Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование на примере ООО «ВИКАРИС» (Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов оптового торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов оптового торгового предприятия
1.1 Понятие и задачи учета финансовых результатов
1.2 Бухгалтерский учет и методика анализа финансовых результатов оптового торгового предприятия
2. Анализ результатов коммерческой деятельности ООО «ВИКАРИС»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
3. Пути совершенствования финансовых результатов и их увеличения ООО «Викарис»
3.1 Мероприятия по совершенствованию учета прибыли
3.2 Снижение себестоимости продукции как важнейший фактор увеличения прибыли
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Финансовый результат деятельности коммерческой организации выступает как сложная экономическая категория. Важность вопросов, связанных с формированием финансового результата коммерческой организации, определяется тем, что финансовый результат влияет на степень благосостояния не только хозяйствующих субъектов, но и государства в целом, поскольку государство вправе претендовать на часть полученных хозяйствующими субъектами прибылей в виде обязательных платежей.
В системе целей, формулируемых собственниками оптового торгового предприятия, задача генерирования прибыли занимает центральное место.
Прибыль – особый воспроизводимый ресурс коммерческой организации, многогранный показатель, характеризующий разные стороны бизнеса: его конечный результат, эффект коммерческой деятельности предприятия, чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования оптового торгового предприятия. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его коммерческой деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях, тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции оптового торгового предприятия на рынке.
В широком смысле прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной коммерческой деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.
Таким образом, прибыль является составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов народного потребления и др. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования является коммерческая деятельность Общества c ограниченной ответственностью «Викарис».
Предметом исследования – учет и оценка финансовых результатов коммерческой деятельности предприятия.
Цель исследования - разработка предложений по оптимизации учета финансовых результатов, выявлению резервов роста прибыли и рентабельности предприятия.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. изучение теоретических основ учета финансовых результатов и методических аспектов их анализа;
2. анализ показателей деятельности предприятия;
3. исследование бухгалтерского учета финансового результата ООО «Викарис» на основе действующей нормативно-правовой базы;
4. анализ прибыли и рентабельности предприятия;
5. разработка рекомендаций по оптимизации учета и повышению финансовых результатов деятельности исследуемого предприятия.
Научно-методической основой работы послужили законодательные и нормативные акты, учебная и специальная литература по бухгалтерскому учету и экономическому анализу, материалы периодической печати, Интернет-ресурсы.
Информационной базой для выполнения исследования являются учредительные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность ООО «Викарис» за 2015 – 2017 гг.
В курсовой работе были использованы следующие обозначениясокращения:
Аббревиатура |
Полное название |
ООО |
Общество с ограниченной ответственностью |
РФ |
Российская федерация |
ПБУ |
Положение по бухгалтерскому учету |
НДС |
Налог на добавленную стоимость |
М.П. |
Материальное поощрение |
руб. |
Рубли |
коп. |
Копейки |
тыс.руб. |
Тысячи рублей |
1. Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов оптового торгового предприятия
1.1 Понятие и задачи учета финансовых результатов
Финансовый результат – главный критерий оценки деятельности для предприятий. Он характеризуется обобщающими показателями эффективности текущей деятельности предприятия – объемом продаж (продукции, работ, услуг) и полученной прибылью, складывается по результатам процессов производства и реализации продукции и зависит, таким образом, от ряда объективных и субъективных факторов:
- степени использования коммерческой организацией производственных ресурсов;
- изменения ситуации на сырьевых, товарных и финансовых рынках.
- соблюдения договорной и платежной дисциплины. [15,96]
Величина полученной в отчетном периоде прибыли определяет доходы собственников бизнеса, вознаграждении работников организации, налоговые поступления в бюджет. Финансовый результат – индикатор привлекательности коммерческой организации для партнеров по бизнесу, кредиторов, инвесторов.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития предприятий. [17,3] Последние получают прибыль главным образом от продажи продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и.т.д.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.
В самой общей форме прибыль можно определить как доход фирмы, который выступает в виде прироста собственного капитала.
В разных сферах экономики прибыль образуется неодинаково. В производственной фирме процесс образования прибыли проходит два этапа:
- прибыль образуется при создании новой стоимости и может быть получена только после реализации товаров на рынке;
- созданная в производстве прибыль окончательно формируется после купли-продажи произведенной продукции, в ходе которой реализуется вся товарная стоимость.
Прибыль как форма реализованной стоимости полностью завершает весь процесс формирования дохода производственной фирмы.
Прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от следующих факторов:
- Себестоимость изделий.
Она представляет собой расходы на производство товаров. Себестоимость может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: прямые и косвенные затраты на единицу продукции.
Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:
- расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;
- затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.
Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров.
Косвенные (или условно-постоянные) расходы не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним относят:
- аренду здания;
- заработную плату служащим;
- страховку имущества;
- обслуживание машин (их амортизация и ремонт);
- коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и затраты на реализацию продукции) (ее транспортировка, сбыт, реклама и т. п.), выплаты по процентам на заем.
Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размеров производства себестоимость единицы продукции снижается. Здесь видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.
- Уровень цен.
Здесь возможно пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий.
Во-первых, цена может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, выручка за товар совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена совпадает по своей величине со стоимостью, то предприятие получает всю прибыль, заключенную в товаре. И, наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег, чем величина стоимости, то предприятие получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.[19,248]
При расчете (общей, суммарной) прибыли, прежде всего, определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период). Эта сумма может быть определена путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданной продукции.
Масса валовой прибыли – это разница между суммой продаж и совокупными издержками производства (или себестоимостью товаров).
Образование массы валовой прибыли зависит от:
а) производственных факторов – совокупных издержек и масштабов производства;
б) рыночного фактора – уровня оптовых (сбытовых) цен.
После того как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.
Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Таким образом, показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. [12, 104]
Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.[24, 58]
Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным относятся прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от прочих операций, балансовая (валовая) прибыль, чистая прибыль.
Выручка от реализации (валовой доход) представляет собой общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Она включает в себя доходы от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.п.
Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), исключая налоги на добавленную стоимость, акцизы, и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.
Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату называют балансовой прибылью или прибылью до налогообложения. Его получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и не основной деятельности предприятия.