Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Теоретические основы формирования товарно-ассортиментной политики торговой компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ассортиментная политика - наиболее важный из всех инструментов, с помощью которых любое предприятие должно действовать на постоянно меняющемся рынке. В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задача предприятия - удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При нерациональной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли предприятия, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках. Обоснованность принимаемых решений по вносимым изменениям в структуру розничного ассортимента на предприятиях сферы торговли во многом зависит от правильности разработки и реализации их ассортиментной политики. Формирование ассортимента составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.

Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят его экономические показатели. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в товарно-ассортиментной политике, владеет методами её реализации и максимально эффективно управляет ею.

Вышеизложенное, подтверждает актуальность исследуемой темы.

Объектом исследования в данном проекте выступает торговая компания «Магия света», которая осуществляет розничную продажу товаров.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

Предметом исследования является ассортиментная политика компании «Магия света».


Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики компании «Магия света».

Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:

раскрыть теоретические подходы к формированию товарно-ассортиментной политики предприятия;

провести анализ хозяйственной деятельности и ассортиментной политики компании «Магия света»;

разработать мероприятия по совершенствованию товарно-­ассортиментной политики магазина «Магия света»;

При выполнении работы будут использованы следующие методы

исследования: изучение научной и учебной литературы, полевые исследования, а также сравнительный метод. В ходе работы будет изучена организационная структура компании, отдела маркетинга и их должностные обязанности.

Глава 1. Теоретические основы формирования товарно-ассортиментной политики торговой компании

1.1 Понятие, характеристика и методы формирования товарного ассортимента

Ассортимент товаров - набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку. Термин ассортимент произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров [4, с. 215].

С точки зрения интересов торгового предприятия под товарным ассортиментом следует понимать набор связанных между собой товаров, оптимальное объединение которых при продаже способно максимально удовлетворить спрос покупателей и принести предприятию прибыль. Так, если торговое предприятие располагает большим набором различных товаров, ориентированный на все вкусы и финансовые возможности покупателей, то у него возрастают шансы на то, что каждый посетитель магазина сделает покупку, следовательно, приносит определенный доход предприятию. При этом следует иметь в виду, что ни один магазин не в состоянии формировать такой ассортимент товаров, который бы удовлетворил всех покупателей во всем разнообразии их спроса. Однако, нужно учесть, что рационально подобранный ассортимент является тем «магнитом», который притягивает покупателей.


Значимость работы по формированию оптимального ассортимента повышается в связи с неоднородностью покупательского сегмента и в связи с ужесточением конкуренции на потребительском рынке товаров и услуг. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам и услугам. В тоже время современный товарный рынок характеризуется появлением все большего числа коммерческих фирм конкурентов. Это требует от руководителей каждой торговой фирмы определения своей ниши, рационального формирования и оперативного управления ассортиментом товаров каждого торгового предприятия.

Ассортимент товаров должен отвечать следующим требованиям [24, c.33]:

гарантировать полноту охвата товаров;

обеспечивать гибкость построения и возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая общей системы классификации;

учитывать потенциальные изменения в ассортименте;

способствовать всестороннему изучению потребительских свойств товаров;

содействовать улучшению торговой деятельности предприятия.

Товарный ассортимент состоит из:

товарных групп;

товарных категорий;

товарных линий;

товарных единиц.

Товарная группа - совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров.

Товарная категория - совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной групп.

Товарная линия - совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам, или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон.

Также необходимо рассмотреть, чем отличается номенклатура от ассортимента.

Товарный ассортимент - это группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенных одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения [2, с.215].

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых конкретной фирмой [2, с.215]. Например, номенклатура - холодильники, стиральные машины; ассортимент

холодильники; ассортиментные группы - холодильники одно-, двухкамерные; ассортиментные позиции - двухкамерные холодильники марки А, Б. Таким образом, понятие номенклатура шире, чем ассортимент.

Основными показателями ассортимента являются структура, широта, полнота, длина, глубина, устойчивость, новизна, насыщенность и согласованность.

Структура ассортимента - это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.


Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты [14, с.25]:

Кш = Шд/ШБ* 100%, (1.1)

где Шд- количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже; ШБ - базовое количество видов, разновидностей, наименований товара.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты

Кп ассортимента, который определяют по формуле [14, с.25]:

Кп=Пд/Пб* 100%, (1.2)

где Пд - полнота действительная (фактическое количество видов товаров на момент обследования; Пб - полнота базовая (количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр.)

Длина ассортимента (российские маркетологи называют этот показатель насыщенностью ассортимента) - это общее количество составляющих его отдельных единиц [8, с.127].

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Пд/Пб* 100%, (1.3)

где Пд - фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе; ПБ - базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.

Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = У/Шд * 100%, (1.4)

где У - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом; Шд - количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов - 0,80; для специализированных магазинов -

0,75.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Кн = Н/Шд* 100%, (1.5)

где Н-количество новых видов и наименований товаров;

Шд - количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже.

Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий.


Насыщенностью ассортимента называют количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах.

Согласованность (гармоничность) ассортимента - степень близости между разными товарными группами. Показывает, насколько родственны между собой различные товарные линии с точки зрения конечного использования, производственных требований, каналов распределения и т. д.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам [24, с.45]:

Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемого контингента покупателей.

Для анализа методов формирования товарного ассортимента целесообразно рассмотреть методы, предложенные такими авторами, как, Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, П. С. Завьялов, при этом также интересно рассмотрение матрицы Маркона. Данные методы отличаются между собой, поэтому дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выделим их преимущества и недостатки.

Формирование и реализация ассортиментной политики особенно важны при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Для формирования ассортиментной политики необходима информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, эти данные требуются для определения условий безубыточной работы и управления совокупной прибылью для оптимизации налогообложения, а также прогнозирования возможных вложений собственных средств компании в развитие бизнеса. В основе формирования ассортиментной политики предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия.

Таким образом, в рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования товарного ассортимента для торговых предприятий

1.2 Сущность и задачи товарно-ассортиментной политики