Файл: Инновационая деятельность организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность инноваций как инструмента модернизации в развитии рыночной экономики

Прежде всего, определимся с понятием «инновационная деятельность». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон № 127-ФЗ) инновационная деятельность - это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [2]. Данный термин был включен в Закон № 127-ФЗ в 2014 г. Анализ понятия «инновационная деятельность» позволяет заключить, что результатами такой деятельности являются инновационные проекты и инновационная инфраструктура. Указанные понятия закреплены в том же Законе. Так, инновационный проект - это комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. Инновационная инфраструктура - это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Примечательно, что анализ понятия «инновационный проект» отсылает нас к еще одному термину - «инновации», под которыми в Законе № 127-ФЗ понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Исходя из формального толкования перечисленных выше понятий Законом № 127-ФЗ [2] должна охраняться инновационная деятельность, связанная:

с реализацией:

  • новых или значительно улучшенных продуктов (товар, услуга) или процессов;
  • новых методов продаж;
  • новых организационных методов в деловой практике, организацией рабочих мест или во внешних связях;

с созданием:

  • инновационной инфраструктуры и обеспечением ее деятельности.

Здесь можно увидеть несогласованность таких связанных друг с другом законодателем понятий, как «инновационная деятельность», «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура». Непонятно, в связи с чем законодатель к инновационной деятельности относит деятельность, связанную с реализацией, а не созданием или трансформацией новых, или значительно улучшенных продуктов (товаров, услуг) или процессов. Почему к инновационной деятельности не может относиться деятельность, связанная с созданием и разработкой, например, новых видов вооружения или лекарственных препаратов? Данная ситуация, возможно, стала следствием того, что в Законе № 127-ФЗ не закреплено понятие «инновационный продукт», а говорится лишь об «инновационном проекте» как одном из результатов инновационной деятельности. Как правило, под инновационным продуктом понимается результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата. Видимо, отсюда и вытекает определение инновационной деятельности как вида деятельности, который направлен прежде всего на реализацию нового товара или услуги. Однако с таким пониманием сложно согласиться. Представляется, что, во-первых, под инновационным продуктом следует понимать результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), не только получивший практическую реализацию в виде нового, например, товара, но и созданный, готовый к реализации товар. Сюда можно отнести новый вид лекарства или вооружения, способы влияния на сознание людей (к примеру, избирательные электронные технологии). Для практической реализации таких товаров необходимы длительные испытания, отдельные же из них вообще никогда не будут использованы, но от этого они не перестают быть результатами инновационной деятельности. Во-вторых, инновационную деятельность целесообразно связывать не только с процессами реализации новых товаров или услуг, но и с процессами создания, трансформации новшеств.

Таким образом, понятие инновационной деятельности должно включать в себя все этапы работы по созданию и практической реализации инновационного продукта. И в-третьих, в определении инновационной деятельности должно найти отражение то, что это интеллектуальная деятельность.


1.2. Этапы реализации инновационных проектов и специфика их финансирования

Реализация инновационного проекта предполагает выполнение целого ряда требований и условий, связанных с вхождением нового игрока с технологически новой продукцией на рынок аналогичных и (или) сопоставимых товаров. В числе этих требований: технический аудит действующего предприятия, адаптация новой продукции к требованиям государственных надзорных структур, инструктаж и обучение потребителей возможностям и технологиям использования новой продукции с учетом ее специфики, меры по противодействию конкурентам и др. Исходя из этого, адекватная финансовая поддержка инновационного проекта на более поздних стадиях его реализации, включая фазы внедрения и коммерциализации инноваций, расширения и роста, не менее важна, чем на ранних этапах развития проекта. В связи с этим необходимо оптимизировать условия прохождения проектом внедренческого периода и полноценного выхода на рынок инновационного активного предприятия: как ориентированного преимущественно на внутреннее потребление инновационной продукции, так и занимающегося внешнеэкономической деятельностью.

Основная идея механизма активного инновационного развития - опора на собственный потенциал, целенаправленная работа по раскрытию внутренних резервов предприятия, в первую очередь, его персонала, - реализует активное организационное развитие предприятия, позволяет успешно сочетать функциональную и инновационную деятельность и обеспечивает конкурентоспособные позиции на рынке. MAИP представляет собой совокупность организационно и процедурно оформленных средств и методов, обеспечивающих реализацию инновационной деятельности в процессе активного развития предприятия, его основу составляет процедура осуществления нововведений, включающая четыре основных этапа:

  • определение потребности и возможности изменений, анализ условий, влияющих на активность персонала (диагностика проблем организации);
  • генерация идеи (или предварительный выбор);
  • разработка нововведения;
  • внедрение, которое можно разделить на две части: освоение нововведения (осуществление необходимых изменений) и рутинизация нововведения (реализация нововведения в стабильном процессе функционирования организации).

Первый этап процедуры обычно выполняется непосредственно руководителями предприятия или специально созданным в рамках МАИР центром обеспечения активного инновационного развития. Потребность в нововведениях определяется на основе диагностики или инициативных предложений. Последующие этапы процедуры инновационного процесса выполняются двумя способами: традиционным (включение этих работ в качестве заданий в планы подразделений и служб предприятия) или путем создания временных групп. Они могут быть смешанными: в их состав включаются как работники предприятия, так и внештатные специалисты. Сеть временных групп является параллельной структурой, которая создается в зоне развития и позволяет осуществлять разработку инновационных проектов, не меняя привычной, линейно-функциональной структуры управления предприятием. Совместное функционирование структурных подразделений предприятия и временных групп, усиливающих и дополняющих основную структуру, повышает гибкость предприятия. Создается возможность быстро реагировать на запросы внешней и внутренней организационной среды.


Необходимо отметить, что деятельность временных групп – не самоцель; они создаются как средство обслуживания деятельности предприятия не только в зоне функционирования, но и в зоне инновационного развития. На каждом конкретном предприятии возможны различные варианты встраивания временных групп в действующую организационную структуру (в зависимости от времени их деятельности, масштаба решаемых проблем, состава и квалификационного уровня членов группы). Помимо использования проектных (параллельных) и матричных структур возможен также и вариант дополняющейвкрапление в традиционную для предприятия организационную структуру института консультантов, как внешних, работающих на временной основе, так и внутренних, входящих в постоянный штат организации. В сочетании с постоянным обучением и развитием персонала такой вариант построения организационной структуры на предприятии является особой формой активного инновационного развития.

По организационно-структурному признаку активное инновационное развитие реализуется через:

  • органическое сочетание структур, ориентированных как на функционирование, так и на инновационное развитие (взаимовыгодное «мирное сосуществование»). Например, инжиниринговые центры, включающие проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные подразделения на предприятии;
  • «вкрапление» системы инновационного развития в систему функционирования. Например: проведение «круглых столов», организация временных целевых групп, предметом которых являются изменения в деятельности организации. Участие в таких формах работы принимают сотрудники разных подразделений, служб и уровней управления;
  • две параллельные подсистемы - активного инновационного развития и функционирования, которые могут взаимодействовать в рамках общей системы хозяйственной деятельности предприятия. Инновационная деятельность в такой системе реализуется как временными (проектными) группами, так и традиционными структурными подразделениями. В состав временных групп включаются работники предприятия и, при необходимости, привлеченные специалисты.

По временной характеристике можно выделить следующие виды инновационного развития организации:

  • непрерывное развитие, осуществляемое в одном режиме с функционированием, в том случае, когда стратегия фирмы строится на основе взаимоувязанных инновационных политик (маркетинговой, технической, организационно- управленческой, финансовой, кадровой и других);
  • пульсирующее развитие с определенной частотой, когда источниками изменений являются: обсуждение управленческой командой проблем и возможностей инновационного развития на совещаниях, проведение регулярных семинаров с участием всех сотрудников фирмы, систематическое «подключение» внешних консультантов, регулярное обновление информации, связанной с перспективными направлениями инновационного развития организации;
  • периодическое инновационное развитие, осуществляемое посредством регулярного обучения персонала, командировок по обмену опытом;
  • случайное развитие, происходящее как реакция на большие отклонения в деятельности организации и на значительные изменения во внешней среде.

В зависимости от ситуации отношение к изменениям может быть различным: в благополучный период жизнедеятельности организации чаще всего их воспринимают как угрозу, а в тяжелый - как шанс выхода из кризиса, и именно в это время появляются дополнительные преимущества для осуществления принципиальных изменений на предприятии.

Носителем изменений в организации является группа, возглавляемая лидером, мотивированная на осуществление изменений со стороны управленческой команды при передаче «сверху вниз» полномочий и ответственности и заинтересованная в результатах изменений. Конкретные задачи определяются на основе стратегии организации и ориентации на внешнего клиента. Программа внутриорганизационных изменений для решения задач, ранее не свойственных данной организации, строится с учетом внешней информации на основе новых знаний, полученных в процессе обучения и работы с внешними организациями, консультантами и экспертами. В процессе разработки инновационной программы необходимо активизировать и использовать творческий потенциал всего персонала организации, ее специалистов и менеджеров. Подготовленные таким образом изменения позволяют преодолеть возможное сопротивление и обеспечить инновационное развитие организации.

Существуют различные формы организации инновационной деятельности на предприятиях. Каждое конкретное предприятие выбирает и оценивает, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным для него:

  • увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями по реализации инновационных задач. Такие формы организации инновационной деятельности возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и их исследовательский, профессиональный и творческий потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям;
  • создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы;
  • приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для реализации инновационных работ и разработки соответствующих рекомендаций;
  • создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских коллективов в системе управления, позволяющих совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований по инновационным направлениям и обеспечением их необходимого качества.