Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
Введение
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление, как таковое, является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.
Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Руководитель – это руководитель, хотя организации, сферы и ответственность могут различаться. Аспекты управленческой деятельности, которые являются общими для всех руководителей во всех организациях, менее очевидны, чем различия в их работе.
Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. В зависимости от уровня управления принимается соответствующее управленческое решение.
Для того чтобы выполнить каждую функцию управления, приходится решать целый ряд проблем и принимать множество решений, в результате которых объект приводится в желаемое состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие решений для реализации целей организации. Поэтому процесс управления также можно определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и выполнением управленческих решений.
Актуальность темы обусловлено тем, что выработка и принятие решений – это всегда важный процесс в управлении, в деятельности руководителя любого уровня любой организации, который включает выработку и постановку цели, изучение проблем в организации, выбор критериев эффективности, выбор оптимально решения той или иной задачи. Без этого не возможно эффективное управление организацией.
Объектом курсовой работы являются принятие решения как процесс управления.
Предметом исследования является методы, требования, условия необходимые для принятия управленческого решения, направленные на осуществления руководителем своих полномочий.
Цель исследования - изучить процесс принятия управленческого решения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие управленческое решение, принятие решения;
- определить модели и методы принятия решений;
- изучить процесс и условия принятия управленческого решения;
- рассмотреть показатели развития организации ООО «ППФ Страхование жизни».
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемых источников.
Глава 1. Основные понятия теории принятия решений
1.1 Сущность принятий управленческих решений
Один из наиболее эффективных интеллектуальных инструментов менеджера – это теория принятия решений.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Если коммуникации — своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений — это «цент», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта. [3, С. 391]
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Существует определенный подход к управлению – его рассматривают как процесс. Он рассматривает деятельность, которая направлена на достижение целей организации, не как единовременное, а как ряд непрерывных, взаимосвязанных действий – функций управления. Основные функции управления любой организацией это: подбор персонала, планирование, организация, распорядительство, мотивация, коммуникация, представительство, ведение переговоров, принятие решений, руководство, координация, контроль, оценка. [6, С. 17]
Процессом управления называется последовательное выполнение основных функций управления. Он предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их протяженность во времени и в пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом.
Управленческие процесс достаточно сложен, на него нужно время, материальные ресурсы и другие. Для того чтобы привести объект в желаемое состояние, необходимо выполнить определенные управленческие функции, которые в свою очередь предусматривают решение проблем, задач. В целом, все управленческие действия взаимосвязаны и направлены на решение и реализацию цели организации. Исходя из этого, о процессе управления можно сказать, как о совокупности циклических действий, связанные с выявлением проблем, разработкой, принятием и выполнением управленческих решений. [13, С. 11]
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
- выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
- конкретизацию решения для его исполнителей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. В отдельной организации вполне естественным является принятие решений руководством этой организации, в то время как остальные работники могут либо согласиться с принятыми решениями, либо уйти из организации, либо попытаться бороться (объявить забастовку, обратиться в суд). [2, C. 156]
При выполнении различных функций менеджмента возникает необходимость принимать решения. Например, процесс планирования должен завершиться решением об утверждении плана. А процесс контроля - решением о порядке ликвидации отклонений или о корректировке плана.
Каждое решение направлено на достижение одной или нескольких целей.
Принятие решений в организации характеризуется как:
• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
• процесс взаимодействия членов организации;
• выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
• часть общего процесса управления;
• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
• важно для выполнения всех других функций управления.
Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Указанные виды управленческих решений можно представить схематически (рис. 1). Решения принимаются в зависимости от возникающих проблем в организации.
- создание соответствующей среды
- важно принятие решения к определенному моменту
- вовлечение всех уровней управления
- имеет дело с неопределенностью
- решение носит групповой характер. Управление групповым процессом
- управление творчеством и новаторством
- выполнение решений
- наличие индивидуального умения
- важен процесс принятия решения как такового
- классификация решений
- имеет дело с ошибками в решении
- решение определяется используемым индивидуальным стилем
- создание выбора альтернатив
- взятие риска на себя
Решения на уровне организации
Решения на уровне индивида
Проблемы в организации
Рисунок 1. Два уровня принятия решения в организации
Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:
а) функциональная направленность: организационные, планирующие, прогнозирующие, информирующие, контролирующие;
б) форма организации: индивидуальные, групповые, коллективные, корпоративные;
в) в зависимости от причин: ситуационные, инициативные, сезонные, программные;
г) по времени действия: оперативные, тактические, стратегические;
д) по прогнозируемым результатам: определенный результат, вероятностный, неопределенный исход;
е) в зависимости от характера разработки и реализации: осторожные, импульсивные, уравновешенные, рисковые;
ж) с учетом используемых ресурсов: с ограниченными и без ограничений;
з) по способу фиксации: виртуальные, устные, письменные;
и) в зависимости от методов разработки: эвристические, математические, графические;
к) в зависимости от направления воздействия: внешние, внутренние. [14, С. 55 - 56]
Также различают управленческие решения с точки зрения применяемых ресурсов: финансовые, кадровые, решения в материально-технической сфере, решения распределения времени, при работе с информацией и т.п.
Использование полномочий к власти подразделяет управленческие решения на:
- волевые, подкрепленные полномочиями и властью, т.е. такие решения, которые формально принимает руководитель в своей сфере;
- волевые, не подкрепленные полномочиями и властью, т.е. решения, которые принимаются руководством вне сферы своих полномочий, или деятельность неформального лидера.
Кроме того управленческие решения могут различаться в зависимости от вариантов возможных действий. При таком делении различают четыре группы:
- стандартные;
- бинарные;
- многовариантные;
- инновационные. [9, С. 127]
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуаций (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижений) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач. Эта система предусматривает следующее: проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических; доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:
а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода;
в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются немедленно проектным группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям - производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также как и последующий контроль за их выполнением.
Существуют уровни управления организацией: высший, средний и низовой. В зависимости от указанных уровней руководителями принимаются решения, входящие в сферу их полномочий. Так, менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать следующие главные проблемы функционирования и развития организации:
• определение миссии и общей цели развития организации;