Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1040
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Первый период развития логопедииПервые сведения в речевых расстройствах и приемах их преодоления
Ближний и средний восток (5-18в.в.). Византия, Арабские Халифаты, Средняя Азия
Западная Европа и древняя Русь. V-XVI вв.
Россия. XVIII - середина XIX ВВ.
Второй период развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в)
Третий период развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
Четвертый период развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С. ПУШКИНА»
Факультет специального (дефектологического) образования
Кафедра логопедии
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ»
ТЕМА: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ
44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль – логопедия
Выполнила: |
студентка II курса заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое) образование Толстова Юлиана Витальевна |
|
Введение
Логопедия как отрасль научных знаний возникла на стыке разных наук: лингвистических, медико-биологических, социально-психологических, педагогических.
Основополагающее и многофункциональное значение языка и речи в социальном развитии человека, сложность собственно самой речевой деятельности, связанной с физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения, — все это объясняет и подтверждает необходимость выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний.
Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их зарождения, накопления, развития и изменения. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии. Ретроспективный аспект изучения вопросов логопедии, с одной стороны, позволяет увидеть, как последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармонического развития, с другой стороны – проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах её устранения.
Самые первые представления о речевых расстройствах и приемах их преодоления прежде всего были связаны с естественными условиями жизни древнего человека, с его первичными инстинктами сохранения жизни и физического здоровья, с его мистическим и религиозным воображением, с его верой в сверхъестественные силы и чудеса. Это нашло отражение в религиозных мифах и суевериях, в разного рода молитвах, заклинаниях, обрядовых ритуалах, заговорах и т. д. Дальнейшее накопление и систематика научных знаний в Древнем мире вели к тому, что расстройства речи преимущественно рассматривались в ряду с разными повреждениями физического здоровья и болезнями, поражающими человека (медицинские истоки).
Следующий период в развитии логопедии отражает накопления лингвопедагогических представлений развитии правильной речи у детей (педагогические истоки). Это было связано прежде всего с интенсивным развитием педагогики в Западной Европе и России в XVI — середине XIX вв. Касаясь разных проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители — гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги, общественные деятели того времени немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи и ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.
В этот период создается довольно целостная, научно обоснованная система знаний о формировании правильной речи у ребенка (воспринимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), обсуждаются необходимые приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки детской речи.
Таким образом, накопление лингвопедагогических представлений о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в развитии разных видов и сторон детской речи, послужило той базой (истоками, предпосылками, основой), на которой впоследствии выстраивались первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педагогических приемах ее исправления (перевоспитания, специального обучения). Другими словами, накопление (в период интенсивного развития педагогики) лингвопедагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделения впоследствии вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний – логопедии.
Первый период развития логопедии
Первые сведения в речевых расстройствах и приемах их преодоления
В этом разделе рассмотрим взгляды представителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима, Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков, Западной Европы 5 – 16 веков; Древней Руси 9 – 16 веков.
Древний восток
К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (IV — II тысячелетие до н. э.), Грецию (V —IV века до н.э.), Римскую империю (II век до н. э. — II век н. э.). Уже за несколько тысячелетий до н.э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенной системе научные представления. Рассмотрим взгляд в некоторых странах:
Египет (4 тыс. лет до н.э.). Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими и другими знаниями египтяне обладали познаниями и в медицине. В одном из древнейших папирусов (до нас дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. В зависимости от случая, является ли он поправимым, сомнительным или безнадежным, врач говорил: «Я буду его лечить», или «Я буду бороться», или «Я не буду его касаться». Вот описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами: Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться. Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову». В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций – на связь мозговой деятельности с управлением конечностей. Речь идет о чем? О травматической тотальной афазии. Лурия в годы войны подтвердил, что ранение левого полушария ведет к разным «тотальным» расстройствам в речевой деятельности: не говорит, не понимает.
Индия. В священной литературе («Веды»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Не
было ни одной хирургической операции, которая не имела бы характера священнодействия. Как больной, так и сам врач обязаны были задолго до операции приготовить себя целым рядом религиозных обрядов — очиститься духовно и телесно. Трактат состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика.
Китай. О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину. Он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствуют обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особенность китайцев».
Религиозные мифы и сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно. Интересна версия о причине заикания. Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Таким образом «в памятниках старины» Древнего Востока находили упоминание о таких речевых расстройствах:
-
потеря слуха, контроля за движением рук, ног; -
внезапные потери речи, немота (с сохранным слухом); глухота (с сохранной речью)4 -
расщелины губы, неба; -
заикание, косноязычие, немота на почве нервного потрясения.