Файл: Реферат по предмету история логопедии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1040

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С. ПУШКИНА»


Факультет специального (дефектологического) образования

Кафедра логопедии

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ»
ТЕМА: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ


44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль – логопедия



Выполнила:

студентка II курса

заочной формы обучения

направление – специальное (дефектологическое) образование

Толстова Юлиана Витальевна





Введение


Логопедия как отрасль научных знаний возникла на стыке разных наук: лингвистических, медико-биологических, социально-психологических, педагогических.

Основополагающее и многофункциональное значение языка и речи в социальном развитии человека, сложность собственно самой речевой деятельности, связанной с физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения, — все это объясняет и подтверждает необходимость выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний.

Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их зарождения, накопления, развития и изменения. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии. Ретроспективный аспект изучения вопросов логопедии, с одной стороны, позволяет увидеть, как последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармонического развития, с другой стороны – проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах её устранения.


Самые первые представления о речевых расстройствах и приемах их преодоления прежде всего были связаны с естественными условиями жизни древнего человека, с его первичными инстинктами сохранения жизни и физического здоровья, с его мистическим и религиозным воображением, с его верой в сверхъестественные силы и чудеса. Это нашло отражение в религиозных мифах и суевериях, в разного рода молитвах, заклинаниях, обрядовых ритуалах, заговорах и т. д. Дальнейшее накопление и систематика научных знаний в Древнем мире вели к тому, что расстройства речи преимущественно рассматривались в ряду с разными повреждениями физического здоровья и болезнями, поражающими человека (медицинские истоки).

Следующий период в развитии логопедии отражает накопления лингвопедагогических представлений развитии правильной речи у детей (педагогические истоки). Это было связано прежде всего с интенсивным развитием педагогики в Западной Европе и России в XVI — середине XIX вв. Касаясь разных проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители — гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги, общественные деятели того времени немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи и ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

В этот период создается довольно целостная, научно обоснованная система знаний о формировании правильной речи у ребенка (воспринимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), обсуждаются необходимые приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки детской речи.

Таким образом, накопление лингвопедагогических представлений о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в развитии разных видов и сторон детской речи, послужило той базой (истоками, предпосылками, основой), на которой впоследствии выстраивались первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педагогических приемах ее исправления (перевоспитания, специального обучения). Другими словами, накопление (в период интенсивного развития педагогики) лингвопедагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделения впоследствии вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний – логопедии.



Первый период развития логопедии
Первые сведения в речевых расстройствах и приемах их преодоления


В этом разделе рассмотрим взгляды представителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима, Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков, Западной Европы 5 – 16 веков; Древней Руси 9 – 16 веков.

Древний восток


К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (IV — II тысячелетие до н. э.), Грецию (V —IV века до н.э.), Римскую империю (II век до н. э. — II век н. э.). Уже за несколько тысячелетий до н.э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенной системе научные представления. Рассмотрим взгляд в некоторых странах:

Египет (4 тыс. лет до н.э.). Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими и другими знаниями египтяне обладали познаниями и в медицине. В одном из древнейших папирусов (до нас дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. В зависимости от случая, является ли он поправимым, сомнительным или безнадежным, врач говорил: «Я буду его лечить», или «Я буду бороться», или «Я не буду его касаться». Вот описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами: Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться. Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову». В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций – на связь мозговой деятельности с управлением конечностей. Речь идет о чем? О травматической тотальной афазии. Лурия в годы войны подтвердил, что ранение левого полушария ведет к разным «тотальным» расстройствам в речевой деятельности: не говорит, не понимает.

Индия. В священной литературе («Веды»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Не
было ни одной хирургической операции, которая не имела бы характера священнодействия. Как больной, так и сам врач обязаны были задолго до операции приготовить себя целым рядом религиозных обрядов — очиститься духовно и телесно. Трактат состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика.

Китай. О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину. Он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствуют обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особенность китайцев».

Религиозные мифы и сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно. Интересна версия о причине заикания. Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Таким образом «в памятниках старины» Древнего Востока находили упоминание о таких речевых расстройствах:

  • потеря слуха, контроля за движением рук, ног;

  • внезапные потери речи, немота (с сохранным слухом); глухота (с сохранной речью)4

  • расщелины губы, неба;

  • заикание, косноязычие, немота на почве нервного потрясения.