Файл: Земельное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 751

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормативные правовые акты образуют иерархическую систему (своего рода пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от компетенции и места органа, принимающего акт:

- международные договоры;

- Конституция РФ и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;

- федеральные законы, законы РФ;

- Указы Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;

- нормативно-правовые акты субъектов РФ;

- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Иными словами, основную группу источников земельного права формирует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, непосредственно принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Рассмотрим уровни иерархии земельно-правовых нормативных актов более подробно:

  1. Международно-правовые договоры, непосредственно подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, которые содержат земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ). Применение норм международного договора для правового урегулирования имеет важнейшее значение, так как в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.

Применение международных договоров Российской Федерации: если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены другие правила, нежели те, которые предусмотрены ЗК РФ, применяются правила международного договора; общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации; другие правила применения международных договоров в соответствии с Гражданским, Лесным и Водным кодексом.

  1. Конституция Российской Федерации является основным источником абсолютно для всех отраслей права, в том числе и земельного. Конституция РФ ставит землю в особое положение в сравнении с иными объектами правового регулирования, отмечая ее неповторимость и уникальность. В соответствии с п.1 и п.2 ст.9 Конституции РФ земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом.9

Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, установленным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Важнейшую роль для земельного права играют конституционные нормы, гарантирующие государственную защиту свобод и прав гражданина посредством соблюдения, признания и защиты. Так, согласно ст.45 Конституции РФ каждый гражданин обладает
правом защиты своих прав всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таковых способов является право обращения в суд либо арбитражный суд. В Конституции РФ содержатся общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашего государства. Статья 72 Конституции РФ регулирование земельных отношений отнесено к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы пользования, владения и распоряжения землей, недрами, водными и иными природными ресурсами разграничение государственной собственности, в том числе и на землю и иные природные ресурсы; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство, лесное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, о недрах; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

  1. Федеральные законы, регулирующие земельные отношения, занимают важнейшее место в системе источников земельного права. Главным и единственным кодифицированным законом в исследуемой области является Земельный кодекс РФ, принятый 28 сентября 2001 г. и вступивший в силу 30 октября 2001 г. Этот акт введен в действие Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», также играющим немаловажную роль в источниковедческой базе данных.

Принципиальные и исходные положения ЗК РФ развиваются и дополняются рядом иных законов. Среди них Федеральные законы: Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»10, устанавливающий правовые основы проведения землеустройства с целью обеспечения рационального использования земель и их охраны, улучшения ландшафта и создания благоприятной окружающей среды; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения,11 основополагающей задачей которого является создание условий для эффективного функционирования сельского хозяйства страны; Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;12 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»13, связанный с регулированием ведения кадастра, с использованием его сведений, получаемых в результате проведения, в том числе учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и др.



Помимо этого, земельные отношения регулируют не только непосредственно законы, которые имеют земельно-правовой характер. Это могут быть и иные аналогичные источники, основным объектом регулирования которых являются другие отношения. Например, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ.

  1. Указы Президента РФ издаются по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений в период проведения земельной реформы в России, например, Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»14 и др.

  2. Федеральными органами исполнительной власти также издаются различные акты, которые регулируют земельные отношения. К ним относятся постановления Правительства РФ, поскольку согласно п. 2 ст. 2 ЗК РФ этот орган власти в пределах своих полномочий вправе принимать решения, регулирующие земельные отношения.15 Постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах своей компетенции государственными органами не должны противоречить федеральным законам, нормативным Указам Президента РФ, которые не должны, в свою очередь, противоречить конституционным законам.

  3. Акты министерств и других государственных органов федеральной исполнительной власти. Источниками земельного права в отраслевом и межотраслевом масштабе служат нормативные акты государственных комитетов, служб и министерств РФ – нормативные приказы, инструкции и др. Эти акты, по общему правилу, являются обязательными исключительно для учреждений и должностных лиц этого ведомства. Вместе с тем, в тех случаях, когда данное ведомство в силу постановления Правительства РФ или закона получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

  4. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. В соответствии со ст.72 и 76 Конституции РФ, земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.16 Общее управление использованием и охраной земель в субъектах РФ осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов РФ. Например, Республика Карелия приняла Земельный кодекс от 21 ноября 1991 г. за № XII-10/250, действовавший на протяжении 10 лет.

  5. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Определенные земельные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления, которые обладают правом издания нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения в пределах своих полномочий. Такого рода акты могут устанавливать публичные сервитуты; порядок проведения муниципального земельного контроля; предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и т.п.


В целом, важно отметить, что к источникам земельного права, помимо нормативных правовых актов, необходимо относить также правовой обычай, судебный прецедент и нормативный договор.

Таким образом, традиционно под источниками земельного права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, которыми регулируются земельные отношения.

Глава 3. Состав земельного права



Система земельного права, как и любая иная, может быть определена как

Совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных элементов - институтов и состоит из двух частей: Общей и Особенной части.

В Общую часть входят такие институты, как:

1. Право собственности на землю.

2. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), безвозмездное пользование земельными участками, аренда земельных участков.

3 Сделки с землей. Как отмечает, Вакула А.И. земельным рынком охватываются следующие виды гражданско-правовых сделок:

1) Сделки, которые влекут переход права собственности: купля-продажа земельного участка, мена земельных участков, дарение земельного участка, рента земельного участка и пожизненное содержание с иждивением.

2) Сделки по предоставлению в пользование земельного участка: аренда земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.

3) договор доверительного управления земельным участком.

4) залог (ипотека) земельного участка.

5) завещание земельного участка (как сделка одностороннего характера).17

4. Защита прав на землю.

5. Землеустройство, мониторинг земель, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для муниципальных и государственных нужд.

6. Муниципальный земельный контроль, государственные земельный надзор и общественный земельный контроль.

7. Ответственность использования земель.

Действие норм указанных институтов распространяется на все или преобладающую часть регулируемых земельных отношений.

Для Общей части земельного права характерны такие принципы, как:

- учет значения земли как основы деятельности и жизни человека;

- принцип целевого использования земель;

- принцип приоритета интересов народов, которые населяют данную территорию, и защита прав человека;

- принцип равноправного положения всех форм земельной собственности и всех форм хозяйственной эксплуатации угодий;

- принцип рационального использования земель;


- принцип платного использования земель;

- принцип комплексного подхода в использовании земель;

- принцип устойчивости прав на землю;

- принцип плановости в использовании земель;

- принцип подконтрольности государству использования или охраны земель;

- сочетание законных интересов граждан и интересов общества.18

В Особенную часть входят:

1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

2. Правовой режим земель населенных пунктов.

3. Правовой режим земель промышленности и другого специального назначения.

4. Правовой режим земель особо охраняемых объектов и территорий.

5. Правовой режим земель водного, лесного фонда, земель запаса.

Иными словами, в особенную часть земельного права входят институты, которые определяют правовой режим отдельных категорий земель.

Для Особенной части земельного права характерны такие принципы, как:

- земли сельскохозяйственного назначения обладают приоритетом перед иными категориями;

- земли поселений (городов, поселков городского типа – дачные, курортные и рабочие поселки и сельские поселения);

- земли транспорта, промышленности, радиовещания, связи, телевидения, космического обеспечения и информатики, энергетики, обороны и другого назначения;

- земли особо охраняемых объектов и территорий (природно-заповедного, природоохранного, оздоровительного, историко-культурного и рекреационного назначения);

- земли лесного фонда;

- правовой режим земель водного фонда;

- правовой режим земель запаса.19

Некоторые авторы в составе земельного права выделяют специальную часть, в которую входят институты, непосредственно регулирующие земельные отношения в зарубежных странах.

Таким образом, состав земельного права представлен общей и особенной частью. В общую часть входят такие институты, как управление земельным фондом, собственность на землю, ответственность за земельные правонарушения; право пользования землей; институт землеустройства, изъятия и предоставления земель. В особенную часть земельного права входят институты, которые определяют правовой режим отдельных категорий земель. Сюда входят земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и другого специального назначения, земли особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фонда, земли запаса.