Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития коммерции и предпринимательства за рубежом
История развития коммерции в европейских странах
История развития коммерции в США
Глава 2. История развития коммерции и предпринимательства в России
2.1. Зарождение предпринимательства в России. Эпоха Петра I
2.2. 19-ый век – начало 20-ого века.
2.4. Конец 20-ого – Начало 21-ого века. Электронная коммерция
Сибирский путь шел водой из Москвы до Нижнего Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. От Енисейска купцы двигались в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов продолжала путь и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск.
Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск и Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало.
Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными предпринимательскими центрами данного пути были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки. В экономическое освоение огромной территории России предприниматели вложили гигантские усилия. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, они нередко принимали участие в организации их производства.[11]
2.2. 19-ый век – начало 20-ого века.
Около пяти миллионов человек занимались предпринимательством в 19-20 веках, наиболее массовыми группами являлись: богатые крестьяне, ремесленники, торговцы. В 19 веке символом русского предпринимательства стала семья старообрядцев Морозовых. Глава семьи Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, спустя некоторое время он стал владельцем шелкоткацкого заведения. В 1820 г. Савва Морозов вместе с сыновьями выкупается на волю за 17 тыс. руб. В 1820–1840-е г. Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые во второй половине 19 века вырастают в четыре огромных фирмы. Перед революцией собственные капиталы семьи составляли более 110 млн руб.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60–70-х г. 19 века разделили историю России на дореформенный период и пореформенный период. Последний, который продлился до 1913 г., можно назвать «золотым веком предпринимательства».[12]
Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 1880-м гг. завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений. В сельском хозяйстве, благодаря проведению столыпинской реформы, были созданы предпосылки крестьянского предпринимательства, которое, однако, из-за незавершенности реформ не достигло уровня фермерства. Помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России.
Реформы 1861 г. создали более благоприятные условия для функционирования частного предпринимательства благодаря расширению рынка рабочей силы, развитию акционерных обществ и финансово-кредитных организаций.
Российское предпринимательство в этот период формировалось главным образом путем вытеснения крепостного вотчинно-дворянского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий формами разного рода деятельности. В соответствии с российским законодательством организационными формами предпринимательства являлись единоличные предприятия, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Для того чтобы стать участником торгового дома, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым.
2.3. Начало 20-ого века.
В начале XX в. в России ведущую роль играли акционерные общества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатобумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функционирующим акционерным фирмам в 1901–1905 гг. относились страховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доходность которых достигала 8,9–14,6%.[13]
Иностранный капитал активно инвестировался и играл существенную роль в экономике России. Зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность.
Таким образом, в период с конца XIX в. до Первой мировой войны происходило бурное развитие торгово-промышленного капитала. Начиная с 1914 г., включая этап военного коммунизма, по 1921 г. проводилась политика ликвидации коммерческого рынка, характеризующаяся антирыночной экономикой, насаждающей директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Распространившаяся государственная монополия на средства производства и объявление предпринимательства вне закона крайне сузили возможности рынка. Во время советской власти, начиная с 1917 г., предпринимательство практически находилось вне закона.[14]
В годы «военного коммунизма», большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. НЭП включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета.
В промышленности стали возникать синдикаты – добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, особенно если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников).[15]
Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам.
В 1922 г. было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков, укрепился советский рубль.
В период НЭПа (1921–1928 гг.) активно возрождались биржи и ярмарки. С декабря 1921 г. в Москве начала действовать Центральная товарная биржа. К 1923 г. насчитывалось около 70 бирж, на которые приходилась значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в биржевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государственным структурам. Они охватывали 80% биржевых продаж. Государство не только поддерживало и сохраняло сложившиеся позиции в оптовой торговле, но и неуклонно способствовало вытеснению из этой сферы частного предпринимательства.[16]
Особенно медленно шел процесс становления кредитно-банковской системы, построенной на принципах коммерческо-денежного обращения. К осени 1923 г. в стране было создано два частных коммерческих банка и около 40 обществ взаимного кредита.
Что касается привлечения иностранных инвестиций в период НЭПа, то они имели значительные ограничения как по целям и объектам, так и по объему. Многие зарубежные предприниматели предпочитали не вкладывать капитальные средства в советскую экономику. Они избегали долгосрочных капиталовложений, отказывались инвестировать их в нашу промышленность. Ограниченные капиталы направлялись в сферу торговли в расчете на быстрый оборот, прибыль и минимальный риск.
Однако со второй половины 1920-х гг. начались первые попытки свертывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жесткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). В октябре 1928 г. началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут. Юридически НЭП была прекращена только 11 октября 1931 г., когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.[17]
Начиная с 1965 г., ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, которая представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий, 1) восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства; 2) сокращалось количество директивных плановых показателей 3) расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счет собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения; 4) ключевое значение придавалось ин- тегральным показателям экономической эффективности производства – прибыли и рентабельности. За счет прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов – фонды развития производства, материального поощрения, социальнокультурного назначения, жилищного строительства, др.; 5) ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства.
Таким образом, реформа А. Н. Косыгина раскрепощала товарно-денежные отношения, расширяла хозяйственную самостоятельность предприятий, объединений и организаций, широко использовала приемы материального стимулирования, произошло минимальное размораживание предпринимательства (в основном в «теневом», незаконном аспекте, появлялись частные предприниматели в виде «цеховиков», «спекулянтов», «фарцовщиков»).
2.4. Конец 20-ого – Начало 21-ого века. Электронная коммерция
Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи «перестройки».
На первом этапе перехода к рыночной экономике (1990–1991 гг.) вступили в действие Законы РСФСР от 24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента россияне могли легально заниматься предпринимательством. Тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. В 1992 г. был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России).[18]
На втором этапе (1992–1993 гг.) была проведена масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий.
Решающее значение имели постановления Правительства Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» и от
29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.
В 1989–1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления.
Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.[19]