задач и определение курсов действий для их достижения. Во второй – практической части исследуются фактические показатели, используемые при составлении планов, рассмотрены особенности планирования деятельности предприятия ОАО «Строй-Проект»
Для реализации этих задач в работе использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, метод анализа, статистический
Глава 1.Теоретическая часть.
1.1. Сущность планирования.
Устойчивость и успех любого предприятия или хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики может обеспечить только эффективное планирование экономической деятельности. Планирование присутствует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов для того что бы повысить конкурентоспособность хозяйственного субъекта.
В условиях рыночной экономики сущность планирования заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности. Для осуществления этих целей необходим выбор наилучших способов их осуществления. Это происходит на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объёмов и сроков выпуска товаров. На данном этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей что бы был соответствующий результат.
План деятельности предприятия определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный нужен для того что бы найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:
1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
3. Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?
4. Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?
5. Каковы главные приоритеты руководства предприятия?
6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
7. Какова структура акционерного капитала?
8. Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?
9. Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?
Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы помогают выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию. Тесно связаны между собой планирование и управление экономической деятельностью, такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов. Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу» (рис.1.1).
Рис. 1.1. Линейно-функциональная структура управления предприятием
В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия. На крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся между многими исполнителями на определенные функции, этапы и сроки.
1. Центральный плановый отдел формирует цели . Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.
2. Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.
3. Производственные подразделения выдвигают свои показатели. Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
4. Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели. К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.
5. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие. Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.
6. Производственные отделы составляют планы на два года. Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.
7. Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства. Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.
8. Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.
9. Производственные подразделения представляют сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.
10. Высшее руководство принимает решение о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.
11. Все службы составляют свои планы и бюджеты , которые включаются в общий план и получают необходимые финансовые средства.
В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов.
Главным в планировании является разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
- цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;
- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
- этапы и сроки выполнения работ;
- исполнители плана по срокам и видам работ;
- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.
В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения [5].