Файл: Культуроформирующие и образовательные функции сми в современном обществе 2 1 Понятие и компонента теории культуры сми 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представления в СМИ изображают различные культурные группы в СМИ, а эффекты СМИ - это исследования воздействия СМИ на своих зрителей. Основным принципом социального строительства является отрицание любой абсолютной реальности. Напротив, сторонники этого основания подчеркивают, что все знания культурно и исторически обусловлены. Средства массовой информации, мощная социальная система, сильно влияют на мировосприятие человека. Важно помнить, что даже люди, которые ограничивают свое время перед телевизором, все равно ощущают на себе последствия медийного воздействия.

В. В. Перевалов полагает, что культуроформирующие функции СМИ в основном повторяют содержание основных функций культуры:10

  1. Поддержание единства и целостности человеческой деятельности в двух видах: историческом (диахронном) и структурно-системном (синхрон­ном) — это основная функция культуры.

  2. Человекотворческая функция - формирование определенного адекватного данной общественной системе типа личности.

  3. Функция передачи социального опыта - обмен опытом между поко­лениями, странами и народами.

  4. Гносеологическая функция - познание окружающей среды и самопо­знание.

  5. Регулятивная функция - определение поведения в той или иной си­туации.

  6. Функция освоения и преобразования мира.

  7. Коммуникативная функция.

  8. Функция накопления и хранения информации.

  9. Функция проективной разрядки (снятия эмоциональной напряженно­сти посредством ритуализации деятельности).

Следовательно, теоретически культуроформирующая и образовательная функция СМИ, сводится к пропаганде и распространению в обществе высоких культурных ценностей, приобщению аудитории к образцам общемировой культуры, формированию у нее вкуса. Она фактически являет собой один из институтов культуры, работающий на обогащение внутреннего мира челове­ка.

Именно СМИ, благодаря широкому развитию системы каналов переда­чи информации, делают культуру доступной для самых широких кругов.

Согласно «Кризису в культуре», рыночные СМИ в конечном итоге поставят все культуры под контроль развлекательного бизнеса. Богатырева Т.Г. утверждает, что сфера развлечений является источником самых «внятных, соблазнительных идей».11

Поэтому споры о «холодном, бойком и бессмысленно жестоком» — норма. Некоторые наблюдатели утверждают, что интерес к культуре знаменитостей растет. Люди жалуются, что высококачественные драмы были заменены садоводческими шоу, кулинарными демонстрациями и другими телепрограммами о «образе жизни» и что газеты, которые когда-то печатали иностранные новости, теперь печатают сплетни о знаменитостях и фотографии полураздетых молодых женщин.


Один критик утверждал, что великое искусство и подлинная народная культура были заменены «безвкусными промышленными артефактами» или предметами массового производства, рассчитанными на максимально широкую аудиторию. Они утверждают, что стремительный взлет медиа-индустрии к известности после Второй мировой войны привел к ее возможной консолидации в несколько многонациональных конгломератов. Сенсации и щекотка заменили серьезные репортажи в основных СМИ, которые подпитывают «страхи, предрассудки, поиск козлов отпущения, паранойю и агрессию».

Участие общественности является обычным побочным продуктом исследований в области СМИ, особенно исследований в социальных сетях. Проблема помощи при стихийных бедствиях является хорошей иллюстрацией этого момента. К сожалению, стихийные бедствия, такие как ураганы, наводнения и цунами, создают спрос во многих местах; многие граждане хотят, чтобы их правительство помогало им в снабжении продовольствием, жильем и медицинским обслуживанием. Бывают случаи, когда стихийные бедствия настолько обширны, что у правительств нет ресурсов, чтобы починить все, что было сломано. Люди во всем мире могут внести свой вклад, пожертвовав деньги, благодаря широкому распространению информации о недавних стихийных бедствиях в социальных сетях. Через их веб-сайты вы можете сделать пожертвование таким организациям, как Красный Крест, World Relief, Hands и World Vision. Средства массовой информации активно используются.

Книги, периодические издания, газеты и другие печатные СМИ полезны для распространения информации о стихийных бедствиях. Однако они должны быть более приспособлены для быстрой и массовой доставки этого материала. Кроме того, нет возможности для участия в этих текстовых форматах. Презентация информации средствами массовой информации эффективна благодаря скорости, с которой она может распространяться, и тем стимулам, которые она предлагает своей аудитории для участия.12

Средства массовой информации являются зеркалом общественных ценностей и убеждений. Распространению знаний, образования и сознания по стране способствуют СМИ, и это может способствовать культурной революции. Между культурой и средствами массовой информации существует позитивная и доброжелательная динамика. Средства массовой информации в Малайзии и Сингапуре, например, часто освещают праздники различных общин, а также религиозные обряды и другие обычаи этих общин. Необычным явлением является то, что малайзийцы разного этнического и религиозного происхождения вместе отпраздновали церемонию китайского Нового года Йи Сан. Эта тенденция была популяризирована телевизионными репортажами и сообщениями СМИ о смешении различных общин в Малайзии.



Когда создатели контента преследуют определенную общественную цель, этот интерес меняет сообщение, которое они посылают через СМИ. Производители предоставляют медиаконтент либо для поддержки, либо для опровержения конкретных аргументов. Большинство институтов, включая правительства, бизнес, неправительственные организации и образовательные учреждения, активно влияют на освещение в СМИ, чтобы продвигать свои планы и идеалы. На самом репрессивном, правительственном уровне, это влияние СМИ может представлять собой пропаганду, определяемую как коммуникация, направленная на влияние на целевую аудиторию по идеологическим, политическим или коммерческим причинам. Правда, как правило, искажается, факты тщательно отбираются, а эмоциональные призывы используются в пропаганде, хотя это не всегда так. Карикатуры на противника — обычная составляющая пропаганды военного времени.

Из-за сложного взаимодействия между реальной жизнью и различными формами средств массовой информации представления о современной культуроформирующей и образовательной функциях СМИ неотличимы от реальности. Культура в сгодня эпоху постмодерна распространяется в основном через средства массовой информации. Как и общество в целом, средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование культурных норм и ценностей.

Итак, как установлено, постиндустриальная эпоха создала совершенно иные условия развития человечества. В качестве ярчайших примеров этого, можно наблюдать, как противоположные по своей исторической традиции культуры перешли к взаимодействию и взаимообогащению. Значительная роль в этом процессе принадлежит СМИ.

В идеале, в современных условиях цель функционирования СМИ - формирование с помощью художественной культуры человека новой постиндустриальной цивилизации, способного не просто воспринимать потоки информации, активно навязываемой ему, но и управлять ими для своего духовного развития. А также содействовать созданию все новых и новых произведений культуры, расширению пространства культуры.

Выводы по главе 1

Почитав современных авторов, изучающих различные аспекты культуроформирующей и образовательной функций СМИ, невольно задаешься вопросом, не была ли эта область научных исследований ­вызвана давней, знакомой болезнью, связанной со стремлением к излишней генерации сущностей? Действительно, медиа исследовательский дискурс уже велик несмотря на то, что он еще молод в нашей стране. Существует бесчисленное множество понятий, которые включают себя лексему «медиа», в том числе те, которые претендуют на то, чтобы называться научными дисциплинами: философия медиа, медиаология, медиаисследования, медиапедагогика, медиасоциология, медиаполитология, медиалингвистика, медиапсихология и т.д.


Культура человечества в XXI веке необъяснимым образом переходит в медийную реальность. И все же культура и культура СМИ были и будут связаны друг с другом. Поэтому выделение особой ветви культурологии — медиакультурологии — я считаю процессом дисциплинарного фрагментации, который может превратить исследования культуры СМИ в эмпирические описания без теоретических ориентиров. И растущий хаос в этих исследованиях может в конечном итоге произойти. Более того, культура СМИ, рассматриваемая в отрыве от культурно-теоретического контекста, превращается в культуру массовой коммуникации и массовой информации, и только культурология с ее теоретическим и методологическим аппаратом может поднять исследование культуры СМИ до концептуальных обобщений, результатом которых является идея что под понятием «культура СМИ» подразумевается некий фрагмент культурной реальности, одна из форм культуры, обладающая многослойным феноменальным и ноуменальным содержанием, сложной структурой, жизненными функциями и сложными механизмами динамики.

Список использованной литературы





  1. Богатырева, Т.Г. Синергетика глобальных социокультурных процессов и культурная политика / Т.Г.Берг // Глобализация: синергетический подход. - http://spkurdyumov.narod.ru/D46Bogatireva.htm

  2. Кириллова, Н. Б. (1949-). Медиалогия как синтез наук [Текст] : монография / Наталья Кириллова. - Москва : Академический проект, 2013. - 366 с.

  3. Куренной, В. - Исследовательская и политическая программа культурных исследований. Исследовательская и политическая программа культурных исследований. ЛОГОС: Исследовательская и политическая программа культурных исследований б.г. ISBN отсутствует. ... 2012.– № 1 (85).– С. 14-80

  4. Перевалов, В.В. Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры: учеб. Пособие В. В.Перевалов. - М.: МГУП, - 2021. - 191 с.

  5. Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты» (1947) — https://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/10/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%9C.-%D0%90%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%A2.-%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.-%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.-1997.pdf?189db0&189db0 (тата обращения 01.05.2023 г.)

  6. Черных, А. Мир современных медиа / Алла Черных. - Москва : Территория будущего, 2007. - 308 с.

  7. Чернов, А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А.Чернов http://www.isn.ru/public/Book.zip

  8. Toulmin S. Rationality and scientific descovery. -In: Boston studies in the philosophy of science Boston; Dordrecht, 1974, vol.20. 440 p.

  9. Kellner D. Media Culture: Cultural Studies, Identity and Politics between the Modern and the Post-modern. L.: Routledge, 1995. 191 p

  10. Williams R. Keywords : A Vocabulary of Culture and Society / R. Williams. - L.: Fontana : Croom Helm, 1976. - 286 p.

  11. Hall S. Introduction // Representation. Cultural representations and signifying practices. Ed. by S. Hall. – London etc., 1997, р.67





1 Toulmin S. Rationality and scientific descovery. -In: Boston studies in the philosophy of science Boston; Dordrecht, 1974, vol.20. p. 25

2 Kellner D. Media Culture: Cultural Studies, Identity and Politics between the Modern and the Post-modern. L.: Routledge, 1995. P. 54

3 Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты» (1947) — https://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/10/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%9C.-%D0%90%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%A2.-%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.-%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.-1997.pdf?189db0&189db0 (тата обращения 01.05.2023 г.)

4 Черных, А. Мир современных медиа / Алла Черных. - Москва : Территория будущего, 2007. - с. 22

5 Williams R. Keywords : A Vocabulary of Culture and Society / R. Williams. - L.: Fontana : Croom Helm, 1976. - 286 p.

6 Hall S. Introduction // Representation. Cultural representations and signifying practices. Ed. by S. Hall. – London etc., 1997, р.67

7 Куренной, В. - Исследовательская и политическая программа культурных исследований. Исследовательская и политическая программа культурных исследований. ЛОГОС: Исследовательская и политическая программа культурных исследований б.г. ISBN отсутствует. ... 2012.– № 1 (85).– с. 15

8 Кириллова, Н. Б.Медиалогия как синтез наук [Текст] : монография / Наталья Кириллова. - Москва : Академический проект, 2013. - 366 с.

9 Кириллова, Н. Б.Медиалогия как синтез наук [Текст] : монография / Наталья Кириллова. - Москва : Академический проект, 2013. - с. 25

10 Перевалов, В.В. Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры: учеб. Пособие В. В.Перевалов. - М.: МГУП, - 2021. - 191 с.

11 Богатырева, Т.Г. Синергетика глобальных социокультурных процессов и культурная политика / Т.Г.Берг // Глобализация: синергетический подход. - http://spkurdyumov.narod.ru/D46Bogatireva.htm

12 Чернов, А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А.Чернов http://www.isn.ru/public/Book.zip