Файл: Понятие основные признаки правовой нормы (Понятие и виды правовых норм).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Юридическим содержанием любой отрасли права, в том числе и гражданского права, выступает совокупность правовых норм, то есть правил поведения, установленных или признанных и поддерживаемых государством.
Актуальность исследования правовых норм связана с тем, что характерная черта права – тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, неразрывное единство последних. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д.
Право как особая система норм возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям производства и обмена.
В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников[1].
Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом.
Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев – так называемых мононорм, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Объектом исследования является правовые нормы.
Предметом – особенности понятия и основных признаков правовой нормы.
Целью исследование является изучения структуры и видов норм права.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:
- Определить понятие и признаки правовых норм.
- Изучить виды правовых норм.
- Выявить особенности реализации норм права.
- Проанализировать особенности толкования норм права как средства правореализации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
§1. Понятие и признаки правовых норм
Право относится к числу наиболее сложных, многоплановых явлений общественной жизни, поэтому анализировать его можно с различных точек зрения, выделяя те или иные основные признаки. Как следствие этого существует множество различных пониманий сущности права и соответствующих им определений.
На современном этапе развития отечественной правовой науки все существующие теории, при всем их многообразии, характеризуют собой два основных подхода к пониманию права - нормативный и широкий. Если право рассматривается как система норм, обеспечиваемых государством, то такое правопонимание называется нормативным. Если же вместе с нормами в определение права включаются правоотношения, правосознание и т.д., то речь уже будет идти о широкой трактовке права.
Представители современного нормативного право-понимания рассматривают право как «систему общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений»[2], т.е. право - система юридических норм.
Системность одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно. Объективность означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой частью социальной сферы. Говоря о праве как о системе норм, необходимо иметь в виду, что любую систему образуют две составляющие: структура (основа, набор необходимых элементов) и факторы, которые позволяют быть в единстве, целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности, быть динамичным образованием. Поэтому право как система юридических норм (которыми могут быть только нормы - правила поведения) предполагает изучение не только самих юридических норм, структурных составляющих системы, таких как отрасль права, институт и подотрасль права, предмета и метода правового регулирования, но и комплекс связующих эти нормы правовых элементов и явлений, которые преобразовывают совокупность юридических норм в систему. К таким элементам относятся правовые начала, дефиниции, правовые принципы, задачи, цели и общие нормы права, которые не дают системе права превратиться в застывшую совокупность норм права. С учетом современного развития правовой науки нельзя согласиться с распространенным мнением, что нормами права, помимо правил поведения, являются правовые принципы, начала, основы, дефиниции, установления, задачи и иные «нестандартные» нормы права. Необходимо воспринимать данные «нестандартные» нормы права правовыми явлениями иного уровня, нежели нормы права - правила поведения, системными связующими элементами норм права. Без этих системных связующих элементов невозможно формирование и функционирование системы юридических норм[3].
Право проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль. Системность права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы. Системность юридических норм необходимо учитывать и в правотворческом и в правоприменительном процессах. В правотворческом процессе учет свойств права ведет к требованию принимать нормативно-правовые акты в системе, которые регулировали бы общественные отношения всесторонне и наиболее эффективно. При принятии нормативно-правового акта необходимо прослеживать его взаимодействия со всеми нормативно-правовыми актами, вносить соответствующие изменения, или, напротив, установив противоречие с другими нормативно-правовыми актами, признать, что принятие нового нормативного акта невозможно или нецелесообразно. Также в правотворческом процессе учет системности права приводит к пониманию недопустимости произвольных решений. Если эти решения противоречат системе права, эффективность таких экономических либо социальных решений будет ничтожна или даже, наоборот, окажется социально вредной. Достаточно будет вспомнить то количество льгот, предоставляемых гражданам, но на практике не применимых в виду отсутствия экономической составляющей[4].
Изучение права как системы юридических норм предполагает изучение не только отраслей права, институтов, подотраслей права, но и комплекса связующих эти нормы правовых элементов и явлений, таких как правовые начала, правовые принципы, правовые дефиниции, которые связывают и организовывают в систему действующие нормы права, позволяющие «не размывать» понимание, смысл и сущность системы права.
Системный подход к исследованию права является критерием определения соответствия конкретной нормы либо совокупности норм самой системе права[5].
Система юридических норм в действии есть гарантия взаимосвязи его элементов, когда от отдельного звена зависит эффективность всей цепи, применение одних норм обуславливает применение других, способствуя применению третьих; нарушение одних норм, соответственно, - основание для применения других и т.д. Система юридических норм проявляется в последовательном, параллельном, неразрывном либо взаимоисключающем применении различных правовых норм, в каждой конкретной их взаимосвязи. Например, анализируя правовой конфликт, судья не может опираться лишь на свое внутреннее правовосприятие, а, напротив, обязан исследовать норму права, подлежащую применению с точки зрения ее места в системе права. Правоприменительная практика, в частности судебная практика, достаточно убедительно свидетельствуют в пользу данного утверждения.
Итак, в отечественной теории государства и права под правовыми нормами обычно понимают установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им правила поведения, которые носят общеобязательный характер и направленные на регулирование общественных отношений[6].
Исходя из данного определения, представляется возможным выделить следующие признаки правовых норм. Во-первых, это правила поведения, т. е. правила, определяющие поведение людей, их коллективов, организаций в той или иной жизненной ситуации. Во-вторых, это правила поведения общего характера. Общий характер этих правил состоит в том, что они адресуются каждому и рассчитаны на неопределенное множество типичных жизненных ситуаций. В-третьих, это общеобязательные правила поведения. В-четвертых, это правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. В-пятых, это правила поведения, которые охраняются государством, обеспечиваются его принудительной силой. В-шестых, это правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений. В этом состоит назначение правовых норм. Государство устанавливает или санкционирует данные нормы для того, чтобы урегулировать определенные общественные отношения.
§ 2. Виды правовых норм
Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классификации. Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.
Одна из наиболее важных классификаций – разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их зашиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, — так называемые нетипичные нормы права).
Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правив поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими[7].
Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п.
Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Часть 1 ст. 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей». Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п.
«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). «Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимое обороны, если при этом не были превышены ее пределы» (ст. 1066 ГК РФ). «Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка» (ст. 17 СК РФ).
Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п. «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещении убытков (ч. 2 ст. 405 ГК РФ)[8].
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА
§ 1. Особенности реализации норм права
Осуществляя управление обществом, государство издает нормы права. Но после правотворческой деятельности в правовом регулировании общественных отношений акцент переносится на реализацию права.
«Реализация права, – отмечает С.С. Алексеев, – это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов»[9]. «Реализация права, – считает А. Б. Венгеров, – это социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, форма практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей»[10]. «Реализация права, – утверждает В.В. Лазарев, – представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей»[11]. «Под реализацией права, – по мнению Ф.А. Григорьева и А. Д. Черкасова, – понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан)»[12]. В данных формулировках отражено общее понимание вопроса, касающегося реализации права и норм права, и в то же время обращено внимание на некоторые характерные особенности этого правового явления.